Сколько смазки закладывать в подшипник
Смазка для закрытых подшипников
Подшипники закрытого типа с уплотнительными кольцами по бокам применяются в сухих узлах, где невозможно подвести жидкую смазку. Смазка для закрытых подшипников имеет густую консистенцию. Она закладывается производителем с расчета на весь период работы. Обычно шарики стираются раньше, чем требуется замена густого масла. В случае, когда возникает необходимость замены смазочного материала в закрытых подшипниках качения, следует рассчитать внутренний объем узла, свободный для заполнения и необходимый вес в зависимости от скорости вращения данного подшипника.
Выбор смазки для подшипника закрытого типа
Подшипники закрытого типа используются только в тихоходных узлах со скоростью вращения менее 15000 об/мин. Это трансмиссия в автомобиле, водяные насосы, электроинструменты. Смазка в подшипнике закрытого типа густая, закладывается при сборке. В случае необходимости ее замену можно произвести самостоятельно, используя смазки:
Большинство составов имеют в своей основе минеральные масла, загустители и присадки.
Автомобилистам известна марка смазки, применяемая для узла шарниров равных угловых скоростей. Основу вещества составляет минеральное масло. В качестве загустителя используется литиевое мыло и присадки. Хорошо удерживается в узлах с большой нагрузкой, создавая прочную пленку вокруг шариков. Нельзя использовать на быстроходных узлах. Мыло сбивается в эмульсию, вытекает.
Литол имеет в своем составе серу, которая высушивает всю влагу, которая может образоваться при работе узла. Он отличается густой пастообразной консистенцией и способен работать в большом диапазоне температур, не теряя свою пластичность при морозе до – 30°.
Можно закладывать и другую пастообразную смазку в подшипник, содержащую большое количество присадок и серу, отвечающую условиям эксплуатации узла.
Солидолы относятся к группе кальциевых водоотталкивающих консистентных смазок. Они изготавливаются по ГОСТ 1033-41. Имеют относительно низкую температуру плавления до 90°. Они полностью защищают узел от влаги пыли. Работают при температуре нагрева ниже 60°. При перегрузках и поднятии температуры до 70° и выше, из состава вещества испаряется структурированная вода, и солидол расслаивается, начинает вытекать жидкость. Мыло твердеет, превращается в черную корку.
Натриевые смазки представлены целым рядом составов:
- консталин СК-УТС-1;
- смазка КВ-УТМ;
- консталин УТ-1.
Пластичный тугоплавкий состав на основе нефтяного масла, загущенного натриевыми солями жирных кислот. Вся группа чувствительна к влаге. Работать масла могут только в сухих условиях. отличаются высокой температурой плавления 175°.
Скачать ГОСТ 1033-79
Промежуточные по качеству комбинированные смазочные материалы – кальциево-натриевые. Выпускаются марки: ИП 1 и 1-13 УТВ. Содержат кальциевое мыло, малочувствительны к влаге с температурой плавления более 90°. Применяются для смазки узлов, работающих при повышенной влажности и запыленности.
Нельзя применять смазку в подшипник из органического масла. Они содержат большое количество кислот, разрушающих поверхность металла. При нагреве в органике начинаются необратимые химические реакции, в результате которых состав и свойства вещества полностью меняются.
Основное требование к смазкам для подшипников – постепенное изменение физических свойств при повышении температуры нагрева узла вращения. Химический состав должен оставаться постоянным.
Расчет количества смазки
Излишки солидола вызывают перегрев. Перед заправкой его в узел, следует произвести расчет смазки подшипников качения. Уровень заполнения обратно пропорциональный количеству оборотов:
- низкоскоростные – 75-90%;
- среднеоборотистые – 50%;
- быстроходные – 30%.
Быстроходность определяется по скорости движения точки на наружной обойме узла. Она определяется по формуле:
A = n × (D + d)/2 = n × dm (мм/мин)
Где: n – частота вращения;
D – наружный диаметр подшипника;
d – внутренний диаметр;
dm – делительный диаметр.
Расчет количества смазки для подшипников определяется в процентном отношении к объему для заполнения.
VСВ = π/4 ×B × (D 2 – d 2 ) × 10.9 – G/A
Где: π равно 3,14;
B – высота (ширина) подшипника;
D – наружный диаметр;
d – внутренний диаметр;
Объем определяется в м 3 . Для установления точного количества вещества, осталось провести простой расчет, умножить объем на процент заполнения и удельный вес солидола или литола.
