Evasamara.ru

Авто журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Устройство автомобильной лебедки электрической

Автомобильная лебедка – незаменимый помощник любителей экстрима

Автомобильная лебедка входит в число тех приспособлений, который обязан иметь в своем арсенале каждый любитель экстремальной езды. С помощью этого механизма человек получает возможность буквально своими руками переместить достаточно тяжелый груз практически в одиночку.

1 Устройство и принцип работы автомобильной лебедки

Несмотря на то что каждый из механизмов для перемещения грузов относится к определенному типу, все они имеют практически одинаковую конструкцию. В нее входит катушка и платформа. Некоторые самодельные модели вместо платформы могут быть оборудованы специальным держателем. В конструкцию также входит стальной трос или канат, который помогает перетаскивать груз своими руками. Один конец каната привязывается или цепляется к грузу, в то время как второй конец наматывается на катушку лебедки. В процессе наматывания человек тратит гораздо меньше усилий, что позволяет ему перемещать грузы с большой массой и размерами. На катушках ручного типа для наматывания каната предусмотрен специальный рычаг. Гидравлические и электрические механизмы снабжены специальным мотором. Перемещение груза с такими устройствами происходит без участия человека.

Лебедка для вытаскивания автомобилей имеет такую же конструкцию и принцип работы. Ее основная функция – спасение автомобилей из природных ловушек, которые часто попадаются при езде по бездорожью. Платформа такой лебедки крепится на раме автомобиля стационарно. Место крепления устройства сейчас считается одной из самых обсуждаемых тем по той причине, что многие водители считают правильным устанавливать конструкцию на защиту бампера авто. Это нельзя назвать правильным, так как при буксировке внедорожника появляется риск повредить не только кенгурятник, но и те части кузова, к которым он крепится. Самым оптимальным вариантом будет монтаж платформы стационарно на несущую часть кузова автомобиля. Другой вариант – это переносная или съемная лебедка. Такое устройство можно устанавливать и снимать в любое время. Для этого к раме авто крепится только платформа, на которой с помощью болтов фиксируется сама лебедка.

Принцип работы лебедки для вытаскивания авто достаточно прост: если внедорожник застрял, свободный конец каната привязывается к надежной опоре. После этого водитель начинает вращать рычаг, постепенно вытаскивая машину. Если авто снабжено гидравлической или механической лебедкой, то автовладельцу достаточно нажать кнопку, после чего механизм сделает всю работу сам.

Современные модели переносных и стационарных лебедок для буксировки внедорожников настолько надежные и мощные, что при определенных условиях они способны вытащить машину из оврага. При этом устройство приподнимает внедорожник, и тот плавно приближается к опоре. В большинстве случаев такие лебедки используются исключительно на различных спортивных состязаниях. В обычных условиях для перемещения машины достаточно устройства средней мощности, которое может создать дополнительную тягу и помочь вытащить авто.

2 Типы и описание буксировочных механизмов

Лебедки для эксплуатации на авто делятся на несколько типов. Выделяют ручные, механические, гидравлические и электрические лебедки. По типу крепления устройства делятся на стационарные и переносные. Внешне все буксировочные конструкции очень похожи между собой, разница между ними состоит в приводе, скорости работы, мощности, габаритах и массе. Рассмотрим каждый из типов лебедок более подробно.

Первый тип буксировочных устройств – это ручные лебедки. Для них характерна очень простая конструкция и возможность использования без источника питания. Наматывание каната водитель выполняет своими руками. К достоинствам ручных конструкций относится:

  • нет необходимости искать источник питания для подключения лебедки,
  • небольшие габариты лебедки, из-за чего она относится к переносным устройствам,
  • возможность изготовить своими руками,
  • простота в использовании и ремонте,
  • возможность увеличить силу тяги за счет удлиненного рычага.

Второй тип буксировочных приспособлений – это механические устройства. Их очень часто путают с ручными лебедками, однако по принципу работы они существенно отличаются. Механическая конструкция не требует вмешательства человека, но не зависит от источников питания. В качестве последнего лебедка использует вал отбора мощности мотора машины.

К достоинствам такого устройства можно отнести простоту принципа работы и конструкции, а также небольшую стоимость. По сравнению с ручным приспособлением механические лебедки более мощные, они не требуют особого ухода. Кроме того, в процессе использования такой конструкции можно регулировать скорость ее работы за счет уменьшения или увеличения оборотов двигателя внедорожника.

К недостаткам механической конструкции относится постоянная зависимость от двигателя машины. Если он неисправен, то лебедка в буксировке авто не поможет. Мотор машины также влияет на время эксплуатации механизма: пока работает силовой агрегат, будет работать и лебедка. Третий большой минус – это сложность в установке своими руками – чтобы снабдить машину механической лебедкой, придется разобрать и снова собрать почти половину мотора.

Третий рассматриваемый нами вид – это гидравлические приспособления. Такая лебедка оснащена собственным двигателем, что дает возможность установить ее практически на любое авто, снабженное гидронасосом. Гидравлика применяется тогда, когда необходима повышенная мощность буксировочного устройства и не имеет значения скорость наматывания троса.

К достоинствам гидравлических конструкций относится высокая мощность при небольшой массе и габаритах. Такая лебедка не нуждается в регулярном обслуживании, она работает очень плавно и практически бесшумно.

Минусы гидравлической конструкции начинаются с того, что если мощности недостаточно, то придется либо заменить гидронасос, либо пользоваться переносной буксировочной конструкцией. В конструкцию гидравлического устройства входят электронные приборы, что обязывает водителя позаботиться о защите лебедки от влаги. Еще один недостаток – это небольшая скорость наматывания каната.

Четвертый тип лебедок – это электрические устройства, пользующееся самым большим спросом среди современных водителей-экстремалов. Источником питания электрических буксировщиков служит аккумулятор машины. К достоинствам приспособления относится:

  • высокая мощность и скорость работы:
  • может вытаскивать заглохшие машины;
  • легко монтируется;
  • не требует обслуживания;
  • лучше всего справляется с непродолжительными и нерегулярными нагрузками;
  • некоторые модели оснащены дополнительными датчиками, которые увеличивают сроки эксплуатации.

Устройства для буксировки электрического типа имеют и определенные недостатки. В первую очередь, они плохо защищены от попадания влаги. Если часто использовать такое устройство, то оно очень быстро разрядит аккумулятор. Более того, электрическая лебедка способна существенно снизить ресурс источника питания, если ее используют чаще, чем раз в два дня. Еще один недостаток – это высокая стоимость конструкции.

Помимо принципа работы, лебедки делятся на переносные и стационарные. К первому типу относятся устройства, которые можно снимать и устанавливать в любое время. Как правило, они обладают малым весом и небольшими габаритами, однако их мощность гораздо ниже, чем у стационарных лебедок. Последние гораздо мощнее переносных, но их вес, размеры, а зачастую и принцип крепления не позволяют монтировать и снимать их тогда, когда в этом нуждается водитель.

3 Делаем лебедку для буксировки авто сами

Очень высокие цены на качественные модели гидравлических и механических буксировочных устройств вынуждает владельцев авто искать альтернативу в виде изготовления конструкции своими руками. Самый простой вариант самодельного приспособления для вытаскивания машины можно изготовить из подручных средств. Для работы понадобится стальной трос, труба, одетая на ось, и крепкий рычаг. В качестве оси можно использовать любую попавшуюся под руку палку или полено, которое нужно надежно забить в землю. Далее на ось надевают большую трубу, которая играет роль самодельной катушки. После этого необходимо сделать пару витков каната, и под один из них вставить кусок арматуры. Далее катушка прокручивается с помощью рычага, трос постепенно наматывается, вытаскивая авто из ловушки.

Собрать своими руками примитивную переносную конструкцию может каждый из нас. Но не каждому хватит сил вытащить с ее помощью крупногабаритный внедорожник. Что же делать в такой ситуации? Лучшим выходом станет изготовление электрической лебедки. Для работы нам потребуются:

  • прямоугольная труба для рамы;
  • вал для барабана;
  • лист металла толщиной не более 3 мм;
  • 6 шпилек М12;
  • 5 кусков трубы диаметром 12 мм и длиной 20 см;
  • ступицы для установки вала;
  • бензиновый или электрический мотор;
  • карабин и трос;
  • болгарка и сварочный аппарат.
Читать еще:  Переносная лебедка своими руками

Сразу предупреждаем, что полученная в результате лебедка будет иметь высокую мощность, поэтому лучше всего ее применять для буксировки авто с укрепленным днищем. А самый лучший вариант, если на вашем внедорожнике будет установлена композитная защита картера.

Вначале необходимо изготовить катушку. Для этого нарезаем 2 круглых диска и соединяем их с помощью труб. После этого изготавливаем платформу. С этой целью можно использовать прямоугольные трубы и стальной лист. Затем на готовую катушку наматывается трос, устройство крепится к платформе с помощью шпилек. После этого конструкция подключается к мотору. Изготовленное своими руками буксировочное устройство можно загрунтовать и покрасить.

Лебедка. Конструкция и принцип работы

Лебедка предназначена для преодоления транспортным средством (ТС) труднопроходимых участков пути, самовытаскивания и вытаскивания застрявших ТС, а также подтягивания грузов.

Лебедки состоят из следующих основных механизмов:

  • тяговый барабан, на который наматывается трос
  • понижающий редуктор
  • предохранительное устройство
  • тормозное устройство

В некоторых лебедках при больших тяговых усилиях на тросе с целью уменьшения ее габаритных размеров вместо тягового барабана применяют тяговые ролики.

Тяговые барабаны располагают чаще всего горизонтально и поперек продольной оси ТС, реже — вертикально. На барабане размещается запас троса длиной 50… 100 м. Трос укладывают на барабан вручную или тросоукладчиком. Вертикально расположенные барабаны имеют меньшую длину, но больший диаметр по сравнению с горизонтально расположенными барабанами. Увеличенный диаметр барабана способствует большему сроку службы троса, так как в этом случае он подвержен меньшим деформациям при наматывании и сматывании, а уменьшенная длина предохраняет трос от спутывания. Это позволяет не применять тросо-укладчиков.

В качестве понижающего редуктора используют преимущественно червячный редуктор с большим передаточным числом, что обеспечивает при его небольших размерах высокие значения тяговых усилий на тросе.

Рис. Лебедка с горизонтальным барабаном:
1 — передняя поперечина; 2 — скоба крепления троса; 3 — барабан; 4 — трос; 5 — крюк; 6 — редуктор; 7 — задняя поперечина; 8 — тормозная колодка барабана; 9 — ось рычага включения; 10 — траверса вала барабана; 11 — муфта включения барабана; 12 — рычаг включения муфты; 13 — рукоятка рычага

Предохранительное устройство предназначено для ограничения максимального тягового усилия лебедок, которое обычно составляет 0,5 — 0,8 полного веса машины. Роль такого устройства выполняет предохранительный штифт или предохранительная муфта. При возникновении на тросе лебедки усилия, превышающего допустимое, штифт срезается (или муфта выключается), и лебедка перестает действовать.

Автоматическое тормозное устройство предназначено для исключения возможности сматывания троса с барабана под нагрузкой при отключенном приводе лебедки. На колесных ТС для этой цели используются ленточные тормозные механизмы, на гусеничных — как ленточные, так и винтовые тормозные механизмы дискового типа.

Привод лебедок осуществляется карданными валами от коробок отбора мощности ТС. Обычно лебедки имеют две скорости движения троса: высокую — при сматывании троса с барабана и низкую — при наматывании. Это достигается за счет различных значений передаточных чисел в приводе лебедки.

На колесных ТС чаще всего применяют лебедки с горизонтальными барабанами, которые устанавливают в передней, задней и средней частях несущих систем машин.

При переднем расположении лебедки с ручной укладкой троса обеспечивается хороший доступ к ней и упрощается ее привод. Недостатком такого расположения лебедки является увеличение длины ТС и уменьшение переднего угла свеса. Кроме того, при этом перегружается передняя ось, что приводит к ухудшению проходимости ТС.

Если лебедка расположена в средней части ТС (между кабиной и грузовой платформой), то можно использовать барабан большой длины с тросоукладчиком. Подача троса может осуществляться вперед и назад. Однако при таком расположении лебедки ее привод усложняется, сокращается длина грузовой платформы, а масса лебедки возрастает.

Лебедки, расположенные в задней части колесного ТС, оснащены тросоукладчиком и обеспечивают подачу троса назад. Недостатками такого размещения лебедки являются длинные карданные валы привода, трудность доступа к лебедке и наблюдения водителя за ее работой.

Лебедки колесных транспортных средств в основном сходны между собой. Разницу обусловливают их габаритные размеры, характеристики и некоторые конструктивные особенности.

На рисунке представлена лебедка с горизонтальным барабаном, устанавливаемая в передней части колесного ТС. Она смонтирована на двух поперечинах — 1 и 7, прикрепленных к лонжеронам рамы и переднему бамперу машины. Лебедка состоит из барабана, червячного редуктора, механизма включения барабана и тормоза. Вращающий момент от коробки отбора мощности передается через карданную передачу на редуктор лебедки, представляющий собой червячную глобоидальную пару, состоящую из однозаходного червяка и червячного колеса с бронзовым венцом. Затем вращающий момент передается через механизм включения с оси червячного колеса на барабан и преобразуется на нем в тяговое усилие на тросе.

Соединение барабана с валом червячного колеса осуществляется муфтой 11 с торцевыми кулачками, которые входят в зацепление с кулачками на торцевой части барабана. Муфта перемещается с помощью рычага 12 при повороте его рукоятки 13. В рукоятке имеется палец-фиксатор с пружиной, который удерживает рычаг в одном из двух положений: барабан включен или выключен. При выводе муфты из зацепления с барабаном колодка тормоза барабана, установленная шарнирно на оси 9, прижимается с помощью пружины коротким плечом рычага к обработанной наружной торцевой поверхности барабана и притормаживает его. Предохранительным устройством в лебедке служит штифт, установленный в карданной передаче привода.

Рис. Редуктор лебедки с тормозным устройством:
1 — червячное колесо; 2 — вал червячного колеса; 3 — лента тормоза; 4 — пружина тормоза; 5 — барабан тормоза; 6 — фланец крепления карданной передачи привода; 7 — червяк

В качестве тормозного устройства применяется тормоз червяка редуктора ленточного типа. Барабан 5 тормоза установлен на ведущем валу редуктора. Его охватывает стальная лента 3 с фрикционной накладкой, один конец которой закреплен на картере редуктора жестко, а другой оттягивается пружиной 4, прижимающей ленту к барабану.

Тормоз червяка работает следующим образом. При наматывании троса на барабан ведущий вал редуктора вращается по часовой стрелке. Лента тормоза, увлекаемая силой трения, сжимает пружину и отходит от большей части барабана тормоза. Сила трения между лентой и барабаном при этом небольшая, и вал редуктора легко вращается.

При срезании предохранительного штифта ведущий вал редуктора начнет вращаться в обратную сторону с большой скоростью. Лента тормоза, жестко прикрепленная одним концом к картеру, под действием силы трения затянется, вал редуктора затормозится, и сматывание троса с барабана лебедки прекратится. При небольшой частоте вращения вала редуктора незначительное усилие торможения, создаваемое автоматическим тормозом, не препятствует разматыванию троса, которое можно осуществлять как вручную, так и при включенной передаче в коробке отбора мощности на разматывание. Для разматывания вручную нужно выключить муфту включения барабана.

На гусеничных ТС лебедки размещаются, как правило, в средней или задней части корпуса. В качестве редукторов наряду с червячными используются зубчатые передачи.

Рассмотрим устройство лебедки, установленной в средней части гусеничной машины. Отбор мощности на лебедку осуществляется от промежуточного редуктора, выполняющего функции коробки отбора мощности и установленного между главным фрикционом и главной передачей ТС. В одном корпусе с коническим редуктором размещены электромагнитная муфта, выполняющая роль предохранительного устройства, и автоматическое тормозное устройство. После тормозного устройства вращающий момент через карданную передачу передается на редуктор лебедки. Выходной вал редуктора через механизм включения соединен с барабаном лебедки, имеющим вертикальную ось вращения. Трос, сходя с барабана, проходит через датчик перегрузки, а также выводные направляющие ролики и выходит наружу к буксируемому объекту. Ролики вращаются вокруг своих осей и оси троса и самоустанавливаются в плоскости действия силы его натяжения. Это позволяет производить буксировочные работы при значительных углах отклонения троса от продольной оси ТС в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Рис. Конструкция конического редуктора, электромагнитной муфты и тормозного устройства:
1 — ведомый диск; 2 — защелка; 3 — ведущий вал с конической шестерней; 4 — ведущая полумуфта; 5 — ведущий диск; 6 — вал электромагнитной муфты; 7— нажимной диск; 8 — пружина; 9 — упругая соединительная муфта; 10 — ведомый вал; 11 — корпус электромагнитной муфты; 12 — катушка; 13 — ведомые диски муфты; 14 — ведущие диски муфты; 15 — якорь; 16 — выходной вал редуктора; 17 — ведомые конические шестерни; 18 — зубчатая муфта; 19 — вилка включения муфты; 20 — валик включения

Читать еще:  Как изготовить лебедку

Рис. Редуктор лебедки с вертикальным барабаном:
1 — червячное колесо; 2 — ограничитель троса; 3 — трос; 4 — барабан; 5 — тормоз; 6 — вилка переключения; 7 — подвижная муфта; 8 — вал барабана; 9 — неподвижная муфта; 10 — червяк

Рассмотрим конструкцию конического редуктора, расположенного в одном корпусе с электромагнитной муфтой и тормозным устройством. Редуктор состоит из ведущего вала 3 с конической шестерней, двух ведомых шестерен 17, установленных свободно на втулках на выходном валу 16 редуктора, и зубчатой муфты 18, расположенной на шлицах выходного вала. Зубчатая муфта перемещается с помощью вилки 19 включения вдоль вала и имеет три фиксированных положения. В среднем положении муфты редуктор выключен. В крайнем левом (правом) положении наружные зубья муфты входят в зацепление с внутренними зубьями левой (правой) ведомой шестерни, и вращающий момент передается с ведущего вала на выходной, увеличиваясь на величину передаточного числа редуктора. В зависимости от того, какое крайнее положение занимает муфта, определяют направление вращения выходного вала редуктора. Вилка включения муфты закреплена на валике 20, соединенном через систему тяг с рычагом управления редуктора, расположенным в кабине.

Электромагнитная муфта состоит из пакета ведущих 14 и ведомых 13 дисков, катушки 12, расположенной в корпусе 11 муфты, и якоря 15. При подаче электрического напряжения на катушку создается магнитный поток, который, проходя через пакет дисков и якорь, прижимает их к; корпусу муфты. Муфта включается, и вращающий момент передается от выходного вала конического редуктора на вал 6 электромагнитной муфты.

В качестве автоматического тормозного устройства в данной лебедке использован винтовой тормоз дискового типа. Он состоит из ведущего 5, ведомого 1 и нажимного 7 дисков, защелки 2 и пружин 8. Ведущий диск с фрикционными накладками установлен на шлицах вала муфты, ведомый расположен свободно на ступице нажимного диска, имеющего фрикционные накладки. Нажимной диск установлен на резьбе на валу муфты и на шлицах ведомого вала 10, один конец которого надет на вал муфты, а другой связан с упругой соединительной муфтой 9. Пружины расположенные между нажимным и ведомым дисками, препятствуют их сближению.

При отключенном приводе лебедки и наличии нагрузки на тросе ведущий диск не вращается, а нажимной диск, поворачиваясь, перемещается в осевом направлении влево и прижимается к ведомому диску, увлекая его за собой. Вращению ведомого диска препятствует защелка: включается тормоз, и прекращается сматывание троса с барабана.

Редуктор лебедки состоит из глобоидального червяка 10 и червячного колеса 7, на ступице которого имеются наружные шлицы. Барабан 4 расположен над редуктором и соединен с ним с помощью механизма включения. Последний состоит из неподвижной муфты 9 с наружными шлицами, закрепленной на шлицевом конце вала 8 барабана, и подвижной зубчатой муфты 7, имеющей два фиксированных положения. Шариковый фиксатор с пружиной расположен в неподвижной муфте. В верхнем положении подвижная муфта соединяет шлицы неподвижной муфты и червячного колеса и включает барабан. В нижнем положении муфты барабан выключен. Муфта перемещается вилкой 6 переключения, соединенной с рычагом управления механизма включения барабана, расположенным в кабине.

Рис. Лебедка с тяговыми роликами:
1 — зубчатые венцы; 2 — редуктор; 3 — труба тросоукладчика; 4 — каретка тросоукладчика; 5 — шестерня тросоукладчика; 6 — опорный фланец; 7 — нажимной диск; 8 — фланец; 9 — диск; 10 — промежуточная ступица; 11 — ось; 12 — собачка; 13 — обод; 14 — втулки; 15 — ступица; 16 — сальник; 17 — храповик; 18 — муфта; 19 — вал редуктора; 20 — штифт; 21 — оси тяговых роликов; 22 — роликоподшипники; 23 — тяговые ролики; 24 — рама лебедки; 25 — шарикоподшипник; 26 — ведущая шестерня

Между корпусом барабана и картером редуктора расположены два постоянно действующих тормоза, притормаживающих барабан при сматывании троса вручную. Для исключения спадания троса через реборду барабана на корпусе редуктора закреплены четыре ограничителя.

На рисунке представлена конструкция лебедки с тяговыми роликами 25. Привод лебедки осуществляется от коробки отбора мощности, установленной на картере раздаточной коробки. Тяговые ролики предназначены для создания тяговых усилий на тросе лебедки за счет сил трения, возникающих при перематывании троса по их клиновидным канавкам. Тяговые ролики приводятся во вращение от ведущей шестерни 26, которая соединена с валом 19 редуктора 2 лебедки. Трос с помощью тросоукладчика наматывается на барабан, представляющий собой сварную конструкцию, внутри которой установлен фрикцион с краевым механизмом. Фрикцион барабана обеспечивает постоянное натяжение троса на барабане и тяговых роликах. Храповой механизм служит для затормаживания фрикциона. В период выдачи троса лебедкой храповой механизм затормаживает барабан, а в период приема троса — растормаживает.

Лебедка автомобильная, устройство и самодельные варианты

Пожалуй, изобретение лебедки можно отнести к одному из чудес техники, наравне с колесом. В особом представлении подобный механизм не нуждается, каждому, кто хоть раз доставал из колодца воротом ведро воды, такое устройство знакомо. Они используются в самых различных сферах деятельности для перемещения грузов. И во многих случаях для водителей, застрявших на бездорожье, автомобильная лебедка, своими руками она сделана или покупная, установлена самостоятельно или заводская, является настоящей палочкой выручалочкой.

Такая многоликая лебедка

Подобное устройство имеет достаточно много различных модификаций, отличаясь в первую очередь используемым приводом. Среди них стоит отметить такие лебедки:

  • ручные;
  • гидравлические;
  • механические;
  • электрические.

Кроме различий по типу привода, лебедки различаются по способу установки и крепления на автомобиле:

  1. стационарные;
  2. переносные (съемные);
  3. передвижные.

Также различной может быть и передача усилия. По этому признаку можно определить лебедки:

  • с навивными барабанами;
  • с фрикционными барабанами или шкивами.

Необходимо отметить, что наиболее распространенной является первая из представленных классификаций, поэтому можно будет автомобильные лебедки указанных там типов рассмотреть более подробно.

Ручная

Устроена автомобильная лебедка такого типа достаточно просто, чаще всего трос наматывается на барабан или катушку, через систему звездочек различного размера или редукторную передачу, приводимую во вращение мускульной силой. Как может выглядеть такое устройство, видно на фото ниже, рекомендации по применению на видео

Механическая

Не надо путать подобное устройство с ручными механизмами, рассмотренными выше. В данном случае подключается автомобильная лебедка непосредственно к двигателю с использованием коробки отбора мощности. Один из ее вариантов показан на фото

Достоинством такой лебедки является высокое тяговое усилие и надежность, вот только жаль, что использовать ее на большинстве машин нельзя. Дело в том, что только отечественные военные УАЗы комплектуются коробкой отбора мощности, да еще некоторые модели, например, Тойоты или Ниссана. Однако стоит отметить такой ее недостаток, как возможность использования только при запущенном двигателе, если он заглох, то не будет работать и подобная автомобильная лебедка.

Гидравлическая

Фото такого механизма приведено ниже

Электрическая

Это самый распространенный тип среди всех используемых. Подобную лебедку автомобильную, фото которой в качестве примера приведено ниже, устанавливают почти на всех внедорожниках, на которых преодолевают бездорожье.

Существует большое разнообразие их видов, отличающихся тяговым усилием и ценой. Наиболее распространенной является электрическая лебедка с горизонтальным расположением мотора. В этом случае в одной плоскости находятся электродвигатель, барабан с тросом и редуктор, чаще всего планетарный. Другим вариантом построения подобного механизма является вариант с вертикальным расположением мотора. Его преимуществом будет высокая скорость намотки, но таким устройствам свойственна высокая цена. Их обычно используют спортсмены.

Дополнительные сведения

Нельзя отдельно не коснуться нескольких вопросов применения лебедки. Во-первых, она может быть стационарно закреплена на автомобиле, чаще всего спереди. Однако в этом случае ее механизм подвергается воздействию пыли, грязи, влаги, что не идёт ему на пользу. Во избежание подобного, многими водителями практикуется применение переносной лебедки, в обычное время хранящейся в багажнике автомобиля и извлекаемой в случае необходимости.
Такая лебедка может устанавливаться не только спереди, но и сзади автомобиля, как например, на фото ниже.

Читать еще:  Лебедка для самовытаскивания автомобиля

Для этого, как правило, требуется только установить на бампер (передний или задний) дополнительную площадку, к которой крепится лебедка.

Несколько слов надо сказать и о том, как выполнить подключение к АКБ. Электрическая лебедка является мощным потребителем энергии, и поэтому при ее частом использовании на бездорожье, вполне реальной может стать ситуация, когда родная «батарейка» окажется полностью разряжена. Чтобы этого избежать, в ряде случаев стоит подумать о самостоятельной АКБ для питания подобного устройства.

Как своими силами сделать лебедку?

Приведенные выше сведения позволяют оценить, насколько удобным и полезным может оказаться подобный механизм, особенно в экстремальной ситуации при езде по бездорожью. Если ваш автомобиль застрял, ничего другого не остается, как вытаскивать, и в этом случае может оказаться полезной изготовленная на месте своими руками лебедка из подручных средств. Один из ее вариантов изготовления приведен на фото.

Основу составляет ось, в качестве которой может выступать прочная палка, лом, монтажка и т.д. Ее забивают в землю или крепят любым возможным способом. На нее надевается кусок трубы, выступающий в качестве барабана. Один конец троса обматывают вокруг отрезка трубы, и под один из витков вставляют рычаг, в роли которого может использоваться крепкая палка, лопата, монтажка и т.д. Второй, конец троса крепится на автомобиль. Так своими руками при необходимости можно сделать лебедку из подручных средств.

Выше описан не единственный вариант, как можно сделать автомобильную лебедку своими руками. Ничего удивительного в этом нет, ведь подобное устройство очень полезно, особенно для «джиперов», но вот цена его в продаже порой бывает запредельной. С ней в первую очередь и связаны многочисленные попытки своими руками, в том или ином виде изготовить самодельную автомобильную лебедку.

И надо сказать, что порой самодельные механизмы бывают очень интересными, подтверждением чего может быть видео, на котором представлена сделанная своими руками не электрическая, а лебедка на колесе.
» alt=»»>

И нет ничего удивительного в постоянном интересе к подобным устройствам, а также многочисленных попытках сделать своими руками автомобильную лебедку.

УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЬНОЙ ЛЕБЕДКИ

Тему этого материала подсказал короткий диалог, услышанный мною на одном любительском трофи. — Черт возьми (понятно, что было использовано более сочное выражение), автомобильная лебедка отказала.

Может, разберем — поглядим? — неуверенно предлагал штурман. — А ты знаешь, как она устроена? — возражал водитель. Над болотом повисла долгая пауза.

Несмотря на великое множество марок горизонтальных автомобильных лебедок (а их использует подавляющее большинство джиперов) на нашем рынке, их устройство практически одинаково. Мы разобрали до винтика изделие под названием Master Winch 8288. Эта автомобильная лебедка позиционируется как спортивная, быстрая, поэтому и общее передаточное число ее редуктора сравнительно невелико. У туристических моделей оно заметно больше. В остальном же существенной разницы нет. Посмотрите на препарированный для вас, читатели, образец, и тогда, окажись вы на дружеской покатушке, вам все станет ясно с первого взгляда.

Ток к обмоткам якоря подводится через четыре медно-графитовые щетки, прижимающиеся пружинами к коллектору. На внутренней поверхности статора закреплены обмотки возбуждения, ток к которым подводится через пару контактов, закрепленных на корпусе через изолирующие втулки. Третий контакт подсоединен к двум щеткам, а две других «сидят» на корпусе.

Якорь вращается на двух шариковых подшипниках. Один запрессован в левой щеке лебедки, изготовленной из алюминиевого сплава, второй фиксируется в обойме крышки мотора. По нашему опыту, при снятии якоря можно обойтись без съемников. При этом один подшипник остается в щеке лебедки, а второй — на валу якоря.

