Устройство редуктора лебедки
Лебедка. Конструкция и принцип работы
Лебедка предназначена для преодоления транспортным средством (ТС) труднопроходимых участков пути, самовытаскивания и вытаскивания застрявших ТС, а также подтягивания грузов.
Лебедки состоят из следующих основных механизмов:
- тяговый барабан, на который наматывается трос
- понижающий редуктор
- предохранительное устройство
- тормозное устройство
В некоторых лебедках при больших тяговых усилиях на тросе с целью уменьшения ее габаритных размеров вместо тягового барабана применяют тяговые ролики.
Тяговые барабаны располагают чаще всего горизонтально и поперек продольной оси ТС, реже — вертикально. На барабане размещается запас троса длиной 50… 100 м. Трос укладывают на барабан вручную или тросоукладчиком. Вертикально расположенные барабаны имеют меньшую длину, но больший диаметр по сравнению с горизонтально расположенными барабанами. Увеличенный диаметр барабана способствует большему сроку службы троса, так как в этом случае он подвержен меньшим деформациям при наматывании и сматывании, а уменьшенная длина предохраняет трос от спутывания. Это позволяет не применять тросо-укладчиков.
В качестве понижающего редуктора используют преимущественно червячный редуктор с большим передаточным числом, что обеспечивает при его небольших размерах высокие значения тяговых усилий на тросе.
Рис. Лебедка с горизонтальным барабаном:
1 — передняя поперечина; 2 — скоба крепления троса; 3 — барабан; 4 — трос; 5 — крюк; 6 — редуктор; 7 — задняя поперечина; 8 — тормозная колодка барабана; 9 — ось рычага включения; 10 — траверса вала барабана; 11 — муфта включения барабана; 12 — рычаг включения муфты; 13 — рукоятка рычага
Предохранительное устройство предназначено для ограничения максимального тягового усилия лебедок, которое обычно составляет 0,5 — 0,8 полного веса машины. Роль такого устройства выполняет предохранительный штифт или предохранительная муфта. При возникновении на тросе лебедки усилия, превышающего допустимое, штифт срезается (или муфта выключается), и лебедка перестает действовать.
Автоматическое тормозное устройство предназначено для исключения возможности сматывания троса с барабана под нагрузкой при отключенном приводе лебедки. На колесных ТС для этой цели используются ленточные тормозные механизмы, на гусеничных — как ленточные, так и винтовые тормозные механизмы дискового типа.
Привод лебедок осуществляется карданными валами от коробок отбора мощности ТС. Обычно лебедки имеют две скорости движения троса: высокую — при сматывании троса с барабана и низкую — при наматывании. Это достигается за счет различных значений передаточных чисел в приводе лебедки.
На колесных ТС чаще всего применяют лебедки с горизонтальными барабанами, которые устанавливают в передней, задней и средней частях несущих систем машин.
При переднем расположении лебедки с ручной укладкой троса обеспечивается хороший доступ к ней и упрощается ее привод. Недостатком такого расположения лебедки является увеличение длины ТС и уменьшение переднего угла свеса. Кроме того, при этом перегружается передняя ось, что приводит к ухудшению проходимости ТС.
Если лебедка расположена в средней части ТС (между кабиной и грузовой платформой), то можно использовать барабан большой длины с тросоукладчиком. Подача троса может осуществляться вперед и назад. Однако при таком расположении лебедки ее привод усложняется, сокращается длина грузовой платформы, а масса лебедки возрастает.
Лебедки, расположенные в задней части колесного ТС, оснащены тросоукладчиком и обеспечивают подачу троса назад. Недостатками такого размещения лебедки являются длинные карданные валы привода, трудность доступа к лебедке и наблюдения водителя за ее работой.
Лебедки колесных транспортных средств в основном сходны между собой. Разницу обусловливают их габаритные размеры, характеристики и некоторые конструктивные особенности.
На рисунке представлена лебедка с горизонтальным барабаном, устанавливаемая в передней части колесного ТС. Она смонтирована на двух поперечинах — 1 и 7, прикрепленных к лонжеронам рамы и переднему бамперу машины. Лебедка состоит из барабана, червячного редуктора, механизма включения барабана и тормоза. Вращающий момент от коробки отбора мощности передается через карданную передачу на редуктор лебедки, представляющий собой червячную глобоидальную пару, состоящую из однозаходного червяка и червячного колеса с бронзовым венцом. Затем вращающий момент передается через механизм включения с оси червячного колеса на барабан и преобразуется на нем в тяговое усилие на тросе.
Соединение барабана с валом червячного колеса осуществляется муфтой 11 с торцевыми кулачками, которые входят в зацепление с кулачками на торцевой части барабана. Муфта перемещается с помощью рычага 12 при повороте его рукоятки 13. В рукоятке имеется палец-фиксатор с пружиной, который удерживает рычаг в одном из двух положений: барабан включен или выключен. При выводе муфты из зацепления с барабаном колодка тормоза барабана, установленная шарнирно на оси 9, прижимается с помощью пружины коротким плечом рычага к обработанной наружной торцевой поверхности барабана и притормаживает его. Предохранительным устройством в лебедке служит штифт, установленный в карданной передаче привода.
Рис. Редуктор лебедки с тормозным устройством:
1 — червячное колесо; 2 — вал червячного колеса; 3 — лента тормоза; 4 — пружина тормоза; 5 — барабан тормоза; 6 — фланец крепления карданной передачи привода; 7 — червяк
В качестве тормозного устройства применяется тормоз червяка редуктора ленточного типа. Барабан 5 тормоза установлен на ведущем валу редуктора. Его охватывает стальная лента 3 с фрикционной накладкой, один конец которой закреплен на картере редуктора жестко, а другой оттягивается пружиной 4, прижимающей ленту к барабану.
Тормоз червяка работает следующим образом. При наматывании троса на барабан ведущий вал редуктора вращается по часовой стрелке. Лента тормоза, увлекаемая силой трения, сжимает пружину и отходит от большей части барабана тормоза. Сила трения между лентой и барабаном при этом небольшая, и вал редуктора легко вращается.
При срезании предохранительного штифта ведущий вал редуктора начнет вращаться в обратную сторону с большой скоростью. Лента тормоза, жестко прикрепленная одним концом к картеру, под действием силы трения затянется, вал редуктора затормозится, и сматывание троса с барабана лебедки прекратится. При небольшой частоте вращения вала редуктора незначительное усилие торможения, создаваемое автоматическим тормозом, не препятствует разматыванию троса, которое можно осуществлять как вручную, так и при включенной передаче в коробке отбора мощности на разматывание. Для разматывания вручную нужно выключить муфту включения барабана.
На гусеничных ТС лебедки размещаются, как правило, в средней или задней части корпуса. В качестве редукторов наряду с червячными используются зубчатые передачи.
Рассмотрим устройство лебедки, установленной в средней части гусеничной машины. Отбор мощности на лебедку осуществляется от промежуточного редуктора, выполняющего функции коробки отбора мощности и установленного между главным фрикционом и главной передачей ТС. В одном корпусе с коническим редуктором размещены электромагнитная муфта, выполняющая роль предохранительного устройства, и автоматическое тормозное устройство. После тормозного устройства вращающий момент через карданную передачу передается на редуктор лебедки. Выходной вал редуктора через механизм включения соединен с барабаном лебедки, имеющим вертикальную ось вращения. Трос, сходя с барабана, проходит через датчик перегрузки, а также выводные направляющие ролики и выходит наружу к буксируемому объекту. Ролики вращаются вокруг своих осей и оси троса и самоустанавливаются в плоскости действия силы его натяжения. Это позволяет производить буксировочные работы при значительных углах отклонения троса от продольной оси ТС в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Рис. Конструкция конического редуктора, электромагнитной муфты и тормозного устройства:
1 — ведомый диск; 2 — защелка; 3 — ведущий вал с конической шестерней; 4 — ведущая полумуфта; 5 — ведущий диск; 6 — вал электромагнитной муфты; 7— нажимной диск; 8 — пружина; 9 — упругая соединительная муфта; 10 — ведомый вал; 11 — корпус электромагнитной муфты; 12 — катушка; 13 — ведомые диски муфты; 14 — ведущие диски муфты; 15 — якорь; 16 — выходной вал редуктора; 17 — ведомые конические шестерни; 18 — зубчатая муфта; 19 — вилка включения муфты; 20 — валик включения
Рис. Редуктор лебедки с вертикальным барабаном:
1 — червячное колесо; 2 — ограничитель троса; 3 — трос; 4 — барабан; 5 — тормоз; 6 — вилка переключения; 7 — подвижная муфта; 8 — вал барабана; 9 — неподвижная муфта; 10 — червяк
Рассмотрим конструкцию конического редуктора, расположенного в одном корпусе с электромагнитной муфтой и тормозным устройством. Редуктор состоит из ведущего вала 3 с конической шестерней, двух ведомых шестерен 17, установленных свободно на втулках на выходном валу 16 редуктора, и зубчатой муфты 18, расположенной на шлицах выходного вала. Зубчатая муфта перемещается с помощью вилки 19 включения вдоль вала и имеет три фиксированных положения. В среднем положении муфты редуктор выключен. В крайнем левом (правом) положении наружные зубья муфты входят в зацепление с внутренними зубьями левой (правой) ведомой шестерни, и вращающий момент передается с ведущего вала на выходной, увеличиваясь на величину передаточного числа редуктора. В зависимости от того, какое крайнее положение занимает муфта, определяют направление вращения выходного вала редуктора. Вилка включения муфты закреплена на валике 20, соединенном через систему тяг с рычагом управления редуктора, расположенным в кабине.
Электромагнитная муфта состоит из пакета ведущих 14 и ведомых 13 дисков, катушки 12, расположенной в корпусе 11 муфты, и якоря 15. При подаче электрического напряжения на катушку создается магнитный поток, который, проходя через пакет дисков и якорь, прижимает их к; корпусу муфты. Муфта включается, и вращающий момент передается от выходного вала конического редуктора на вал 6 электромагнитной муфты.
В качестве автоматического тормозного устройства в данной лебедке использован винтовой тормоз дискового типа. Он состоит из ведущего 5, ведомого 1 и нажимного 7 дисков, защелки 2 и пружин 8. Ведущий диск с фрикционными накладками установлен на шлицах вала муфты, ведомый расположен свободно на ступице нажимного диска, имеющего фрикционные накладки. Нажимной диск установлен на резьбе на валу муфты и на шлицах ведомого вала 10, один конец которого надет на вал муфты, а другой связан с упругой соединительной муфтой 9. Пружины расположенные между нажимным и ведомым дисками, препятствуют их сближению.
При отключенном приводе лебедки и наличии нагрузки на тросе ведущий диск не вращается, а нажимной диск, поворачиваясь, перемещается в осевом направлении влево и прижимается к ведомому диску, увлекая его за собой. Вращению ведомого диска препятствует защелка: включается тормоз, и прекращается сматывание троса с барабана.
Редуктор лебедки состоит из глобоидального червяка 10 и червячного колеса 7, на ступице которого имеются наружные шлицы. Барабан 4 расположен над редуктором и соединен с ним с помощью механизма включения. Последний состоит из неподвижной муфты 9 с наружными шлицами, закрепленной на шлицевом конце вала 8 барабана, и подвижной зубчатой муфты 7, имеющей два фиксированных положения. Шариковый фиксатор с пружиной расположен в неподвижной муфте. В верхнем положении подвижная муфта соединяет шлицы неподвижной муфты и червячного колеса и включает барабан. В нижнем положении муфты барабан выключен. Муфта перемещается вилкой 6 переключения, соединенной с рычагом управления механизма включения барабана, расположенным в кабине.
Рис. Лебедка с тяговыми роликами:
1 — зубчатые венцы; 2 — редуктор; 3 — труба тросоукладчика; 4 — каретка тросоукладчика; 5 — шестерня тросоукладчика; 6 — опорный фланец; 7 — нажимной диск; 8 — фланец; 9 — диск; 10 — промежуточная ступица; 11 — ось; 12 — собачка; 13 — обод; 14 — втулки; 15 — ступица; 16 — сальник; 17 — храповик; 18 — муфта; 19 — вал редуктора; 20 — штифт; 21 — оси тяговых роликов; 22 — роликоподшипники; 23 — тяговые ролики; 24 — рама лебедки; 25 — шарикоподшипник; 26 — ведущая шестерня
Между корпусом барабана и картером редуктора расположены два постоянно действующих тормоза, притормаживающих барабан при сматывании троса вручную. Для исключения спадания троса через реборду барабана на корпусе редуктора закреплены четыре ограничителя.
На рисунке представлена конструкция лебедки с тяговыми роликами 25. Привод лебедки осуществляется от коробки отбора мощности, установленной на картере раздаточной коробки. Тяговые ролики предназначены для создания тяговых усилий на тросе лебедки за счет сил трения, возникающих при перематывании троса по их клиновидным канавкам. Тяговые ролики приводятся во вращение от ведущей шестерни 26, которая соединена с валом 19 редуктора 2 лебедки. Трос с помощью тросоукладчика наматывается на барабан, представляющий собой сварную конструкцию, внутри которой установлен фрикцион с краевым механизмом. Фрикцион барабана обеспечивает постоянное натяжение троса на барабане и тяговых роликах. Храповой механизм служит для затормаживания фрикциона. В период выдачи троса лебедкой храповой механизм затормаживает барабан, а в период приема троса — растормаживает.
Типы редукторов лебедок и их особенности
Для начала начнём с некоторых определений, чтобы было понятнее, о чем идет речь. Что это такое и для чего она используется?
Лебедка — это техническое приспособление, с помощью которого осуществляется подъём и какое-то перемещение грузов. Служит подъемным элементом на кранах, лифтах.
Область использования очень обширна и разнообразна. Они полезны в монтажных работах, строительстве, ремонте и так далее. При стройке, например, лебедка просто незаменимая вещь для установки и монтажа строительных элементов и конструкций, когда перемещается груз, имеющий большой вес на строительных площадках; для подъема различных машин и механизмов на промышленных предприятиях.
Лебедки значительно упрощают выполняемые работы и помогают выполнить задачу в заявленные сроки.
Электрическая лебедка
По конструкции их делят на ручные и электрические.
Электролебедки по сравнению с ручными значительно удобнее. Это связано с производительностью и со скоростью работы, так как электрические работают самостоятельно, без помощи рабочего. По конструкции они достаточно просты. Снабжены удобной рамой, на которой расположен двигатель, а также имеется тормоз и редуктор с барабаном.
Но полностью электролебедки ещё не смогли заменить ручные. Ручной механизм продолжает совершенствоваться и модернизироваться и, как следствие, использоваться в производстве.
Типы лебедок, особенности, применение
Лебедки могут быть тяговые, которые используют для горизонтального перемещения груза или подъемные — при поднятии и спуске груза.
Тяговые лебедки часто применяют в строительстве, где необходимо осуществить осевое перемещение груза на малом расстоянии. К примеру, с помощью этих лебедок перемещают трубы, грузовые тележки башенных кранов и т. д. По конструкции их также подразделяют на несколько видов: односкоростные, многоскоростные, имеющие один барабан или много.
По способам действия их можно разделить на:
- Механические;
- Рычажные;
- Червячные;
- Скреперные.
- Гидравлические.
Разновидности редукторов в лебедках, в свою очередь, бывают цилиндрические и червячные.
Расскажем подробнее о наиболее распространённом варианте устройств — цилиндрическом. В цилиндрическом варианте редукторов имеются зубчатые передачи, как раз, соответственно названию, в форме цилиндров. Валовые оси в зубчатых колёсах размещены параллельно.
Они крайне долговечны, имеют широкий диапазон передачи вращающих моментов. Их легко как сконструировать, так и в дальнейшем ремонтировать и обслуживать. Хорошо применяются в машиностроении.
Какие бывают цилиндрические редукторы в разных лебедках:
- Редукторы, состоящие из двух ступеней, для общего машиностроительного использования;
- Узкие и тоже востребованные редукторы с одной ступенью;
- Горизонтальные модели из двух ступеней с зацеплением Новикова.
Здесь были приведены многие редукторы, которые в основном используются в лебедках в машиностроительной отрасли.
Ещё несколько слов про обслуживание данных устройств. Не стоит забывать, что редукторы необходимо периодически смазывать, например, солидолом. Так как солидол меньше вымывается водой. Но можно, конечно, применять и графитовую смазку.
При выборе редуктора обращайте внимание на его характеристики.
- какой сам тип редуктора;
- его мощность;
- обороты на выходе;
- каково передаточное число у редуктора;
- на конструкцию входного и выходного валов;
- какой тип монтажа и т. д.
Ознакомьтесь подробно со всеми характеристиками устройства и выбирайте тот редуктор, который лучше всего подойдет именно вашим требованиям и/или производству.
Подведем итоги: лебедка незаменима во многих областях промышленности и гражданского строительства. Ознакомиться с техническими характеристиками вы можете на нашем сайте.
С нами вы легко сумеете подобрать наиболее оптимальный вариант для вашего предприятия.
Устройство редуктора лебедки
1. Назначение лебедки лифта и основные требования к ней?
Лебедки лифта предназначены для подъема и спуска кабины с пассажирами или грузом. Лебедка состоит из электродвигателя, соединительной муфты, тормозного устройства, редуктора, барабана или канатоведущего шкива. Лебедку оборудуют автоматически действующим тормозом замкнутого типа. Применение ленточных тормозов не допускается. Лебедки с барабаном, согласно требованиям ПУБЭЛ, должны иметь канавки (ручьи), нарезанные по винтовой линии. Канатоемкость барабана должна быть рассчитана на укладку не менее полутора запасных витков каждого закрепленного на барабане каната при наинизшем рабочем положении кабины или противовеса, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.
Барабан лебедки имеет реборды, которые должны возвышаться над верхним слоем навитого каната на высоту, равную не менее одного диаметра каната. Ранее применялись червячные редукторные лебедки с канато-ведущим шкивом и выносной опорой. Канатоведущий шкив лебедки снабжен ручьями, форма которых при заданном угле обхвата шкива канатами позволяет обеспечить сцепление канатов со шкивом, достаточное для удерживания кабины при статическом испытании, и исключает возможность подъема кабины при неподвижном противовесе или противовеса при неподвижной кабине. В настоящее время выпускают червячные лебедки с канатоведущим шкивом, расположенным на консольном тихоходном валу редуктора.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
В обыкновенных пассажирских и грузовых лифтах применяют быстроходные электродвигатели, в то время как частота вращения канатоведущего шкива небольшая. Поэтому для снижения частоты вращения применяют редукторы. На скоростных лифтах используют безредукторные лебедки, у которых канатоведущий шкив непосредственно (без редуктора) соединен с валом электродвигателя постоянного тока, имеющего пониженную частоту вращения ротора. Безредукторные лебедки более совершенны, но они отличаются более сложными системами управления, что удорожает их изготовление и обслуживание. Редуктор серийной лебедки укреплен на раме, которая через резиновые амортизаторы опирается на подрамник, закрепленный в свою очередь на перекрытии машинного помещения.
Лебедки лифтов (за исключением грузовых малых) снабжены штурвалами для ручного управления. Штурвал насажен на быстроходном валу и может быть съемным. Применение штурвала со спицами или кривошипной рукояткой не допускается. На лебедке лифта указывают направление вращения штурвала на подъем и спуск кабины. Лебедка должна иметь табличку завода-изготовителя.
Рис. 1. Схема червячного цилиндрического редуктора
1 — подшипник вала червячного колеса; 2 — обод канатоведущего шкива; 3 — венец червячного колеса; 4 — упорный подшипник; 5 — цилиндрический червяк
2. Назначение редуктора?
Редуктор — механизм, предназначенный для передачи вращения от быстроходного электродвигателя тихоходному канатоведущему органу. Редукторы применяют для снижения частоты вращения электродвигателя.
Рис. 2. Глобоидный червячный редуктор лебедки
1 — радиальный подшипник; 2 — глобоидный червяк; 3 — червячное колесо; 4 — корпус; 5, 10 — стаканы; 6 — ра-диально-упорный подшипник; 7—маховик; 8, 11—дистанционные прокладки; 9 — шпонка; 12 — выходной вал; 13— конические подшипники; 14 — торцовая шайба; 15 — крышка; 16 — регулировочная пробка; 17 — стопор; 18—сливная пробка
Рис. 3. Схема лебедки с канатоведущим шкивом
1 — редуктор; 2 — амортизатор; 3 — рама лебедки; 4 — электродвигатель; 5 — тормозное устройство; 6 — канатоведущий шкив; 7 — штурвал-маховик; 8 — домкрат; 9 — подрамник; 10— сливная пробка; И — муфта; 12 — электромагнит
3. Назовите типы, редукторов, применяемых в лиф-тостроении, их преимущества и недостатки?
На лифтах в настоящее время применяют редукторы с цилиндрическим и глобоидным червячным зацеплением. Наиболее распространены редукторы с однозаход-ным червяком. Обод червячного колеса, изготовленный из бронзы, не должен иметь трещин и раковин. Червяк, изготовленный из стали, имеет высокую твердость. Червяк и червячное колесо находятся в масляной ванне. Масло служит для уменьшения трения и отвода тепла при работе передачи. Осевой люфт червяка регулируется планшайбой, расположенной на упорном подшипнике. Червячный редуктор состоит из червяка и червячного колеса, сидящего на выходном валу, который установлен в подшипниках в чугунном корпусе редуктора. Электродвигатель соединен с червяком при помощи муфты, выполняющей также роль тормозного шкива. На выходной вал редуктора насажен канатоведущий шкив.
Изготовление глобоидного червяка сопряжено с применением специального оборудования и режущего инструмента. Поэтому качество его изготовления и степень точности весьма невысоки, что приводит к низкому КПД передачи и значительным вибрациям в кабине лифта. Червячные колеса глобоидного и цилиндрического редукторов по форме одинаковы. Венец червячного колеса крепится к ступице болтами. Тихоходный вал устанавливается в корпусе редуктора на конических роликовых подшипниках. Наружное кольцо подшипника со стороны канатоведущего шкива упирается в крышку. Правильное положение средней плоскости червячного колеса относительно оси червячного вал« достигается установкой прокладок между наружным кольцом подшипника и врезной крышкой.
Табличка, укрепляемая на редукторе заводом-изготовителем, должна иметь дату изготовления, тип редуктора, номинальный момент и передаточное число редуктора.
УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЬНОЙ ЛЕБЕДКИ
Тему этого материала подсказал короткий диалог, услышанный мною на одном любительском трофи. — Черт возьми (понятно, что было использовано более сочное выражение), автомобильная лебедка отказала.
Может, разберем — поглядим? — неуверенно предлагал штурман. — А ты знаешь, как она устроена? — возражал водитель. Над болотом повисла долгая пауза.
Несмотря на великое множество марок горизонтальных автомобильных лебедок (а их использует подавляющее большинство джиперов) на нашем рынке, их устройство практически одинаково. Мы разобрали до винтика изделие под названием Master Winch 8288. Эта автомобильная лебедка позиционируется как спортивная, быстрая, поэтому и общее передаточное число ее редуктора сравнительно невелико. У туристических моделей оно заметно больше. В остальном же существенной разницы нет. Посмотрите на препарированный для вас, читатели, образец, и тогда, окажись вы на дружеской покатушке, вам все станет ясно с первого взгляда.
Ток к обмоткам якоря подводится через четыре медно-графитовые щетки, прижимающиеся пружинами к коллектору. На внутренней поверхности статора закреплены обмотки возбуждения, ток к которым подводится через пару контактов, закрепленных на корпусе через изолирующие втулки. Третий контакт подсоединен к двум щеткам, а две других «сидят» на корпусе.
Якорь вращается на двух шариковых подшипниках. Один запрессован в левой щеке лебедки, изготовленной из алюминиевого сплава, второй фиксируется в обойме крышки мотора. По нашему опыту, при снятии якоря можно обойтись без съемников. При этом один подшипник остается в щеке лебедки, а второй — на валу якоря.
Барабан стальной, толстостенный, полый. На одном из фланцев (в нашем случае — левом) имеется прижимная планка, служащая для закрепления конца троса. Иногда трос фиксируют на цилиндрической части. Каким бы ни было закрепление, трос не соскочит с барабана только в том случае, когда на нем остается не менее пяти витков. Обычно, количество троса, которое запрещается сматывать с барабана, отмечают на заводе красной краской.
Барабан вращается в щеках лебедки на подшипниках скольжения. На самом барабане надеты фторопластовые кольца, а в отверстия щек вставлены кольца с тефлоновым покрытием. Такие подшипники хорошо противостоят нагрузке даже в несколько тонн.
Со стороны мотора внутрь барабана вставляется тормозной механизм. В данном случае он состоит из двух конусов, которые, сдвигаясь под действием пружины, разжимают три накладки, а те прижимаются к внутренней поверхности барабана и тормозят его. Момент от мотора к тормозу передается через специальный переходник, изготовленный из алюминиевого сплава (на фото он справа). Когда якорь вращается, переходник своими внутренними выступами давит на кулачки, конусы расходятся и тормоз растормаживается.
От тормозного механизма крутящий момент передается к планетарному трехступенчатому редуктору лебедки при помощи длинного, тонкого стального вала. Солнечная шестерня первого планетарного ряда (на фото он слева), жестко связанная с приводным валом, опирается на игольчатый подшипник, вставленный в крышку редуктора. Таким образом вал центрируется.
Солнечная шестерня редуктора автомобильной лебедки передает вращение вала трем сателлитам, объединенным в сборку на водиле, состоящем из двух склепанных стальных пластин, между которыми зажаты оси сателлитов. В одной из пластин (более толстой) имеются шлицы, которые входят в зацепление со шлицами солнечной шестерни второго планетарного ряда.
Сателлиты, вращаясь, обкатываются по внутренним шлицам неподвижного коронного колеса, это приводит к вращению водила в том же направлении, что и солнечная шестерня. При этом происходит увеличение крутящего момента. Поскольку передаточное число планетарной передачи рассчитывается по формуле: i = 1 + Zk/Zc, где Zk — число зубьев коронного колеса, а Zc — число зубьев солнечной шестерни, то нетрудно определить степень редукции крутящего момента. В нашем случае для первой ступени i = 1 + 69/18 = 4,83. Аналогично работает и вторая ступень редуктора. Ее солнечная шестерня жестко связана с водилом первой ступени, сателлиты обкатываются по коронному колесу, которое едино для обоих рядов. Передаточное число то же — 4,83. Однако второй ряд работает под большим входным крутящим моментом, поэтому «солнце» и «планеты» тут сделаны мощнее. На выходе второй ступени крутящий момент возрастает в квадрате: 4,83 х 4,83 = 23,3.
Работа третей и последней ступени ничем не отличается. Разница лишь в том, что этот ряд имеет свое коронное колесо большего диаметра, чем предыдущее, а его водило связано с шестерней, входящей в зацепление с внутренним венцом на барабане. Все детали передачи тут еще более массивные и крепкие. Передаточное число этого ряда: i = 1 + 70/14 = 6. Таким образом, общее расчетное передаточное число планетарного редуктора данной автомобильной лебедки равно: 4,83 х 4,83 х 6 = 140.
Чтобы было возможным размотать трос вручную, потянув за крюк, предусмотрен простой механизм освобождения редуктора. Малое коронное колесо (I и II ступени) закреплено в крышке редуктора не жестко. Оно может проворачиваться относительно нее, если Г-образная ручка сверху находится в положении «Freespool». При этом эксцентрик отводит «корону» влево, и ее зубья выходят из зацепления с неподвижным венцом, отлитым внутри крышки. Если теперь потянуть за трос, то барабан (вращаясь вместе с приводным валом и якорем мотора, поскольку тормоз зажат) вызовет вращение первого и второго рядов вхолостую. Электромоторы большинства автомобильных лебедок имеют сириесное возбуждение. Это означает, что обмотки якоря и статора соединены последовательно и момент на валу мотора тем больше, чем меньше его обороты. Таким образом, при трогании или под значительной нагрузкой на тросе, стремящейся остановить барабан, мотор выдает максимальную тягу, что как раз и требуется. Кстати, такой же принцип возбуждения используется в стартерах автомобильных двигателей.