Evasamara.ru

Авто журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Система смазки двигателя газ 24

Система смазки двигателя газ 24


Наши дополнительные сервисы и сайты:

г. С аратов

Система смазки двигателя (рис. 17) комбинированная — под давлением и разбрызгиванием. Она состоит из маслоприемника, масляного насоса, масляных каналов, масляного фильтра, редукционного клапана, масляного картера, стержневого указателя уровня масла, маслоналивного патрубка, крышки маслоналивного патрубка, масляного радиатора, предохранительного клапана и запорного крана. На указателе уровня масла имеются метки: высшего уровня — и низшего уровня — 0. Уровень масла должен находиться вблизи метки , не превышая ее.

Масляный картер — штампованный из листовой стали, крепится 21 шпилькой к блоку цилиндров.

Маслоприемник снабжен сеткой, удерживаемой проволочной скобой. При чистой сетке масло поступает в насос, через ее ячейки (рис. 18, а), а при засоренной — через щель между сеткой и корпусом приемника (рис. 18, б).

Масляный насос (рис. 19) — шестеренчатого типа, установлен внутри масляного картера и крепится к блоку цилиндров двумя Шпильками. Корпус насоса изготовлен из алюминиевого сплава, крышка насоса — из чугуна, ведущая шестерня стальная, закреплена на валу штифтом, ведомая — из металлокерамики, вращается на оси, закрепленной в корпусе насоса.

Уплотняющая прокладка 9 между корпусом и крышкой насоса толщиной 0,3 мм обеспечивает необходимый зазор между торцем шестерен и крышкой. Крышка имеет прилив, в котором помещается редукционный клапан. Масло из насоса по сверлениям в блоке цилиндров и наружной трубке с левой стороны блока подводится к масляному фильтру.

Рис. 17. Система смазки двигателя 1 — пробка сливного отверстия; 2 — маслоприемник; 3 — масляный насос;

Редукционный клапан (рис. 20) — плунжерного типа, расположен в крышке масляного насоса. Отрегулирован на заводе установкой тарированной пружины, для сжатия которой до длины 40 мм необходимо усилие в пределах 4,35-4,85 кг. Изменение регулировки клапана в эксплуатации не допускается.

Давление масла определяется по указателю, датчик которого ввернут в корпус масляного фильтра. Кроме того, система снабжена указателем аварийного давления масла, датчик которого ввернут в нижнюю часть корпуса масляного фильтра. Лампочка аварийного давления масла загорается при давлении 0,4-0,8 кгс/см2.

Привод масляного насоса (рис. 21) осуществляется от распределительного вала парой винтовых шестерен. Ведущая шестерня выполнена заодно с распределительным валом. Ведомая — стальная, цианирования, закреплена на валике привода, вращающемся в чугунном корпусе, снабженном в нижней части бронзовой втулкой. На верхний конец валика привода надета и закреплена штифтом втулка, имеющая смененную на 1,5 мм в сторону прорезь для размещения шипа распределителя зажигания. Нижний конец валика шарнирно соединен с промежуточным шестигранным валиком, нижний конец которого входит в шестигранное отверстие валика масляного насоса.

Рис. 18. Движение масла через маслоприемник при: а — при чистой сетке; б — засоренной сетке: 1 — пружина; 2 — сетка-. 3 — корпус: 4 — трубка

Рис. 19. Масляный насос: 1 — крышка насоса: 2 — ведущая шестерня; 3 — штифт; 4 — корпус; 5 — ведущий валик; е — трубка маслоприемника: 7 — ось; 8 — ведомая шестерня; 9 — прокладка; 10 — выходной канал

Рис. 20. Редукционный клапан: 1 — крышка масляного насоса: 2 — плунжер; 3 — пружина; 4 — направляющий колпачок пружины; 5 — шплинт

Рис. 21. Привод распределителя зажигания и масляного насоса: 1 — распределитель зажигания; 2 — втулка; 3 и 9 — штифты; 4 — корпус; 5 — валик; 6 — втулка- 7-упорная шайба; 8 — шестерня 10 — валик привода масляного насоса

Рис. 22. Масляный фильтр: 1- пробка сливного отверстия; 2 — стержень; 3 — корпус; 4 — датчик давления масла: 5 — перепускной клапан масляного фильтра; 4-уплотнение Фильтрующего элемента; 7-колпачко-вая гайка: 8- крышка масляного фильтра- 9 — фильтрующий элемент; 10 — датчик лампы аварийного давления наела

Валик привода в корпусе смазывается маслом, которое разбрызгивается движущимися деталями двигателя. Разбрызганное масло, стекая по стенкам блока цилиндров, попадает в прорезь-ловушку на нижнем конце хвостовика корпуса привода и через отверстие — на поверхность валика. Отверстие под валик в корпусе имеет винтовую канавку, по которой масло при вращении валика равномерно распределяется по всей его длине. Излишки масла из, верхней полости корпуса привода по каналу в корпусе стекают обратно в картер. Шестерни привода масляного насоса смазываются струей масла, вытекающей из отверстия диаметром 2 мм в блоке цилиндров. Отверстие сообщается с кольцевой канавкой четвертой опоры распределительного вала.