Когда в процессе эксплуатации, необходимо только добавить масло, не заменяя его, производители рекомендуют для закрытых подшипников добавлять по 20% с каждой стороны. При односторонней заправке вводить 40% расчетного количества.
Специалисты рекомендуют рассчитывать количество смазки по формулам:
Обычный подшипник качения – GP = 0.005 × D × B;
Закрытая модель – GP = 0.002 × D × B.
Где GP – расчетная масса густого вещества для заполнения подшипника.
Практическим путем большое количество густого масла определяется перегревом узла. В нормальном состоянии в начале работы наблюдается незначительный нагрев, затем температура падает до оптимальной рабочей.
Методы смазки подшипников
Учитывая низкую скорость и большую нагруженность узлов, количество смазки в подшипниках качения должно занимать 70 – 90% внутреннего пространства.
Не всегда замена подшипника необходима. Иногда по какой-то причине вытекает или засыхает смазка и нужно просто ее заменить. В основном это случается при длительных перегрузках и нагреве оборудования до температуры более 110°.
Перед самостоятельной реставрацией подшипника, его желательно снять с вала. Детали небольших размеров можно не распрессовывать. Промойте подшипник и заполните его прямо на валу.
Прежде всего, надо определиться с материалом боковых колец и аккуратно снять их. Заглушки крепятся к внутреннему кольцу, заводятся с специальный паз. Обычно они тонкие и легкие, не несут никакой нагрузки, кроме защиты от проникновения пыли и влаги. Делаются из материала:
Маслозаборное кольцо для смазки необходимо аккуратно снять, не повредив, чтобы после ремонта узла поставить его на место.
Необходимо отмыть деталь от высохшей смазки. Обычно она представляет черную твердую корку. Для очистки следует использовать бензин или керосин с минимальным содержанием воды.
Подшипник замачивается на пару часов в керосине. Размокший его проще промыть, удалив раскисшие остатки масла и грязь. Уже без боковых колец его протирают ветошью, и с помощью щетки вымывают остатки грязи с сепаратора и элементов качения. После этого желательно продуть сжатым воздухом, чтобы выдуть оставшиеся инородные частицы и просушить.
Существует несколько способов смазки деталей качения с учетом густой консистенции Литола и требований по заполнению внутренней поверхности на 90%.
На валу
Наиболее простой и удобный способ, особенно для небольших узлов домашнего электрического инструмента. Обычно вал не превышает по длине 200 мм, с ним легко работать.
- Подшипник остается на валу. Его следует очистить от остатков засохшей смазки, абразива, других загрязнений. Высушить.
- Банку с густым маслом установить на решетку таким образом, чтобы под нее можно было поставить горящую свечу.
- Разогреть Литол, солидол или их заменители до жидкого состояния, не перегревая, чтобы не закипел.
- Убрать свечу или переставить банку в более удобное место.
- Окунуть все в теплый состав и выдержать 10–20 минут. Дать заполнится всему свободному пространству и немного остыть.
- Вынуть узел, прокрутить и проверить заполнение сепаратора и элементов вращения.
- Заполнить при необходимости пустоты по бокам, установить кольца.
Когда узел полностью пришлось разобрать, надо сделать временный вал, на котором все детали будут окунаться в смазку, вплоть до того, что выточить его из дерева.
Использование свечи – это пример частного случая. Масло хорошо разогревается на электрической конфорке, водяной бане и другим способами.
В тубе
Заполнение подшипников смазкой производится холодным способом. Для этого подбирается тюбик одинакового размера с наружным диаметром узла.
- Обрезать горлышко и конус.
- Очистить все изнутри и заложить Литол.
- Вставить подшипник в тюбик и прочно закрепить его.
- Выдавливать масло, пока оно не заполнит полностью подшипник и не выйдет насквозь.
После этого устанавливаются маслозаборники и дрель или миксер собирается. Можно продолжать работать электроинстументом и пользоваться бытовой техникой.
Без снятия пыльников
На маленьких подшипниках часто кольца – пыльники, снять в домашних условиях очень сложно. Смазка закрытых неразборных подшипников дело хлопотное, но доступное для любителей ремонтировать оборудование своими руками. Когда подшипник начинает «тарахтеть» и греться, его следует очистить и смазать. Специалисты рекомендуют следующий способ.
- Вытереть снаружи узел насухо.
- Капнуть WD-40, несколько раз, пока вращение не будет ровным и легким.
- Хорошо вытереть салфеткой.
- Целлофановый пакет или другой водоотталкивающий материал свернуть и плотно завести в отверстие, насквозь.
- В горлышко тюбика со смазкой капнуть присадкой и плотно прижать его к подшипнику со стороны выступающего пакета. Надавить на него, пока масло не выступит с другой стороны.
После этого прокрутить немного наружное кольцо, не снимая подшипник с целлофана. Повторить до полного наполнения внутреннего пространства смазкой.
Перед началом ремонта подшипника следует убедиться, что причина плохой работы именно в отсутствии смазки. Обычно вращающиеся элементы – ролики и шарики, стираются быстрее, чем вытекает масло.
Сколько смазки в подшипник нужно закладывать
Сколько смазки в подшипник нужно закладывать
Сколько смазки в подшипник необходимо? Объем заполнения подшипника зависит от показателя его быстроходности и особенностей применяемого смазочного материала.
Относительный уровень заполнения смазки в подшипник
Определяя, сколько смазки в подшипник качения нужно, в самых простых случаях можно придерживаться следующей простой схемы определения относительного уровня заполнения (для консистентной смазки):
- 30% (до 1/3) от свободного внутреннего объема подшипника при эксплуатации на высоких оборотах;
- 50% (до 2/3) при средних оборотах;
- 75-90% для низкоскоростных подшипников.
В данном случае, в целях упрощения, высокими принято считать значения вращения от 1500 об/мин и выше, а низкими – до 1500 оборотов в минуту.
Сколько смазки в подшипник нужно точно
Для ответственных случаев необходимое количество смазки подшипников определяется специальными расчетами.
Понятие скорости (быстроходности) подшипника несколько сложнее простого ориентира частоты вращения и зависит так же от диаметров. Очевидно, что тело качения одного размера в подшипнике большего диаметра будет вращаться интенсивнее, чем в меньшем изделии.
Для вычисления показателя быстроходности подшипника (DN-фактора) применяется формула:
где:
n – относительная частота вращения;
dm – это средний (делительный) диаметр подшипника (D+d)/2;
D – наружный диаметр наружного кольца;
d – внутренний диаметр внутреннего кольца.
Приведем наименования групп в зависимости от значения показателя быстроходности и формы тела качения (в следующей последовательности: шарикоподшипники / игольчатые, сферические, конические роликоподшипники и тороидальные роликоподшипники CARB / роликоподшипники):
- очень низкие (VL): — /
«Запчасти и сервис — российский информационный интернет-портал» (ЗиСинфо.рф) создан чтобы стать первоклассной общероссийской интернет-площадкой для размещения и поиска информации о производстве, продаже и сервисе для:
- производителей запасных частей, смазочных материалов и технических жидкостей, аксессуаров и дополнительного оборудования для всех видов транспортных средств;
- профессиональных участников рынка оптовых и розничных продаж запчастей;
- системных покупателей запасных частей (автосервисов и др.);
- иных продавцов и покупателей (юридических и физических лиц).
Предложение обновляется регулярно, а количество партнеров и потенциальных покупателей увеличивается каждый день, от Владивостока до Калининграда — именно поэтому купить или продать запчасти для Вас станет проще и быстрее, размещая или находя нужную информацию на Портале ЗиСинфо.рф.
Ключевое условие размещения информации о продаваемых запчастях — товар в наличии.
При размещении информации о продаже запчастей профессиональными участниками рынка мы исключили указание цены, чтобы защитить партнеров и частных пользователей портала от недобросовестных ценовых приемов.
5 веских причин, чтобы регулярно пользоваться ЗиСинфо.рф:
- Специализация. Портал ЗиСинфо.рф представляет собой специализированную на запчастях и услугах сервиса интернет-витрину.
- Профессиональная среда открывает новые возможности. Портал создан как единая площадка для производителей запчастей, профессиональных продавцов и системных покупателей запчастей, для частных лиц. Прямые контакты на портале ЗиСинфо.рф откроют для Вас новые возможности.
- Простота пользования. Вам не потребуется специальных знаний — работа с порталом проста и интуитивно понятна.
- Больше круг потенциальных клиентов. Количество целевых посетителей портала несравнимо выше, чем одиночного сайта отдельного магазина или сервиса. Ваши запчасти и услуги будут многократно выдаваться в результатах поисковых запросов — Вас будут видеть, к Вам будут обращаться те, кто еще вчера не знал о Вашем существовании или не предполагал о том, что у Вас есть нужная запчасть или услуга.
- Доступность по стоимости. С учетом широкой аудитории портала Вы получите уникально низкую стоимость донесения информации до широкого круга потенциальных покупателей.
С ЗиСинфо.рф, Вы значительно расширите свои возможности!
Чрезмерное количество смазки в подшипнике. К чему это приводит?
Приветствую вас, дорогие читатели!
Сегодня я постараюсь ответить на довольно распространенный в Сети вопрос о том, чем чреват избыток пластичной смазки в полости подшипника.
Практически каждый из нас, кто владеет автомобилем, знает, какие последствия может вызвать избыток моторного масла в двигателе. Не так далеко ушли от нас времена, когда чтобы ездить на собственном авто, необходимо было освоить по совместительству профессию механика-водителя. Будь вы шофёр или профессор, шахтёр или балерина, расположение масляного щупа и маслозаливного отверстия вам знать было необходимо. Без этого было нельзя, так как в один «прекрасный» момент ваш стальной конь мог просто отказаться вас везти. Конечно, и в те времена были исключения, когда «по блату» знакомый автомеханик проделывал всё необходимое, избавляя балерину или профессора от необходимости примерять к себе совершенно чуждую профессию.
Однако, вспомним, как правильно поддерживать уровень масла в картере двигателя автомобиля. Правило, между тем, предписывает поддерживать уровень масла ровно посередине между нижней и верхней метками масляного щупа. В автошколах ДОСААФ это правило учили не просто назубок, но и объясняли, почему это обстоит именно так, а не иначе. Каждый знал или, по меньшей мере, слышал, что повышенный уровень масла чреват повышенным его угаром и, как следствие, «залеганием» поршневых колец. Пониженный же уровень опасен «масляным голоданием» и соответствующим усиленным износом двигателя.
Но вернемся к пластичным смазкам и правилам заполнения ими подшипников качения.
Рис. 1 Смазкой заполнено пространство между телами качения
Всё обстоит аналогичным образом. Количество смазки должно быть строго определённым и быть на уровне от 1/3 до 2/3 объема полости подшипника. Снижение количества менее 1/3 полости опасно «смазочным голоданием» и, как следствие, повышенным износом и разогревом подшипника. Переполнение полости подшипника смазкой чревато также его разогревом, повышенным расходом смазочного материала и разрушением манжетных уплотнений узла. Разогрев и повышенный износ при этом тесно взаимосвязаны.
Для обеспечения гарантированно правильного смазывания подшипников, производитель оборудования сопровождает его соответствующим регламентом технического обслуживания, а также специальным смазочным оборудованием. Давно стало привычным, когда современная машина оснащена автоматической системой смазывания, а от обслуживающего персонала только и требуется своевременное пополнение бункера правильной смазкой. Я намеренно подчеркнул слово «правильная», так как любой смазочный материал должен быть именно правильно подобран. Понятия «хорошая» смазка, «дорогая» или «крутая» в данном случае бессмысленны.
Рассмотрим несколько примеров закладного и централизованного (автоматического) способов смазывания.
В качестве закладного способа сразу вспоминается пример смазывания подшипников ступицы колеса грузового автомобиля. Согласно руководству по эксплуатации автомобиля или трактора, полость каждого конического подшипника должна быть заполнена в среднем на 50%, а пространство между парой этих подшипников – ещё на 1/3 — 3/4. Рекомендации разных производителей автотракторной техники на этот счёт практически полностью сходятся и заключаются в том, чтобы создать оптимальный режим работы подшипников, исключив и «голодание», и избыток смазки. Кстати, избыток может вызвать повреждение манжетных уплотнений, в результате которого смазка будет выдавлена наружу, а в полость ступицы попадет вода и пыль. Разумеется, это закончится разрушением подшипников. Так что поговорка «кашу маслом не испортишь» в данном случае не применима и, даже, противопоказана.
Рис 2 Ступица колеса автомобиля со смазкой ARGO Elit X в подшипниковом узле
В качестве примера смазки для подшипников ступиц колес автотракторной техники хочу привести смазку «Elit X EP2» от российской компании ARGO. Ранее я уже писал подробно об этом весьма популярном в России продукте и не стану в очередной раз приводить её технические показатели. А вот для узнаваемости в торговых сетях фото с изображением наиболее удобной упаковки этой смазки покажу.
Рис. 3 Туба смазки ARGO ELIT X. Масса нетто 370 гр.
В случае оснащения техники централизованными системами смазывания, применяемая смазка должна обладать соответствующей консистенцией, которая позволяла бы её всесезонное использование. Так в транспортной технике консистенция смазки в условиях российского климата должна соответствовать консистенции 00 – 000 по шкале NLGI. Вот характеристика одной из таких смазок снова от ARGO. Называется продукт ARGO Calcium 45 EP00/000.
Опасные смазки. Или сколько нужно смазки для подшипников и сальников? Часть первая.
Друзья, если Вы когда-то задумывались над тем, достаточно ли смазки в подшипнике и не стоит ли добавить её туда ещё — эта статья для вас.
Откровенно говоря, такая необходимость встречается крайне редко. Но давайте, все же, попробуем немного углубиться в теорию и разобраться: «А можно ли вообще добавлять смазку?»
Если снять боковые крышки с подшипника SKF, мы увидим, что обычно смазку производитель закладывает только с одной стороны. В другую сторону смазка просачивается уже в процессе работы.
В случае с металлическими крышками обычно мастер не задается целью посмотреть количество смазки, так как снять, не повредив их непросто, а, вот пластиковые, вскрывали большинство специалистов. И, рассудив, что кашу маслом не испортишь, некоторые из них набивали подшипник до краев тем, что попалось под руку. К чему это приводит?
В большинстве случаев, подшипниковый узел стиральной машины работает в диапазоне до 1500 оборотов в минуту, который принято считать низкоскоростным.
И, норматив заполнения, приблизительно:
- 30% процентов –для высокоскоростных;
- 50 % процентов – для среднескоростных;
- до 75-90 % для низкоскоростных.
Что, на самом деле, позволяет добавить смазку.
Давайте рассмотрим варианты последствий добавления:
- Вы вымыли старую смазку, обезжирили подшипник и наполнили новой (чаще всего это Литол) подшипник на 75 %. Это, пожалуй, единственно верный путь увеличения количества смазки.
- Смазку не вымывали, состав добавляемой смазки и смазки в подшипнике совпал, хуже не стало.
- Состав совпал, но смазки оказалось слишком много, она выдавилась, попав на крестовину и несколько увеличив вероятность проворачивания подшипника по посадочному месту на крестовине при первых признаках подклинивания подшипника. По этой же причине я не рекомендую смазывать вал крестовины при сборке барабана и задней части бака.
- Состав оказался несмешиваемым и качество смазки резко ухудшилось, существенно повлияв на разрушение подшипника. Очень интересный пример рассмотрим в следующей статье через неделю
- Смазки оказалось слишком много, существенное снижение теплоотвода от шариков привело их повышенному износу, уменьшив срок службы узла. Ситуация особенно критична, когда используется неподходящий подшипник, с малым радиальным зазором (производители техники используют подшипник либо с увеличенным, в маркировке присутствует индекс C3, либо с нормальным зазором). Перегрев приводит к повышенному давлению на внешнюю и внутреннюю обойму подшипника и одна из них, чаще наружная, раскалывается надвое по оси контакта с шариками. В моей практике встречалось несколько таких случаев.
И про новые подделки…
Ранее мы уже писали про заполонившие рынок поддельные подшипники SKF и NSK в коробочках, которые в Китае стоят дешевле заводских КИТАЙСКИХ подшипников.
В последнее время на рынке появились подделки известных японских, американских, немецких/корейских: TIMKEN, FAG, KOYO.
Будьте внимательны при покупке. Подшипник, используемый в стиральных машинах, как уже говорилось выше, чаще всего имеет увеличенный радиальный зазор, для работы в условиях нагрева до высоких температур и специальные смазки. Для каких условий эксплуатации разрабатывались эти подшипники – неизвестно. Подделки выглядят очень похоже на оригинал, с голограммами. Пока хорошо отличимой особенность подделок является упаковка самого подшипника (на фото):
Одинаковый метод упаковки указывает, что вне зависимости от марки производителя, они делаются в одном месте. Уверен, что китайцы быстро исправят этот огрех и дальше понять где оригинал, где подделка станет сложнее.
Точно знаю, что многие мастера уже обожглись на SKF Made in France в коробочках, спрос на них упал и теперь мошенники вынуждены придумывать новые способы и уловки.
Выход один – покупайте проверенное.
Хороших Вам ремонтов!
Ваш, Михаил Куликов