Evasamara.ru

Авто журнал
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды смазки подшипников

Смазка для подшипников скольжения

Все работающие механизмы имеют трущиеся или вращающиеся детали. Для того чтобы работа происходила с минимальным трением применяется смазочные материалы. Дополнительно смазка выполняет функции по охлаждению, уменьшению износа контактирующих между собой движущихся деталей, защищает детали от коррозии.

Рис. 1 Устройство подшипника скольжения.

Виды смазки подшипников скольжения и качения

  • Широко распространены составы на основе нефтяных продуктов, которые получают из остаточных продуктов перегонки нефти, из называют нефтяными.
  • Синтетические. Продукция производится искусственным (синтетическим) способом. Синтетические масла имеют преимущество перед нефтяными: обладают более узкими заданными свойствами, поэтому применяются для определённых видов подшипников, например, керамика, пластмасса, втулки из специальных порошковых сплавов. Однако, синтетические масла более дорогие чем нефтяные, поэтому используются только в ответственных узлах и механизмах.
  • Жировые изготавливаются на основе животного жира и обладает широким диапазоном и свойством смазывания, имеют хорошие характеристики. Но их применяют редко из-за сложности производства.
  • Пластинчатые смазки изготавливается добавками для сгущения жидких масел, обычно — это мыльные загустители жирных кислот. В зависимости от типа загустителя пластинчатые смазки делятся на солидол, литол, костален. К достоинствам подобных смазок относят слабые изменения пластичности от изменения температуры применения. Применяются такие мази в механизмах, работающих при ударных нагрузках и малых скоростях.
  • Твердые смазочные материалы обычно имеют порошкообразное состояние: различные дисульфиды, графит применяется для мягких металлических покрытий.
  • Для отдельных видов механизмов в качестве смазок применяется вода или газ под давлением.

Подвод консистентной и жидкой смазки к подшипникам качения и скольжения

Рис.2 Вкладыш подшипника скольжения.

Подвод смазки к узлам подводится по ходу вращения вала во втулки в зону максимального зазора. Распределение смазки по длине вкладыша производится по специальным смазочным каналам, которые располагаются в зоне наименьшей загрузки. В стыках вкладышей протачиваются углубления — карманы, которые одновременно являются емкостью для дополнительной смазки и сбора продуктов изнашивания.

Способы доставки смазки в подшипники скольжения

Подача материала в зону трения может осуществляться несколькими способами:

  • самотёком;
  • при помощи фитильных смазочных устройств;
  • под давлением от насоса.

Рис.3 Смазка фитильным способом (шерстяными косами)

Фитильная (польстерная) подача масла для смазки подшипников скольжения осуществляется из емкости по шерстяным прядям свитыми из шерстяных нитей, которые одним концом опущены в жидкое масло, вторым касаются вращающихся валов или осей.

Жидкая смазка благодаря капиллярным свойствам шерстяных тканей поднимается вверх, обеспечивая доставку смазочного материала на необходимую высоту. Основное применение польстерных смазочных узлов на железнодорожном составе.
Для ответственных узлов применяется принудительная доставка смазки давлением от насосов, обычно это шестеренчатый насосы различной мощности (НШ).

Смазка для подшипников скольжения электродвигателей

Электродвигатели с подшипниками качения выпускаются в больших количествах и применяются в широком диапазоне механизмов. Для специального оборудования, работающего с большими пиковыми значениями радиальных нагрузок и высокими скоростями, применяются электродвигатели специального назначения, в которых применены подшипники скольжения, аналогичное устройство имеет отдельные типы малогабаритных моторов. Смазка для таких двигателей применяется в общем ассортименте для опорных подшипников скольжения.

Какая смазка лучше для подшипников скольжения

Основная часть подшипников скольжения работает в условиях высоких значений статического и динамического напряжения. Благодаря конструкции узла нагрузка распределяется по всей контактной поверхности, поэтому удельное давление на единицу площади у подшипников скольжения меньше чем качения или зубчатых передач. Но это свойство работает только при правильно подобранной смазке.

Основные критерии выбора

  • Необходимый диапазон рабочей температуры;
  • Нагрузочная способность (предельная нагрузка);
  • Для механизмов установки в пищеблоках, наличие пищевого допуска;
  • Состояние окружающая среды.

Термостойкая смазка для подшипников скольжения

К высокотемпературным смазкам для подшипников скольжения относится виды, которые сохраняют свои заданные свойства при температуре +100°С и выше. Это достигается добавлением определённых компонентов к основе. Это могут быть мелкодисперсная фракция молибдена, графита, или цветных металлов.

Внимание! если в составе высокотемпературной смазки имеется легирующие элементы из цветных металлов. Какие смазки применяются только для керамических или стальных подшипников.

Efele SG-394

Смазка на синтетической основе, химически стойкая, имеет пищевой допуск H1. В основе перфторполиэфир и политетрафторэтилен. Обладает хорошей адгезией, несущей способностью и антикоррозионными свойствами. Может работать с любыми пластмассами и эластомерами.

Свойства

  • Отсутствует температура каплепадения — смазочный материал не плавится и не течет при нагреве;
  • Совместима с пластмассами;
  • Совместима с эластомерами;
  • Не окисляется;
  • Рабочий диапазон от — 20 до +265 °С.
Читать еще:  Силиконовая смазка аэрозоль для авто

Luqui Moly LM 50

Смазка от немецких производителей на литиевой основа, кроме подшипников скольжения этот состав применяется в различны системах автомобиля, как вращающиеся детали распределителя, смазка ступицы. Устойчив к агрессивной среде от посыпок дорог, рабочий диапазон температур -30 до +160°С, что очень хорошо подходит для эксплуатации на автомобилях.

    Высококачественное немецкое производство гарантирует качество смазки.
    Достоинства
  • однородная пластичная масса;
  • высокая адгезия, отлично защищает от коррозии;
  • не вытекает из подшипников;
  • противостоит соленой воде;
  • может применяться для условий пиковых нагрузок.

Силиконовая смазка для подшипников скольжения

Silicot

Силиконовая смазка применяется для слабо нагруженных узлов трения, хорошо защищает изделия от попадания влаги, в том числе — резиновые изделия, пластик и другие материалы. смазка пластична и долговечна.

Свойства смазки

  • Образует прочную водостойкую пленку устойчивую с соленой воде;
  • Рабочая температура от -50 до +230 °С;
  • Не раздражают кожу рук;
  • Может применяться при трении пар следующих материалов: металл-металл, резина — метал, пластик — резина, кожа — металл.

Дополнительную информацию о применении силиконовых смазок можно узнать из приведенного видео ниже.

Виды смазки подшипников скольжения

Для нормальной работы подшипника скольжения необходимо наличие смазочного материала между поверхностями вкладыша и цапфой вала. Смазывание – это способ подведения смазочного материала в зону трения, а смазкаэто воздействие смазочного материала.

Различают три основных вида смазки подшипников скольжения:

1) граничная смазка, когда поверхности вала и подшип­ника соприкасаются по всей или большей части контактной поверхно­сти; разделительный смазочный слой отсутствует (рис. 2.1, а). Этот вид смазки характерен для пускового периода работы подшипника. Вал неподвижен, масляный слой между цапфой и вкладышем выдавлен, но на поверхностях сохранена тонкая масляная плёнка толщиной порядка 0,1мкм [4,с. 325]. Толщины этой масляной плёнки не хватает для полного разделения трущихся поверхностей опорного узла.

2) полужидкостная смазка, когда сплошность ма­сляного слоя нарушена: поверхности вала и подшипника соприкасают­ся своими микронеровностями на некоторых участках контактной по­верхности. Этот вид смазки характерен для режима разгона привода. Вращающийся вал вовлекает масло в клиновой зазор между цапфой и вкладышем. При увеличении угловой скорости вращения вала в этом клиновом слое создаётся гидродинамическая подъёмная сила, которая способствует тому, что вал всплывает (см. рис. 2.1, б). Однако, отдельные микровыступы задевают друг за друга при относительном вращении вала и вкладыша подшипника;

3) жидкостная смазка, когда трущиеся поверхности вала и подшипника полностью разделены сплошным масляным слоем; при этом непосредственное трение металлических поверхностей вала и подшипника отсутствует (см. рис. 2.1, в). Этот вид смазки характерен для устоявшегося (рабочего) уровня частоты вращения вала. При этом виде смазки отсутствуют заедание и изнашивание поверхностей цапф вала и вкладышей подшипников.

Рис. 21. Схема подшипника жидкостного трения

Граничную и полужидкостную смазкуобъединяют одним понятием: «несовершенная смазка». Большинство подшипников скольжения работает в условиях полужидкостной смазки, а в периоды пуска и останова машины – в условиях граничной смазки.

Жидкостная смазка наиболее благоприятна для работы подшипника скольжения, так как износа металлических поверхностей не про­исходит, потери на трение и тепловыделение в подшипнике весьма малы (коэффициент трения – около 0,001) [10, с.324]. Однако следует помнить, что жидкостное трение возникает лишь в специальных подшипниках скольжения, например: подшипниках жидкостного трения (ПЖТ). Обязательным условием жидкостной смазки является обильная непрерывная подача масла в подшипник.

Условия жидкостной смазки опоры вала под нагрузкой создаются при вращении цапфы вала, установленной эксцентрично в подшипнике скольжения (см. рис. 2.1). При вращении вала масло непрерывно нагнетается в клиновой зазор между цапфой вала и вкладышем подшипника, в ре­зультате цапфа «всплывает» и трущиеся поверхности разделяются слоем масла, преодолевая нагрузки на опору. Этот самоподдерживающийся процесс создания давления в масляном слое носит название гидродинамического эффекта (подробнее о гидродинамической смазке см. в работе П.И. Орлова [10,с.325]).

Полужидкостная смазка может возникнуть в ПЖТ, если толщина масляного слоя недостаточна для предупреждения соприкосновения микронеровностей поверхностей ва­ла и подшипника. При этом потери на трение и вероятность перегре­ва и выхода подшипника из строя выше, чем при жидкостной смазке.

При граничной смазке разделительный масляный слой на контак­тных поверхностях вала и подшипника отсутствует: масло находится на этих поверхностях в виде адсорбированной пленки (адсорбция – поверхностное поглощение).

Читать еще:  Высокотемпературная смазка для суппортов и направляющих

Если подавать масло в зазор между цапфой вала и вкладышем подшипника от насоса, т.е. под давлением, то создание несущего масляного слоя не будет зависеть от величины угловой скорости. Давление масла должно быть достаточным для того, чтобы вал всплывал. Такой подшипник называют гидростатическим.

Подвод и распределение смазочного материала по контактным поверхностям осуществляют периодически или непрерывно. Для периодической подачи консистентной смазки используют:

а) пресс–масленки по ГОСТ 19853-74. Их устанавливают в труднодоступных местах. Смазочный материал через эти масленки подают при помощи специальных шприцев. Смазку подают до тех пор, пока не будет заполнено от 1/3 до 2/3 свободного объема подшипникового узла. При не­обходимости используют переходные штуцера;

б) колпачковые масленки по ГОСТ 20905-75. Через канал маслёнки пластичный смазочный материал выдавливают в подшипник путём подвинчивания колпачка.

При непрерывной подаче жидкой смазки используют следующие методы:

· смазывание фитильными масленками, т.е. при помощи хлопчатобумажного фитиля, обеспечивает непрерывность подачи масла. При прохождении по фитилю масло фильтруется. Фитильное смазывание основано на принципе сифона, осуществляемого капиллярами хлопчатобумажного фитиля. Чтобы масло поступало к подшипнику конец фитиля, вставленный в трубку маслёнки, должен быть ниже уровня дна резервуара, в который налито масло. Недостатки фитильной смазки – расхо­дование масла в нерабочий период и зависимость подачи масла от его уровня в маслёнке [4, с.331].

· смазывание при помощи кольца наиболее совершенный способ. Кольцо свободно одевают на цапфу вала (оно болтается на валу). Кольцо, вращаясь, захватывает масло и подаёт его на цапфу вала, а затем – в подшипник скольжения;

· разбрызгивание: масло захваты­вается вращающимися деталями и разбрызгивается на внутреннюю поверхность корпуса передачи. Затем по внутренней поверхности корпусных деталей масло стекает обратно в картер, попадая в подшипник;

· циркуляционную систему смазки, прикоторой к рабочим трущимся поверхностям непрерывно подают свежее масло (охлажденное и профильтрованное), а отработанное масло непрерывно отводят. Циркуляционная система смазки очень дорогая и имеет свой привод.

КПД подшипников скольжения зависит от материала вкладыша:

· при чугунном вкладыше h = 0,95…0,96;

· при бронзовом h = 0,97…0,96;

· при баббитовом h = 0,96. 0,99;

· при вкладыше из древесно-слоистого пластика, смазываемого водой, h = 0,98 [4, с.320].

ТОП-7 лучших смазок для подшипников: виды, какой выбрать, характеристики, отзывы

Подшипники — очень распространенные и всем известные узлы, используемые в различном оборудовании, технике, автомобилях. Естественно, в процессе эксплуатации на них воздействуют различные нагрузки, скорости, перепады температур, поэтому без хорошего обслуживания детали быстро выходят из строя и встает вопрос их замены. Используя смазку, вы ощутимо продлите срок эксплуатации деталей, а значит, снизите финансовые расходы и сэкономите семейный бюджет. Кажется, как просто: взял, заложил смазку и все — однако нельзя взять любую смазку и использовать ее, прежде необходимо определиться с типом рекомендованного материала и учесть норму закладки. Далее мы разберемся с видами и маркировкой смазки, назовем лучшие из них и расскажем, как выбрать необходимый материал.

Виды и маркировка

На данный момент существуют следующие основные виды смазки подшипников:

  • Содержащие литий. Очень популярные и доступные, с превосходным соотношением цена/качество. Чаще всего используются автолюбителями.
  • Высокотемпературные. Например, Castrol LMX и Liqui Moly LM 50.
  • На основе полимочевины. Распространены у автолюбителей за их термостойкость.
  • На основе молибдена. Редко используются.
  • Перфторполиэфирные. Высокотехнологичные, но слишком дорогие. Применяются в автоспорте.

Теперь немного о маркировке данных материалов. В нашей стране обозначение смазки, заложенной в подшипник, нормируется ГОСТом 3189-89. Условный знак пластической смазки – буква “С” (русская), обязательно с последующим цифровым индексом – С1, С2, С3 …. С17. Нормативный акт находится в свободном доступе, и вы всегда можете его посмотреть. В России наиболее популярны смазки следующих марок: ЛЗ-31 (С9) и ЛИТОЛ 24 (С17).

Зарубежные производители тоже маркируют выпускаемые смазки. Чаще импортные смазки обозначаются в соответствии с классификацией NLGI:

  • NLGI LA и NLGI LB — используются в подшипниках и шарнирах шасси автомобиля;
  • NLGI GA, NLGI GB и NLGI GC — применяются в сложных и ответственных узлах автомобилей, например в ступичных подшипниках.

ТОП-7 лучших смазок для подшипников

Изучив предложения рынка, мы выбрали 7 лучших смазок:

  • LIQUI MOLY LM 50 Litho HT;
  • Castrol LMX Li-Komplexfett 2;
  • Литол 24;
  • Mobil Mobilgrease Special;
  • Fuchs Titan Renolit Duraplex EP2;
  • МС-1000;
  • StepUp HI-Temperature Universal Lithium Grease w/SMT2.

Расскажем о каждой смазке подробно: опишем, укажем характеристики, преимущества и недостатки, цену.

Читать еще:  Густая силиконовая смазка для резиновых уплотнителей

LIQUI MOLY LM 50 Litho HT

Специально разработанный для ступичных подшипников состав существенно увеличивает срок службы данных деталей и наконец-то позволит российским автолюбителям вздохнуть свободнее. Материал крайне устойчив к окислению, размягчению, воздействию влаги и высокому давлению. Состав имеет темно-синий цвет, не позволяющий оставить необработанные участки.

Как подобрать смазочный материал для подшипников?

Несмотря на развитие технологий производства подшипников, устранить износ комплектующих практически невозможно. Это связано с тем, что в их работе участвует трение. Оно повышает температуру материала, изменяя тем самым его основные характеристики.

Изначально смазки начали применять для того, чтобы свести износ подшипника к минимуму и продлить срок его службы. Позднее с появлением различных присадок открылись и другие уникальные свойства смазочных материалов.


Подшипник с нанесённой на него смазкой

Прежде чем выбирать смазку, следует вспомнить о том, какие задачи она решает в работе, а именно:

  • снижает показатель трения;
  • снижает вероятность загрязнения в зоне контакта;
  • защищает от избыточной влаги и, как следствие, от появления коррозии;
  • улучшает скольжение;
  • равномерно распределяет тепло в подшипнике.

На что обращать внимание при подборе смазочного материала?

Первым делом необходимо определить, в каких условиях эксплуатируется подшипник (нагрузка, частота вращения, температурный режим, производимый уровень шума и вибрации).

После это переходите к выбору смазочного материала. Рекомендуем всегда обращать внимание на следующие характеристики смазок:

Мера «густоты» пластичной смазки. При правильной консистенции пластичная смазка удерживается в подшипнике, не создавая излишнего трения. Консистенцию пластичной смазки классифицируют согласно классам NLGI (Национальный институт пластичных смазок США). Чем мягче пластичная смазка, тем меньше класс NLGI. Для подшипников обычно используется пластичная смазка класса NLGI 1, 2 или 3.

Для работы в условиях низких температур и колебательных движений предпочтительны смазки класса NLGI 1 и ниже, для крупногабаритных подшипников, при вертикальной ориентации вала, высоких температурах и наличии вибраций – смазки класса NLGI 3 и выше.

Параметр сопротивления сдвигу слоёв жидкости. Правильная величина вязкости пластичной смазки обеспечивает достаточное разделение сопряжённых поверхностей качения без излишнего трения. Согласно стандартам ISO вязкость измеряется при 40 °C, так как её величина изменяется вместе с температурой. С помощью значений при температуре 100 °C) вычисляется индекс вязкости. Чем выше численное значение индекса, тем меньше вязкость масла зависит от температуры и тем дольше способен работать подшипник.

3. Диапазон температур

Охватывает допустимый рабочий диапазон пластичной смазки. Находится между нижним температурным пределом (LTL) и верхним пределом рабочих температур (HTPL). LTL — минимальная температура, при которой пластичная смазка обеспечивает нормальную работу подшипника. Ниже этого предела возникает смазочное голодание, приводящее к неисправностям. Выше предела HTPL начинается неконтролируемое ухудшение свойств смазки.

4. Защита от коррозии

Состав смазочного материала должен защищать поверхности подшипника от коррозии. Основным компонентом антикоррозионных смазок является минеральное масло с воскообразными загустителями (парафин, алюминиевые, литиевые и другие мыла жирных кислот) и соответствующими присадками.

5. Точка каплепадения

Температура, при которой пластичная смазка в условиях испытания переходит из полутвёрдого в жидкое состояние. Чем выше значение этого показателя, тем более стойким к воздействию высоких температур является смазочный материал.

6. Дополнительные требования

В некоторых областях применения рабочие условия могут ставить перед пластичными смазками дополнительные требования. При подборе учитывайте следующие рекомендации:

  • для повышения устойчивости к вымыванию водой используйте пластичную смазку с кальциевым, а не литиевым загустителем;
  • для хорошей защиты от коррозии выберите соответствующую присадку;
  • при высоком уровне вибрации выберите механически стабильную пластичную смазку.

Для выбора подходящей пластичной смазки для конкретного типа подшипника и условий его применения можно использовать методические материалы SKF или программу SKF LubeSelect.

А если вы уже определились со смазочным материалом, можно проверить его наличие на нашем сайте.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Если вы уже зарегистрированы на нашем сайте, но забыли пароль или Вам не пришло письмо подтверждения, воспользуйтесь формой восстановления пароля.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×