Рис. 23. Система вентиляции картера двигателя

Фильтр очистки масла (рис. 22) — полнопоточный, с картонным сменным элементом, расположен с левой стороны двигателя. Через фильтр проходит все масло, нагнетаемое насосом в систему смазки.

В верхней части центрального стержня фильтра расположен перепускной клапан, который при засорении фильтрующего элемента пропускает масло, минуя фильтр, в масляную магистраль. Сопротивление чистого фильтрующего элемента равно 0,1-0,2 кгс/см2; клапан начинает перепускать масло при увеличении сопротивления до 0,7- 0,9 кгс/см2.

Масляный радиатор служит для охлаждения масла при эксплуатации автомобиля летом, а также при длительном движении на скоростях выше 100-110 км/ч. Соединен с масляной магистралью двигателя резиновым шлангом через запорный кран и предохранительный клапан, которые установлены с левой стороны двигателя.

Положение ручки крана вдоль шланга соответствует открытому положению крана, поперек закрытому. Предохранительный клапан открывает проход масла в радиатор при давлении свыше 0,7-0,9 кгс/см2.

Масло из радиатора сливается по шлангу через крышку распределительных шестерен (с правой стороны двигателя) в масляный картер.

Вентиляция картера (рис. 23) закрытая. Она существенно снизила токсичность двигателя по сравнению с ранее применявшейся открытой системой и состоит из двух отсасывающих магистралей. Основная магистраль отсасывает картерные газы из полости крышки коромысел через маслоотделитель в верхнюю часть воздушного фильтра при больших открытиях дроссельной заслонки.

Дополнительная ветвь обеспечивает работу системы при частоте вращения коленчатого вала в режиме холостого хода и при малых нагрузках, отсасывая картерные газы, также через маслоотделитель, непосредственно во впускной трубопровод двигателя.


форсунок в ультразвуковых ваннах и на стендах

Система смазки двигателя ГАЗ-24

1. Фильтр вентиляции картера — крышка маслоналивной горловины. 2. Отверстие для подвода масла к коромыслу. 3. Отверстие для смазки. 4. Вертикальный канал в блоке и головке цилиндров. 5. Горизонтальный канал в блоке и головке цилиндров. 6. Вертикальный канал в блоке и головке цилиндров. 7. Маслоотражательный колпачок. 8. Поперечное сверление в регулировочном винте. 9. Канал в коромысле для подвода масла к регулировочному винту. 10. Канал в регулировочном винте. 11. Маслосьемное поршневое кольцо. 12. Продольный масляный канал. 13. Канавки на шейках распределительного вала. 14. Распределительный вал. 15. Отверстие для слива. 16. Каналы для подвода масла к шестерням. 17. Заглушки. 18. Сливная пробка масляного картера. 19. Маслоприемник. 20. Сливная пробка масляного фильтра. 21. Канавки на шейке распределительного вала. 22. Масляный радиатор. 23. Трубка подвода масла на шестерни распределительного вала. 24. Канал в коленчатом вале для подвода масла к шатунной шейке. 25. Канал коренного подшипника коленчатого вала. 26. Канал для подвода масла к шейкам распределительного вала. 27. Канал для подвода масла к коренным подшипникам коленчатого вала. 28. Канал в шатуне для смазки зеркала цилиндра. 29. Канал в шатунной шейке коленчатого вала. 30. Полость в шатунной шейке коленчатого вала. 31. Пробка крана масляного радиатора. 32. Корпус крана масляного радиатора. 33. Корпус предохранительного клапана масляного радиатора. 34.Клапан. 35. Пружина клапана. 36. Колпак клапана.

Система смазки двигателя комбинированная: под давлением и разбрызгиванием. Маслом под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, упорные подшипники коленчатого и распределительного валов, втулки коромысел и верхние наконечники штанг толкателей. Остальные детали смазываются разбрызгиванием маслом.
В систему смазки входят маслоприемники, масляный насос (установлен внутри масляного картера) с редукционным клапаном, масляные каналы, фильтры очистки масла с перепускным клапаном, масляный картер, измеритель уровня масла, маслоналивной патрубок с крышкой-фильтром вентиляции картера и масляный радиатор (установлен перед радиатором охлаждающей жидкости) с ограничительным клапаном и запорным краном.