Барабан стальной, толстостенный, полый. На одном из фланцев (в нашем случае — левом) имеется прижимная планка, служащая для закрепления конца троса. Иногда трос фиксируют на цилиндрической части. Каким бы ни было закрепление, трос не соскочит с барабана только в том случае, когда на нем остается не менее пяти витков. Обычно, количество троса, которое запрещается сматывать с барабана, отмечают на заводе красной краской.

Барабан вращается в щеках лебедки на подшипниках скольжения. На самом барабане надеты фторопластовые кольца, а в отверстия щек вставлены кольца с тефлоновым покрытием. Такие подшипники хорошо противостоят нагрузке даже в несколько тонн.

Со стороны мотора внутрь барабана вставляется тормозной механизм. В данном случае он состоит из двух конусов, которые, сдвигаясь под действием пружины, разжимают три накладки, а те прижимаются к внутренней поверхности барабана и тормозят его. Момент от мотора к тормозу передается через специальный переходник, изготовленный из алюминиевого сплава (на фото он справа). Когда якорь вращается, переходник своими внутренними выступами давит на кулачки, конусы расходятся и тормоз растормаживается.

От тормозного механизма крутящий момент передается к планетарному трехступенчатому редуктору лебедки при помощи длинного, тонкого стального вала. Солнечная шестерня первого планетарного ряда (на фото он слева), жестко связанная с приводным валом, опирается на игольчатый подшипник, вставленный в крышку редуктора. Таким образом вал центрируется.

Солнечная шестерня редуктора автомобильной лебедки передает вращение вала трем сателлитам, объединенным в сборку на водиле, состоящем из двух склепанных стальных пластин, между которыми зажаты оси сателлитов. В одной из пластин (более толстой) имеются шлицы, которые входят в зацепление со шлицами солнечной шестерни второго планетарного ряда.

Сателлиты, вращаясь, обкатываются по внутренним шлицам неподвижного коронного колеса, это приводит к вращению водила в том же направлении, что и солнечная шестерня. При этом происходит увеличение крутящего момента. Поскольку передаточное число планетарной передачи рассчитывается по формуле: i = 1 + Zk/Zc, где Zk — число зубьев коронного колеса, а Zc — число зубьев солнечной шестерни, то нетрудно определить степень редукции крутящего момента. В нашем случае для первой ступени i = 1 + 69/18 = 4,83. Аналогично работает и вторая ступень редуктора. Ее солнечная шестерня жестко связана с водилом первой ступени, сателлиты обкатываются по коронному колесу, которое едино для обоих рядов. Передаточное число то же — 4,83. Однако второй ряд работает под большим входным крутящим моментом, поэтому «солнце» и «планеты» тут сделаны мощнее. На выходе второй ступени крутящий момент возрастает в квадрате: 4,83 х 4,83 = 23,3.

Работа третей и последней ступени ничем не отличается. Разница лишь в том, что этот ряд имеет свое коронное колесо большего диаметра, чем предыдущее, а его водило связано с шестерней, входящей в зацепление с внутренним венцом на барабане. Все детали передачи тут еще более массивные и крепкие. Передаточное число этого ряда: i = 1 + 70/14 = 6. Таким образом, общее расчетное передаточное число планетарного редуктора данной автомобильной лебедки равно: 4,83 х 4,83 х 6 = 140.

Чтобы было возможным размотать трос вручную, потянув за крюк, предусмотрен простой механизм освобождения редуктора. Малое коронное колесо (I и II ступени) закреплено в крышке редуктора не жестко. Оно может проворачиваться относительно нее, если Г-образная ручка сверху находится в положении «Freespool». При этом эксцентрик отводит «корону» влево, и ее зубья выходят из зацепления с неподвижным венцом, отлитым внутри крышки. Если теперь потянуть за трос, то барабан (вращаясь вместе с приводным валом и якорем мотора, поскольку тормоз зажат) вызовет вращение первого и второго рядов вхолостую. Электромоторы большинства автомобильных лебедок имеют сириесное возбуждение. Это означает, что обмотки якоря и статора соединены последовательно и момент на валу мотора тем больше, чем меньше его обороты. Таким образом, при трогании или под значительной нагрузкой на тросе, стремящейся остановить барабан, мотор выдает максимальную тягу, что как раз и требуется. Кстати, такой же принцип возбуждения используется в стартерах автомобильных двигателей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector