Смазка шруса низкотемпературная
Смазывающие составы для ШРУСа — разновидности и как выбрать лучшую смазку
Граната или шарнир равных угловых скоростей (ШРУС), является важным функциональным узлом, без которого обойтись невозможно в переднеприводных автомобилях. Раньше я не думал, что ШРУС очень подвержен поломкам и периодически забывал проводить ТО этого механизма, пока не наступил печальный финал моей безалаберности. В общем, тогда я еще был молод и только начинал заниматься ремонтом автомобилей, поэтому, обратился за советом к своему коллеге, более опытному мастеру.
Как мне рассказали, этот механизм очень подвержен серьезным нагрузкам, поэтому для нормальной эксплуатации необходимо регулярно его обслуживать и, что немаловажно смазывать «правильным» составом. Оказалось, что выбрать смазку для ШРУСа, определить какая лучше, не так уж и просто.
Когда я вплотную занялся этим вопросом, оказалось, что одни составы имеют свои преимущества, другие – свои, а универсального вещества все не было, пока я не решил проблему иначе. В общем, в обзоре будет рассказано о том, что входит в состав смазок для ШРУСа, какие бренды и виды смесей более качественные, а от каких стоит отказаться. Если у вас появятся вопросы по теме, то можете смело задавать их в комментариях. Чем могу — помогу.
Зачем смазывать ШРУС?
Грамотный автомобилист не будет задавать таких вопросов, поскольку ответ он и так знает. Совсем иначе обстоит дело с начинающими водителями и механиками. Чтобы оказать помощь, стоит подробнее рассказать о том, какая польза ШРУСу от смазки. Речь идет о следующих моментах:
- предотвращает преждевременный износ деталей, которые постоянно находятся под нагрузкой и подвержены трению;
- вещество способно понизить нагрузку на остальные комплектующие за счет того, что детали смогут свободно вращаться;
- наблюдается сокращение расхода горючего и уменьшение трансмиссионных потерь автомобиля;
- смазывающая масса не дает проникнуть коррозии в механизм.
Помимо указанных функций, смазка сама по себе имеет массу достоинств, но тут важно правильно подобрать продукт. Следует выбирать вещества, которые не вредят органике и синтетическим полимерам, поскольку пыльники и другие детали нередко выполнены из резины или пластика. Крайне важно, чтобы смазывающая масса не растворяла эти элементы.
Основные характеристики смазывающего состава
Поскольку для многих автомобилистов важно, чтобы смазка выполняла все заявленные функции, производители стараются разрабатывать такие составы, характеристики которых позволяют это сделать. Если попытаться перечислить параметры, которые обладают такая продукция, то получится следующий перечень:
- широкий диапазон температур при использовании – до 100 градусов Цельсия, а иногда и больше;
- обеспечение прочного сцепления с поверхностью, иными словами, смазка очень липкая;
- отличные противозадирные свойства. Состав обеспечивает нормальное скольжение детали на протяжении длительного периода;
- стабильность в механическом, физическом и химическом плане. Производителям крайне важно, чтобы смазка сохраняла свои свойства независимо от воздействия внешней среды и нагрузок.
Все эти параметры характеризуют смеси, как качественные и высокофункциональные составы. Продукция отличается хорошими тех. параметрами за счет уникального состава. Здесь следует отметить, что у продукции разных брендов может быть разный состав. Некоторые подробности о смазках для ШРУСа можно найти видеоролике:
Наиболее популярные разновидности смазок для ШРУСа
В настоящее время на мировом, да и на отечественном рынке представлен значительный ассортимент смазок для «гранат». Все виды смазывающих составов можно разделить на три группы, с учетом того, что входит в состав продукции. Составим таблицу.
Как выбрать смазку для ШРУСа?
Шарнир равных угловых скоростей (ШРУС) – важная деталь, используемая в переднеприводных и полноприводных автомобилях. ШРУС передает крутящий момент от трансмиссии на колеса, подвергаясь при этом серьезным ударным нагрузкам; поэтому необходима специальная смазка: она обеспечивает защиту ШРУСов от преждевременного износа и коррозии.
Шарниры равных угловых скоростей бывают различных конструкций, но в современном автомобилестроении используются два основных вида. Первый вид — классический шарнир «Рцеппа-Лебро» с 6 шариками. Этот тип ШРУСа сейчас наиболее распространен в качестве наружных колесных приводов переднеприводных легковых и внедорожных полноприводных автомобилей, реже используются в качестве внутренних или карданных шарниров. Второй вид — триподный шарнир, имеющий меньшие углы поворота, но допускающий более высокие скорости и осевые смещения, используется в основном в качестве внутренних шарниров легковых автомобилей. Эти два вида шарниров требуют два абсолютно разных типа смазки.
Шариковый шарнир Рцеппа, ввиду очень значительных контактных давлений требует смазку, в зависимости от нагрузки, содержащую от 3% до 5% дисульфида молибдена. Смазка изготавливается на минеральной базовой основе, в качестве загустителя используют литиевое комплексное мыло, часто добавляются ЕР-присадки для повышения несущей способности. Ресурс такого шарнира и самой смазки очень велик и приближается к ресурсу самого автомобиля, если бы не резиновые чехлы. Достаточно часто чехлы рвутся из-за механических воздействий. Если разрыв чехла удаётся быстро определить, то достаточно просто поменять чехол и смазку, если нет, то под замену попадает сам шарнир. Большинство производителей поставляют в запчасти чехлы, вместе со смазкой для ШРУСа в обезличенном пластиковом пакете, часто в недостаточном количестве. В ШРУС может понадобиться от 40 до 90 граммов смазки. Смазки для ШРУСов от различных производителей могут существенно отличаться друг от друга, как по цене, так и по свойствам и не следует думать, что с запчастями поставляются продукты с максимального качества. Именно поэтому, Liqui Moly предлагает специальную смазку для ШРУСов LM47 Langzeitfett + MoS2 в отдельных упаковках 100 и 400 гр. LM47 значительно превосходит стандартные смазки и подходит под самые высокие нагрузки и обороты, содержит дополнительные (кроме дисульфида молибдена), антизадирные присадки на основе цинк-фосфорных соединений.
Шарниры типа трипод, ввиду повышенной температуры (близость к коробке передач и особенность конструкции), требуют высокотемпературную смазку без твердых включений, причем пенетрация (вязкость) такой смазки несколько ниже, чем у классической смазки для ШРУСов. В триподах используется смазка с полиуретановым загустителем, первого класса пенетрации, верхним температурным диапазоном до +180°С и обязательным ЕР-комплексом.
Правильный выбор смазывающего вещества для шарниров равных угловых скоростей – залог долгого срока службы, а также комфортной и безопасной поездки.
Как часто менять смазку?
Смазка закладывается на заводе на весь срок службы шарнира, но некто не застрахован от неожиданностей. Резиновый или пластиковый чехол ШРУСа может порваться от контакта с посторонними предметами или от перегрева. Тогда в шарнир неизбежно попадает грязь и вода. Если вовремя не обнаружить проблему, то дорогостоящий шарнир придется заменять и, соответственно, закладывать в новую деталь свежую смазку. Если регулярно контролировать чехлы ШРУСа, то достаточно просто заменить сам чехол и, естественно, смазку.
Смазка ШРУС
Смазка для ШРУСа обеспечивает нормальную работу шарнира равных угловых скоростей, снижает уровень трения, повышает КПД механизма и предотвращает появление коррозии на поверхности отдельных деталей шарнира. Многих водителей интересует естественный вопрос — какую смазку использовать для ШРУСа? Мы собрали для вас информацию и сравнительные характеристики представленных в магазинах смазок, которую и предлагаем вашему вниманию. Еще в материале дана практическая информация по их применению, а также отзывы и личный опыт использования 6-ти популярных смазок некоторыми автовладельцами.
Вы узнаете о таких аспектах
Что такое ШРУС, его функции и виды
Перед тем как перейти к разговору непосредственно о смазках, остановимся подробнее на ШРУСах. Это будет полезно для того, чтобы выяснить, какими свойствами должна обладать смазка для “гранаты”, как в простонародье называют ШРУС, и какой состав использовать в том или ином случае. Задача шарнира — передача крутящего момента от одной оси к другой при условии, что они находятся под углом друг к другу. Это значение может быть до 70°.
В процессе их эволюции были изобретены такие типы ШРУСов:
- Шариковые. Являются одними из наиболее распространенных, в частности, их вариант «Рцеппа-Лебро».
- Трипод (Tripod). Часто используются в отечественном автомобилестроении в качестве внутренних ШРУСов (то есть таких, которые устанавливаются со стороны силового привода).
Особенностью любого шарнира угловых скоростей являются высокие ударные нагрузки. Они возникают при трогании машины, преодолении ею подъемов, езде по неровной дороге и так далее. С помощью специальных смазок ШРУС все негативные последствия удается нейтрализовать.
Свойства смазок для шарниров равных угловых скоростей
В связи со сложными условиями эксплуатации упомянутых шарниров, смазка ШРУСа призвана защищать механизм от негативных факторов и обеспечивать:
- увеличение коэффициента трения внутренних деталей шарнира;
- минимизацию износа отдельных частей ШРУСа;
- уменьшение механической нагрузки на составляющие узла;
- защиту поверхностей металлических деталей от коррозии;
- нейтральную реакцию с резиновыми уплотнителями шарнира (пыльниками, прокладками) с тем, чтобы не повредить их;
- водоотталкивающие функции;
- долговечность использования.
На основании перечисленных выше требований смазка для наружного или внутреннего ШРУСа должна обладать следующими характеристиками:
- широким температурным диапазоном, позволяющим использовать состав при критических температурах (современные смазки ШРУС способны работать при температурах от -40°С до +140°С и выше, этот диапазон зависит от конкретной марки смазки);
- высокой степенью адгезии (способностью сцепляться с рабочей поверхностью механизма, попросту говоря, липкостью);
- механической и физико-химической стабильностью состава, обеспечивающие постоянные рабочие характеристики смазки при любых условиях эксплуатации;
- высокими противозадирными свойствами, обеспечивающими должный уровень скольжения смазанных рабочих поверхностей.
Таким образом, характеристики смазки для ШРУС должны в полной степени отвечать приведенному списку. В настоящее время промышленностью выпускается несколько видов таких составов.
Типы смазок для ШРУС
Смазки выпускаются на основе различных химических составов. Перечислим и охарактеризуем используемые в настоящее время типы.
Смазка LM47 для ШРУС с дисульфидом молибдена
Литиевые смазки ШРУС
Это наиболее старые смазки, которые начали использоваться сразу же после изобретения самого шарнира. Они основаны на литиевом мыле и различных загустителях. В зависимости от используемого базового масла смазки могут иметь цвет от светло желтого до светло коричневого. Они хорошо подходят для использования при средних и высоких температурах. Однако при низкой температуре теряют свою вязкость, поэтому уровень защиты механизма значительно снижается. Возможно даже постукивание шарниров при больших морозах.
Смазка ШРУС с молибденом
С развитием технологий использование литиевых смазок стало во многом неэффективно. Поэтому химической промышленностью были разработаны более современные смазки на основе литиевого мыла, однако с добавлением дисульфида молибдена. Что касается смазочных свойств, то они приблизительно такие же, как и у литиевых аналогов. Однако особенностью молибденовых смазок является их высокие антикоррозионные свойства. Это стало возможным благодаря использованию в их составе солей металлов, которые заменили часть кислот. Такие составы абсолютно безопасны для резины и пластика, из которых производятся некоторые детали ШРУСа, в частности, пыльник.
Существенным недостатком смазок на молибденовой основе является их боязнь влаги. То есть, при попадании под пыльник даже незначительного ее количества, смазка с молибденом превращается в абразив с вытекающими последствиями (повреждения внутренних частей ШРУСа). Поэтому при использовании молибденовой смазки необходимо регулярно проверять состояние пыльников на корпусе ШРУСа, то есть его герметичность.
Популярными продуктами из этой серии в нашей стране являются смазки «ШРУС-4», LM47 и другие. Об их преимуществах, недостатках, а также сравнительных характеристиках мы поговорим ниже.
Бариевая смазка ШРБ-4
Бариевые смазки
Этот тип смазок на сегодняшний день является самым современным и технологичным. Смазки обладают отличными эксплуатационными характеристиками, химической устойчивостью, не боятся влаги и не взаимодействуют с полимерами. Их можно использовать в качестве смазки для наружного и внутреннего ШРУСа (трипода).
Недостатком бариевых смазок является снижение их свойств при отрицательных температурах. Поэтому замену рекомендуется проводить после каждой зимы. Кроме этого, в связи со сложностью и технологичностью производства, цена бариевых смазок выше, чем у литиевых или молибденовых аналогов. Популярной отечественной смазкой такого вида является ШРБ-4.
Какие смазки использовать не следует
ШРУС — механизм, который работает в сложных условиях. Поэтому для его смазки нельзя использовать любые попавшиеся под руку составы. В частности, ШРУСы нельзя смазывать:
- графитовой смазкой;
- техническим вазелином;
- “Смазкой 158”;
- различными углеводородными составами;
- составами на основе натрия или кальция;
- составами на основе железа и цинка.
Использование смазок при низких температурах
Многих автовладельцев, проживающих в северных регионах нашей страны, интересует вопрос о выборе смазок ШРУСа, которые бы не замерзали при значительных морозах (например, -50°С…-40°С). Решение необходимо принимать на основе информации, предоставленной производителем. Это очень важно, причем не только для смазок ШРУСов, но и других масел и жидкостей, используемых в автомобилях на севере.
По отзывам автовладельцев, живущих в условиях крайнего севера или приближенных к ним, неплохо себя зарекомендовали отечественная смазка “ШРУС-4” и RAVENOL Mehrzweckfett mit MoS-2. Однако выбора смазок мы коснемся чуть позже.
Замена смазки в ШРУСах
Процедура замены смазки в шарнирах равных угловых скоростей, как правило, не вызывает сложностей даже у неопытных автолюбителей. В первую очередь вам необходимо будет снять ШРУС с вашего автомобиля. Последовательность действий будет напрямую зависеть от конструкции и устройства машины. Поэтому невозможно дать конкретных рекомендаций. Также следует знать, что шарниры бывают внутренними и внешними. Принцип их работы кардинально отличается. Не вдаваясь в подробности конструкций стоит сказать, что основой внешнего ШРУСа являются шарики, а основой внутреннего ШРУСа (трипода) — ролики, или игольчатые подшипники. Внутренний ШРУС допускает большие осевые перемещения. Для смазки внутренних и наружных шарниров используют разные смазки. Пример замены проведем на трипоидном ШРУСе, как наиболее популярном варианте.
Когда ШРУС окажется у вас в руках, то непосредственная процедура по замене выполняется в соответствии со следующим алгоритмом:
Уровень смазки для ШРУСа в «стакане»
- Разборка корпуса. Зачастую корпус скреплен двумя стопорными кольцами (завальцован). Соответственно, чтобы его разобрать, необходимо снять эти кольца с помощью отвертки с плоским жалом.
- Снятие пыльника и уплотнительного кольца. После выполнения этой простой процедуры необходимо обязательно проверить целостность пыльника. При необходимости купить новый для дальнейшей замены.
- Далее необходимо достать все внутренние механизмы шарнира и разобрать их. Обычно сам трипод держится на полуоси с помощью стопорного кольца, которое необходимо снять для его демонтажа с помощью отвертки.
- Тщательно промыть в бензине или растворителе все внутренние детали (трипод, ролики, полуось) с тем, чтобы удалить старую смазку. Внутренности корпуса (стакана) также необходимо очистить от нее.
- Заложить некоторое количество смазки (приблизительно 90 граммов, однако это значение отличается у разных ШРУСов) в стакан. Вопросом выбора смазки для трипода мы займемся чуть ниже.
- Поместить трипод на оси в стакан, то есть, на свое рабочее место.
- Доложить оставшееся количество смазки сверху на установленный трипод (обычно в триподах всего используется около 120. 150 грамм смазки). Старайтесь укладывать смазку равномерно, перемещая ось трипода в корпусе.
- После того, как вы заложите необходимое количество смазки для трипоидного ШРУСа, можно приступать к сборке, которая производится в обратном к демонтажу порядке. Перед затягиванием колец или хомутов смажьте канавки для них “Литолом-24” или какой-нибудь подобной смазкой.
Замена смазки на наружном ШРУСе ВАЗ 2108-2115
Замена смазки на внутреннем ШРУСе
Как видите, процедура замены несложная, и с ней может справиться любой автовладелец, владеющий элементарными навыками слесарных работ. Основной вопрос, на который необходимо ответить прежде чем выполнять эту процедуру — какая смазка ШРУС лучше и почему? В следующем разделе попытаемся ответить на него.
Применение смазок для ШРУСов
В связи с различием конструкции внутренних и наружных шарниров равных угловых скоростей технологи рекомендуют использовать для них разные смазки. В частности, для внутренних ШРУСов используются следующие марки смазок:
Смазки для внутренних ШРУСов
- Mobil SHC Polyrex 005 (для подшипников типа «Трипод»);
- Slipkote Polyurea CV Joint Grease;
- Castrol Optitemp BT 1 LF;
- BP Energrease LS-EP2;
- Chevron Ulti-Plex Synthetic Grease EP NLGI 1.5;
- VAG G052186A3;
- Chevron Delo Greases EP;
- Mobil Mobilgrease XHP 222.
Для наружных ШРУСов рекомендуются следующие марки смазок:
Смазка для наружных ШРУСов
- Liqui Moly LM 47 Langzeitfett + MoS2;
- Very Lube СМАЗКА ЛИТИЕВАЯ ДЛЯ ШРУС MoS2;
- Mobil Mobilgrease special NLGI 2;
- BP Energrease L21M;
- ХАДО ШРУС;
- Chevron SRI Grease NLGI 2;
- Mobil Mobilgrease XHP 222;
- ШРУС-4.
Лучшая смазка для ШРУСов
Мы нашли в интернете отзывы реальных потребителей о распространенных смазках для ШРУСов, после чего проанализировали их. Надеемся, что эта информация будет полезной для вас и поможет ответить на вопрос — какую смазку лучше использовать для ШРУС. Отзывы представлены в виде таблиц, последовательность упоминания говорит об их популярности, от более к менее популярным. Таким образом получился ТОП 5 лучших смазок для ШРУСа:
Отечественная смазка ШРУС-4
ШРУС-4. Смазка, производящаяся несколькими российскими предприятиями. Она была изобретена для использования в первом советском внедорожнике ВАЗ-2121 “Нива”. Однако впоследствии стала использоваться и в переднеприводных ВАЗах. Кроме использования в шариковых подшипниках наружных ШРУСов смазку также можно использовать для смазывания деталей карбюраторов, телескопических стоек, подшипников сцепления. ШРУС-4 является минеральной смазкой на основе гидроксистеарата лития. Ее температурные характеристики: температура эксплуатации — от -40°С до +120°С, температура каплепадения — +190°С. Цена тюбика массой 100 грамм составляет 1. 2$, а тюбика массой 250 грамм — 2. 3$. Номер в каталоге — OIL RIGHT 6067.
Лучшие современные аналоги смазки ШРУС-4
Смазка ШРУС-4 – это один из популярных смазочных материалов, который широко используется для обслуживания внешних шарниров равных угловых скоростей.
Она производится по ТУ 38 УССР 201312-81. В ее состав входит минеральное масло, литиевое мыло, антикоррозионные и антифрикционные присадки. В качестве функциональной добавки может добавляться дисульфид молибдена, который повышает способность материала воспринимать нагрузки и придающий ему высокие противозадирные характеристики.
Свойства смазки ШРУС-4:
Работает в диапазоне температур от -40 до +120 °C
Устойчива к воздействию воды
Обладает хорошей адгезией
Хорошие противозадирные и антиокислительные свойства
Не течет при повышенных температурах
Как видно, данная смазка обладает довольно стандартными характеристиками. Ее срок службы составляет около 50-60 тыс. км пробега.
Главный минус материала – низкое качество сырья, используемого при производстве. Вследствие применения таких компонентов материал очень быстро теряет свои характеристики и, вместо того, чтобы защищать шарниры, способствует выходу их из строя.
Сегодня на рынке представлено большое количество различных смазок, которые с успехом могут заменить традиционный ШРУС-4. Мы выбрали пять наиболее популярных материалов и сравнили их характеристики, стоимость и доступность.
Выбираем современную альтернативу смазке ШРУС-4
EFELE MG-212
EFELE MG-212
EFELE MG-212 – отличная пластичная смазка для внешних ШРУСов. Изготовлена из минерального масла и литиевого мыла. В состав материала входят противозадирные присадки и дисульфид молибдена. Диапазон рабочих температур от -30 до +120 °C.
Помимо внешних ШРУСов смазка используется в других узлах автомобильной техники, которые работают в тяжелых условиях. Она подходит для оборудования полимерной, деревообрабатывающей промышленности, металлургии и других отраслей.
Может применяться в тяжелонагруженных подшипниках вентиляторов, электродвигателей и другого общепромышленного оборудования.
EFELE MG-212 отличается повышенной несущей способностью, сохраняет работоспособность в условиях пыли и влаги,, в ударных нагрузок. Материал устойчив к смыванию водой и имеет отличные противоизносные свойства. Она обладает свойствами антиаварийной смазки и прекрасно защищает от коррозии.
По характеристикам, стоимости и доступности EFELE MG-212 – лучший выбор для обслуживания внешних ШРУСов и других узлов.
Molykote BR2 Plus
Molykote BR2 Plus
Molykote BR2 Plus – пластичная смазка на основе литиевого мыла и минерального масла. Применяется в узлах промышленного оборудования и техники для долговременного смазывания. Диапазон рабочих температур от -30 до +130 °C.
Используется для закладки во внешние шарниры равных угловых скоростей, узлы металлургического, цементного, керамического, деревообрабатывающего, полимерного и другого оборудования. Применяется в узлах ходовой части подъемно-транспортных машин.
Материал характеризуется высокой несущей способностью, защищает от износа и коррозии, выдерживает воздействие воды, выполняет функцию аварийной смазки.
Molykote BR2 Plus имеет схожие характеристики с отечественным материалом, но по термостойкости и стоимости смазка EFELE лучше.
Liqui Moly 47 Langzeitfett
Liqui Moly 47 Langzeitfett
Liqui Moly 47 Langzeitfett – смазка на основе минерального масла и литиевого комплекса с добавлением дисульфида молибдена и противозадирных присадок. Диапазон рабочих температур от -35 до +120 °C.
Состав используется во внешних ШРУСах, высокоскоростных и нагруженных подшипниках, других узлах транспортных средств и специальных машин. Подходит для рулевых тяг, крестовин, направляющих, шлицевых соединений.
Смазка не разрушается под воздействием холодной и горячей воды, препятствует развитию коррозии, снижает трение и износ. Она выдерживает повышенные нагрузки, устойчива к старению и может применяться в ЦСС.
Liqui Moly 47 Langzeitfett не столь универсальна, как предыдущие смазки, а ее характеристики ниже, чем у Molykote и EFELE.
Газпромнефть ШРУС
Газпромнефть ШРУС
Водостойкая пластичная литиевая смазка. Изготовлена из минерального масла, функционального пакета присадок и дисульфида молибдена. Диапазон рабочих температур от -40 до +130 °C.
Газпромнефть ШРУС используется для обслуживания внешних ШРУСов и других узлов автомобильной техники.
Материал не густеет и не течет при низких и высоких температурах, обладает хорошим разделительным эффектом, защищает от сваривания, заклинивания, схватывания, коррозии и заеданий.
Характеристики данной смазки достаточно стандартные, но и они уступают вышеперечисленным материалам, хотя по стоимости Газпромнефть ШРУС самая дешевая из всех.
ШРУС МС
ШРУС МС
ШРУС МС – это противозадирная металлоплакирующая смазка на основе литиевого мыла и высокоадгезивного полимера. Работает в диапазоне температур от -40 до +140 °C.
Кроме ШРУСов подходит для применения в узлах трения, на которые воздействуют ударные нагрузки, а также конвейеров, цепных и зубчатых передач, лебедок и других механизмов общепромышленного оборудования.
Смазка устойчива к воздействию воды, защищает от задиров, совместима с конструкционными материалами пыльников, защищает ШРУС в случае повреждения пыльника.
По заявленным характеристикам ШРУС МС обладает неплохими характеристиками. Но опыт применения автомобилистов говорит о том, что качество материала от партии к партии различается, а он сам не выполняет своих функций.