Масло, забираемое насосом из масляного картера, поступает через маслоприемник 19 по каналам в корпусе насоса и наружной трубке в корпус масляного фильтра. Далее, пройдя через фильтрующий элемент, масло направляется в полость второй перегородки блока цилиндров, откуда по сверленному каналу — в продольный масляный канал 12. Из продольного канала масло по наклонным каналам 27 и 26 и каналу 25 в перегородке блока подается на коренные подшипники коленчатого из пятой опоры распределительного вала и в полость блока между валом и заглушкой, отводится в картер через отверстие 15 в шейке вала. На шатунные шейки масло поступает по каналам 24 в шейках и каналу 29 в шейке коленчатого вала. В ось коромысел масло подводится от задней опоры распределительного вала, имеющего посередине кольцевую канавку 13, которая сообщается через каналы 6, 5 и 4 в блоке, головке цилиндров и в четвертой стойке оси коромысел с осью коромысел. Через отверстия 2 в оси коромысел масло поступает на втулки коромысел и далее по каналам 9, 8 и 10 в коромыслах и регулировочных винтах на верхние наконечники штанг толкателей. К шестерням привода распределительного вала масло подводится по трубке 23, периодически сообщающейся с масляным каналом в блоке через канавки 21 на шейке первого подшипника распределительного вала. Из выходного отверстия тpубки, имеющей малый диаметр, в момент, когда она сообщается с масляным каналом, выбрасывается струя масла, направленная на шестерни. Через канал в шейке первого подшипника распределительного вала масло из тех же канавок шейки поступает и на упорный фланец распределительного вала.

Читать еще:  Силиконовая высокотемпературная смазка для суппортов

Шестерня привода масляного насоса и распределителя зажигания смазывается струей масла, выбрасываемой из канала 16 в блоке, соединенного с четвертой опорой распределительного вала, также имеющей кольцевую канавку. Стенки цилиндров смазываются брызгами масла от струи, выбрасываемой из отверстия 28 в нижней головке шатуна при совпадении этого отверстия с каналом 29 в шейке коленчатого вала. Все остальные детали (стержень клапана, торец клапана, ось привода масляного насоса и распределителя зажигания, кулачки распределительного вала) смазываются маслом, вытекающим из зазоров в подшипниках и разбрызгиванием движущимися деталями двигателя.

Подшипники водяного насоса смазываются через отдельную масленку, установленную на его корпусе.

В систему включен масляный радиатор 22. Масло в него поступает через штуцер, который крепит наружную трубку к блоку, предохранительный клапан и кран по резиновому шлангу. Охлажденное масло также по резиновому шлангу отводится в нижнюю часть крышки распределительных шестерен, откуда сливается в картер. На месте входа в крышку имеется перегородка, препятствующая излишнему разбрызгиванию масла.

Емкость системы смазки 6 л. Масло заливается в картер через патрубок (расположен на крыше коромысел) с крышкой-фильтром 1 для вентиляций картера. Уровень масла контролируется по меткам П и 0 на стержне указателя уровня. Уровень масла следует поддерживать вблизи метки П, не превышая ее. Повышение уровня выше метки П нежелательно, так как кривошипные головки шатунов будут задевать за поверхность масла, вызывая образование в картере чрезмерного масляного тумана. Это вызывает забрызгивание свечей, интенсивное образование нагара на днищах поршней и стенках камеры сгорания, закоксовывание колец, дымление двигателя и повышенный расход масла. Понижение уровня масла ниже метки 0 опасно, так как при этом прекращается подача масла в систему и возможно выплавление подшипников. Необходимо иметь в виду, что для перетекания заливаемого при заправке масла из-под крышки коромысел в картер или для отекания масла, обильно разбрызганного во время работы на стенки, требуется некоторое время. Поэтому уровень масла следует проверять через несколько минут после заливки или остановки двигателя. После замены масла нужно пустить двигатель и дать ему поработать несколько минут. Спустя некоторое время проверяют уровень масла как указано выше.

Сливать масло для замены нужно только на горячем двигателе. В этом случае масло имеет меньшую вязкость и хорошо стекает. При смене масла следует также слить отстой из масляного фильтра и сменить фильтрующий элемент. Рекомендуется промывать и систему через одну смену масла. Для этого после слива масла из горячего двигателя в картер заливают промывочное масло ВНИИНП-ФД, пускают двигатель и дают ему поработать с малой частотой вращения 10 минут. Затем сливают промывочное масло, заменяют фильтрующий элемент и заливают свежее масло согласно карте смазки.

Давление в системе смазки при средних скоростях движения автомобиля (примерно 50 км/ч) и выключенном масляном радиаторе должно быть 2-4 кгс/см&sup2. Оно может повыситься на непрогретом двигателе до 4,5 кгс/см² и упасть в жаркую погоду до 1,5 кгс/см&sup2. Уменьшение давления масла при средней частоте вращения ниже 1 кгс/см² и при малой частоте вращения холостого хода ниже 0,5 кгс/см² свидетельствует о неисправностях в системе смазки или о чрезмерном износе подшипников коленчатого и распределительного валов. Дальнейшая эксплуатация двигателя в этих условиях должна быть прекращена.

Давление масла определяется указателем на щитке приборов, датчик которого ввернут в корпус масляного фильтра. Кроме этого, система снабжена сигнальной лампой аварийного давления масла, датчик которого ввернут в отверстие в нижней части фильтра. Сигнальная лампа находится на панели приборов, светится красным светом при понижении давления в системе ниже 0,4-0,9 кгс/см&sup2. Эксплуатировать автомобиль со светящейся лампой аварийного давления масла нельзя. Допустимо лишь кратковременное свечение лампы при малой частоте вращения холостого хода. Если система исправна, то при некотором повышении частоты вращения лампа гаснет.

Некоторые неисправности системы смазки.

Повышенное давление масла. Причиной является засорение и заедание плунжера редукционного клапана в закрытом положении. Для устранения этой неисправности надо снять масляный картер, удалить удерживающий пружину шплинт, удалить шайбу и шплинт и, пользуясь деревянной палочкой, вытащить плунжер. Промыть детали, вычистить гнездо в крышке насоса и поставить все детали на место.

Пониженное давление масла при низкой и средней частотах вращения коленчатого вала двигателя. Причиной этой неисправности может быть засорение и заедание плунжера редукционного клапана в открытом положении, устраняется чисткой гнезда клапана. Пониженное давление масла при всех частотах вращения коленчатого вала двигателя. Причин может быть несколько. Может быть неисправен датчик или указатель давления масла. Определяется неисправность контролем давления манометром, подключаемым на место датчика давления. Неисправные приборы заменить. Причиной также может быть перегрев двигателя. При изношенных подшипниках коленчатого вала и распределительного вала давление также будет низким. В этом случае следует заменить изношенные детали. Пружина редукционного клапана во время работы двигателя постоянно вибрирует. Это вызывает ее износ и падение давления масла. В этом случае следует пружину заменить новой. Причиной падения давления масла может служить износ торцов шестерен масляного насоса. Устраняется заменой прокладки между крышкой насоса и его корпусом на более тонкую. При сборке следует проверить легкость вращения шестерен насоса.

Повышенный расход масла. Причиной может быть износ поршневых колец. Их надо заменить. Расход также повышается при неисправных, изношенных сальниках, неплотностях соединений. Эта неисправность обнаруживается внешним осмотром двигателя и состоянием пола после ночной стоянки — по наличию на полу свежих масляных пятен. При износе направляющих втулок и стержней клапанов, разрушении маслоотражательного колпачка на впускных клапанах также увеличивается расход масла. Устраняется заменой изношенных и разрушенных деталей. При засорении вытяжной трубы и фильтра вентиляции картера давление в картере увеличивается. Это вызывает выдавливанием масла через сальники и неплотности соединений, а также повышенный расход масла через кольца. Устраняется прочисткой и промывкой вытяжной трубы и промывкой фильтра.

Система смазки двигателя газ 24

Автомобильные двигатели имеют комбинированную систему смазки. В этом случае особо нагруженные детали (коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, коромысла, иногда поршневые пальцы и другие детали) смазываются под давлением, к другим деталям смазка поступает разбрызгиванием или самотеком.

Система смазки двигателя автомобиля ГАЗ -24 «Волга». Система смазки состоит из масляного насоса, установленного внутри поддона, полнопоточного масляного фильтра, масляной магистрали с каналами, радиатора, маслоналивной горловины с крышкой, указателя уровня масла и других частей.

Масляный насос приводится в действие от распределительного вала при помощи двух шестерен. Ведущая шестерня выполнена как одно целое с распределительным валом, а ведомая установлена на промежуточном валике привода насоса. Во время работы двигателя масло из поддона забирается насосом через неподвижный маслоприемник и нагнетается в фильтр. Пройдя полнопоточный фильтр, масло по каналу во второй перегородке блока цилиндров поступает в масляную магистраль (канал просверлен вдоль всего блока цилиндров с его правой стороны). Из масляной магистрали по поперечным каналам в блоке цилиндров масло подводится к коренным подшипникам коленчатого вала и подшипникам распределительного вала.

Читать еще:  Смазка для резиновых уплотнителей авто
Рекламные предложения на основе ваших интересов:

В верхних вкладышах коренных подшипников просверлены отверстия для прохода масла к коренным шейкам коленчатого вала. На вкладышах коренных подшипников сделаны маслораспределительные канавки, постоянно сообщающиеся с каналами, по которым масло поступает от коренных шеек к шатунным. В шатунных шейках коленчатого вала имеются грязе-уловительные полости для дополнительной очистки масла. Пройдя эти полости, масло поступает к шатунным шейкам коленчатого вала и шатунным подшипникам.

У некоторых двигателей (автомобилей ГАЗ , ЗИЛ , УАЗ и др.) на нижних головках шатунов сделаны небольшие отверстия, по которым при совпадении их с отверстиями в шатунных шейках коленчатого вала подается пульсирующий поток масла на кулачки распределительного вала и стенки цилиндров. Коромысла и верхние наконечники штанг смазываются под давлением. На пятой (задней) опорной шейке распределительного вала имеется кольцевая канавка. При вращении вала эта канавка соединяет вертикальный канал в блоке цилиндров с каналом, подводящим к ней масло. Из канала 25 масло поступает в канал головки блока, нагнетается под заднюю пустотел) ю стойку оси коромысел и заполняет полость в оси.

Под каждым коромыслом, установленным на оси, есть отверстие, по которому масло подходит к втулкам коромысел. По каналам в коротких плечах коромысел и в регулировочных винтах масло подается к верхним наконечникам штанг. Стекая по штангам, масло смазывает их нижние наконечники, толкатели и кулачки распределительного вала, а затем поступает в поддон. Масло подхватывается вращающимися деталями кривошипно-шатунного механизма и мелко разбрызгивается, образуя масляный туман. Концы коромысел и стержни клапанов смазываются масляным туманом и маслом, вытекающим из зазоров втулок коромысел. Поршневые пальцы, поршни и цилиндры смазываются разбрызгивающимся и стекающим маслом.

На передней опорной шейке распределительного вала имеются две незамкнутые канавки. Одна из канавок при помощи двух отверстий (радиального и осевого) соединена с передним торцом опорной шейки, что позволяет маслу поступать к упорному фланцу. В переднем торце блока цилиндров просверлено отверстие, в которое вставлена трубка. При вращении распределительного вала канавки дважды за один его оборот соединяют поперечный масляный канал с отверстием и подают масло по трубке 33 к распределительным шестерням. Из пятой опорной шейки распределительного вала вытекающее масло попадает в полость между заглушкой и валом, а затем по отверстию отводится в поддон.

В системе смазки есть три клапана: редукционный, расположенный в крышке масляного насоса; перепускной, установленный в полнопоточном фильтре; предохранительный, находящийся в штуцере крана масляного радиатора.

Редукционный клапан необходим для поддержания соответствующего давления в системе смазки. Масляный насос подает масла больше, чем необходимо для работы двигателя, поэтому давление в системе смазки увеличивается (особенно в зимний период). Вследствие повышения давления клапан открывается и перепускает масло из нагнетательной полости насоса во всасывающую. В процессе работы двигателя коренные, шатунные шейки коленчатого вала и все подшипники постепенно изнашиваются. Зазоры между шейками коленчатого вала и соответствующими вкладышами подшипников увеличиваются, в результате чего возрастает расход масла через подшипники. Редукционный клапан, поддерживающий необходимое давление в системе смазки, обеспечивает меньший перепуск масла во всасывающую полость насоса.

Перепускной клапан вступает в работу при засорении фильтра. Предохранительный клапан масляного радиатора не допускает снижения давления в системе смазки ниже 100 кН/ма (1 кгс/см2) при включении радиатора.

Давление в системе смазки контролируют по манометру, датчик которого установлен на корпусе фильтра. Масло в поддон двигателя наливают через горловину, расположенную на крышке головки блока. Количество масла в поддоне двигателя контролируют по меткам П и 0, выбитым на указателе. Масло наливают в поддон до метки, после чего двигатель может работать до снижения уровня масла до метки 0. При уровне масла ниже метки 0 работать запрещено, так как можно выплавить подшипники и вывести двигатель из строя.

Система смазки двигателя автомобиля FA3-53A. Особенностью этой системы смазки по сравнению с рассмотренной выше является наличие двухсекционного насоса и фильтра центробежной очистки масла — центрифуги. Верхняя секция масляного насоса имеет шестерни большего размера, чем нижняя секция, поэтому верхняя секция является основной, а нижняя — дополнительной.

Во время работы двигателя шестеренный масляный насос через неподвижный маслоприемник забирает масло из поддона. К насосу масло поступает по каналам, имеющимся в блоке цилиндров. Нижняя секция масляного насоса по маслопроводу нагнетает масло в центрифугу, после которой оно сливается в поддон. Верхняя секция масляного насоса нагнетает масло в главную масляную магистраль блока цилиндров. Из главной магистрали масло по каналам в блоке подводится к коренным подшипникам коленчатого и распределительного валов. От коренных шеек коленчатого вала по каналам, просверленным в нем, масло поступает к шатунным подшипникам.

Масло от второй и четвертой шеек распределительного вала подается соответственно к правой и к левой головкам блока. Масло пульсирующим потоком по каналам через стойки поступает в полые оси коромысел, установленных на головках блока. Распределительные шестерни смазываются маслом, сливаемым из центрифуги. Из полости, расположенной между пятой шейкой распределительного вала и заглушкой блока цилиндров, масло подается к приводу распределителя зажигания.

Упорный фланец распределительного вала смазывается под давлением маслом, поступающим из отверстия во втулке первой шейки в тот момент, когда радиальный канал в этой шейке совпадает с отверстием втулки. Из радиального канала масло проходит в продольный и в виде пульсирующего потока подводится к упорному фланцу.

В системе смазки имеется масляный радиатор, который включается при температуре окружающего воздуха выше 20 °С. При тяжелых условиях работы автомобиля (например, движение с небольшой скоростью по глубокому снегу или песку) водитель должен включать масляный радиатор, несмотря на низкую температуру окружающего воздуха. Масло, пройдя через радиатор, охлаждается и стекает по маслопроводу в поддон.

При снижении давления масла до 40—90 кН/м2 (0,4—0,9 кгс/см2) на щитке приборов загорается контрольная лампа. Если двигатель работает при малой частоте вращения коленчатого вала, то возможно загорание контрольной лампы аварийного давления масла. Если система смазки исправна, то по мере прогрева двигателя и увеличения частоты вращения коленчатого вала контрольная лампа должна погаснуть. Если контрольная лампа загорается при средней или большой частоте вращения коленчатого вала, то это указывает на неисправность системы смазки. Двигатель необходимо немедленно остановить, найти неисправность и устранить ее.

В системе смазки имеются редукционные клапаны. Клапан расположен в корпусе нижней секции насоса, а клапан — в передней части блока цилиндров с правой стороны. Клапан перепускает масло из полости нагнетания во всасывающую полость насоса; через клапан масло сливается в поддон. Все клапаны системы смазки отрегулированы на заводе; в период эксплуатации автомобиля регулировку этих клапанов изменять не рекомендуется.

Надежность двигателя зависит от работы центрифуги, ее состояния и чистоты масла. Заправка двигателя загрязненным маслом и плохая его очистка вызывают преждевременный износ трущихся поверхностей, особенно шеек коленчатого вала.

Система смазки двигателя автомобиля ЗИЛ -130. Схемы смазки двигателей автомобилей ЗИЛ -130 и ГАЗ -53А аналогичны, поэтому рассмотрим только путь масла. Во время работы двигателя верхняя секция масляного насоса по маслопроводу нагнетает масло в полнопоточную центрифугу. Далее масло поступает в маслораспределительную камеру, расположенную в задней перегородке блока цилиндров. Из камеры масло нагнетается в левый и правый магистральные каналы, а из них поступает к коренным подшипникам коленчатого вала, подшипникам распределительного вала и толкателям. В коленчатом валу имеются каналы для подачи масла к шатунным шейкам. Средняя (третья) опорная шейка распределительного вала имеет отверстия. При их совпадении с отверстиями в блоке цилиндров масло пульсирующим потоком поступает по каналам к головке блока, а затем под стойку (в каждой головке) и в полые оси коромысел. Масло смазывает ступицы коромысел и далее поступает к регулировочному винту и верхнему наконечнику штанги. Носки коромысел и стержни клапанов смазываются масляным туманом или маслом, поступающим самотеком.

Из правого магистрального канала по трубопроводу масло подается к компрессору, откуда по трубке сливается в поддон двигателя. Нижняя секция масляного насоса при открытом кране нагнетает масло по трубопроводу в масляный радиатор, из которого масло по трубопроводу сливается в поддон.

Читать еще:  Силиконовая смазка силикон

При снижении давления в системе смазки до 60—30 кН/м2 (0,6— 0,3 кгс/см2) на щитке приборов загорается контрольная лампа с линзой красного цвета. В корпусе центрифуги установлен перепускной клапан, отрегулированный на перепад давлений, равный 100 кН/м2 (1 кгс/см2). Клапан предназначен для перепуска масла в распределительную камеру при увеличенном его расходе вследствие износа подшипников двигателя.

Рассмотрев схемы систем смазки (двигателей автомобилей ГАЗ -24 «Волга», ГАЭ -53А и ЗИЛ -130), отмечаем, что давление в системе смазки прогретых двигателей при скорости движения 50 км/ч должно быть равно 200—400 кН/м2 (2—4 кгс/см2) для двигателя автомобиля ГАЗ -24 «Волга» и не менее 250 кН/м2 (2,5 кгс/см2) для ГАЗ -бЗА. При малой частоте вращения коленчатого вала давление должно быть не менее 50 кН/м2 (0,5 кгс/см2) для двигателей всех трех автомобилей.

При движении автомобиля ЗИЛ -130 со скоростью 40 км/ч давление в системе смазки нового двигателя должно быть равно 200—400 кН/м2 (2— 4 кгс/см2). Если указанные двигатели не прогреты, то давление повышается до 500—575 кН/м2 (5,0—5,75 кгс/см2).

Система смазки дизеля автомобиля КамАЗ-5320. Система смазки этого дизеля аналогична другим системам смазки V-образных двигателей. Однако есть и некоторые отличия. Масляный насос имеет две секций — нагнетающую (переднюю) и радиаторную (заднюю); от насоса системы смазки приводится гидромуфта привода вентилятора. В системе смазки есть шесть клапанов; три у масляного насоса: 29 и 8 — предохранительные клапаны соответственно радиаторной и нагнетающей секций — дифференциальный клапан; два у центрифуги: — сливной и — перепускной клапаны; один у фильтра тонкой очистки: — перепускной. Масло наливают в поддон через патрубок, установленный на картере маховика с правой стороны двигателя.

При работе двигателя масляный насос через маслоприемник засасывает масло двумя секциями. Нагнетающая секция подает масло по каналам блока цилиндров в полнопоточный фильтр тонкой очистки, где оно очищается, проходя через два фильтрующих элемента, а затем поступает в главную масляную магистраль. Из главной масляной магистрали по каналам в перегородках блока цилиндров масло подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала. Поступающее к шатунным подшипникам масло проходит дополнительную центробежную очистку в грязеуловитель-ных полостях коленчатого вала. Далее масло поступает к подшипникам распределительного вала. К подшипникам компрессора масло проходит из канала в задней стенке блока цилиндров по маслопроводу. Из канала в передней стенке блока цилиндров по маслопроводу масло проходит к подшипникам топливного насоса высокого давления. Из каналов блока цилиндров масло по маслопроводам подается в стойки коромысел, смазывает их ступицы, а по отверстиям в коротких плечах коромысел поступает к регулировочным винтам и верхним наконечникам штанг. Стекающее по внутренним отверстиям штанг масло смазывает их нижние наконечники, толкатели, кулачки распределительного вала, а затем сливается в поддон. Масло, которое собирается на головках цилиндров, по наклонным маслопроводам отводится в полости для штанг и далее в поддон.

Радиаторная секция насоса по маслопроводу подает масло к центрифуге, из которой оно постоянно сливается в поддон или проходит по маслопроводу в радиатор, если открыт кран. Если кран закрыт, то масло из центрифуги сливается в поддон двигателя через сливной клапан, открывающийся при давлении 50—80 кН/м2 (0,5—0,8 кгс/см2). В случае номинальной частоты вращения коленчатого вала давление в системе смазки поддерживается равным 450—500 кН/м2 (4,5—5,0 кгс/см2) при прогретом двигателе и не менее 100 кН/м2 (1 кгс/см2) при минимальной температуре двигателя. Дифференциальный клапан, размещенный в нагнетательной секции насоса, ограничивает давление масла в главной магистрали и открывается при 400—450 кИ/м2 (4—4,5 кгс/см2). Предохранительные клапаны насоса открываются при увеличении давления масла в полости нагнетания до 800—850 кН/м2’(8,0—8,5 кгс/см2).

Фильтр тонкой очистки имеет два сменных фильтрующих элемента, состоящих из древесной муки и пропитанных связывающим веществом. При засорении фильтрующих элементов или при повышенной вязкости масла оно поступает в главную магистраль неочищенным через перепускной клапан, открывающийся в том случае, когда давление возрастает до 700— 800 кН/м2 (7,0—8,0 кгс/см2). При срабатывании перепускного клапана на щитке приборов загорается сигнальная лампочка, предупреждающая водителя о засорении фильтра тонкой очистки и о поступлении в магистраль неочищенного масла.

Центрифуга работает нормально, если давление масла на входе в нее составляет 600 кН/м2 (б кгс/см2) и ротор имеет частоту вращения 5000 об/мин. Перепускной клапан 5 ограничивает давление масла перед центрифугой до 600-650 кН/м2 (6,0—6,5 кгс/см2).

Система смазки рядного двигателя автомобиля ГАЗ-24 «Волга»

Как устроена система смазки рядного двигателя?

Комбинированная система смазки рядного двигателя автомобиля ГАЗ-24 «Волга» (рис.34) состоит из поддона картера 1 со сливной пробкой; маслоприемника 2 с сетчатым фильтром; односекционного масляного насоса 3 с редукционным клапаном 4; главной масляной магистрали 5, представляющей собой канал (сверление) вдоль блока цилиндров с соответствующими ответвлениями для направления масла к трущимся поверхностям; полнопоточного масляного фильтра 9 с бумажным фильтрующим элементом; перепускного клапана 7, предназначенного для перепуска неочищенного масла в главную масляную магистраль в случае засорения фильтрующего элемента и при повышенной вязкости масла в холодное время года до его прогрева. К фильтру подключается датчик 8 электрического указателя давления масла и датчик 11 лампы аварийного давления масла. Масло к фильтру подводится по трубопроводу 10. В двигатель заливается через маслозаливную горловину на крышке клапанной коробки, а его уровень контролируется масломерным щупом 14, имеющим две метки: верхнюю «П», указывающую на требуемый уровень масла, и нижнюю «0», указывающую на недостаточный уровень.

Рис.34. Система смазки рядного двигателя.

Для охлаждения масла в системе смазки перед радиатором системы охлаждения установлен масляный радиатор 6. Он соединяется с маслонасосом трубопроводами с предохранительным клапаном 12 и краном 13. Предохранительный клапан автоматически отключает поступление масла в масляный радиатор, когда его давление снизится до 0,1 МПа, чтобы обеспечить смазку трущихся поверхностей двигателя (обычно это бывает кратковременно, пока автомобиль преодолеет трудный дорожный участок, после чего охлаждение масла улучшается, вязкость и давление повышается и клапан, открываясь, снова пропускает масло в масляный радиатор). Охлажденное масло стекает по трубопроводу в поддон картера двигателя.

В каких пределах должно находиться давление масла?

Давление масла в системе смазки двигателя автомобиля ГАЗ-24 «Волга» при движении его со скоростью 50 км/ч должно находиться в пределах 0,2-0,4 МПа.

Как работает система смазки двигателя автомобиля ГАЗ-24 «Волга»?

Во время работы двигателя масло под давлением насосом 3 подается в полнопоточный масляный фильтр, где очищается и поступает в главную масляную магистраль, откуда по сверлениям подводится к коренным подшипникам 15 коленчатого вала и далее по сверлениям 16 в коленчатом валу к шатунным подшипникам 17.

Одновременно из главной масляной магистрали по сверлениям оно поступает к подшипникам 18 распределительного вала. При этом масло по трубке 19 от первого подшипника распределительного вала струей периодически выбрызгивается на распределительные шестерни 20, так как маслоподводящая трубка периодически сообщается с масляным каналом подшипника. От этого же подшипника оно по каналу поступает к упорному фланцу распределительного вала. Шестерня привода масляного насоса и прерывателя-распределителя смазывается струей масла, выбрызгиваемой из канала в блоке, соединенного с четвертым подшипником распределительного вала, шейка которого имеет кольцевую канавку. От пятой опоры распределительного вала масло по вертикальному каналу 22 в блоке и головке блока цилиндров подводится к четвертой стойке оси коромысел. По сверлению в ней оно поступает в пустотелую ось 23 коромысел, откуда по сверлениям – к втулкам коромысел, смазывает их и далее по сверлениям 24 в осях коромысел и регулировочных винтах стекает на верхние наконечники штанг 25. Стекая по штангам вниз, оно смазывает нижние наконечники штанг, толкатели и кулачки распределительного вала.

Стенки цилиндров, поршневые пальцы и кольца, поршни, кулачки распределительного вала, стержни клапанов и другие детали смазываются разбрызгиваемым маслом. Кроме того, более нагруженная стенка цилиндра дополнительно смазывается струей масла, выбрасываемой из отверстия 21 в нижней головке шатуна при совпадении этого отверстия с масляным каналом в шатунной шейке коленчатого вала.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector