Evasamara.ru

Авто журнал
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лебедка на мотоблок

Лебедка на мотоблок

Лебедка — мотоблок своими руками

Самодельная лебёдка-мотоблок создана для облегчения тяжелого ручного труда при обработке почвы и может заменить любой мотоблок или мотокультиватор. С его помощью можно перепахивать землю под грядки, сажать бороновать, окучивать, выкапывать картофель. Таким образом, лебедка сельскохозяйственная позволяет осуществить полный цикл обработки почвы при выращивании картофеля. Агрегат способствует сбережению и поддержанию плодородия почвы, что ведет к получению максимального урожая.

Среди неосновных функций — возможность перемещать грузы и тяжести. Перевозка осуществляется в багажнике автомобиля, перевод из транспортного состояния в рабочее — несколько минут.

Изготовлена лебедка — мотоблок из подручных материалов с использованием стандартных общедоступных деталей и обычных материалов ( трубы , уголки, звездочки и цепи от мототехники). Для самостоятельного изготовления необходимы: желание , сварочный аппарат (несколько видео уроков по сварке можно скачать здесь) , возможность выточить на токарном станке несколько простых деталей токарем любой квалификации.

Принцип работы с лебедкой сельскохозяйственной заключается в последовательном вспахивании земли с возвращением плуга в начало борозды. Работу желательно осуществлять вдвоем, но при необходимости возможно и одному. При этом возможно вносить удобрения (перегной) непосредственно в борозду, что бы питательные вещества использовались по назначению , а не шли на развитие сорняков. Пашет даже дерн (целину). На первых порах использовался классический самодельный плуг с ручками, который требовал наличие начальных навыков пахаря (смешное видео можно посмотреть ниже) и весил на пару килограмм больше модернизированного.

Лебедка сельскохозяйственная -видео

Суть модернизации в том, что добавляется два направляющих колеса (большое и маленькое) , в результате плуг самостоятельно едет по борозде. Пахарь больше не нужен. Имеется возможность регулировки глубины и ширины вспашки. Посмотреть видео можно здесь. Таким образом, два человека (или даже один) могут за несколько часов справиться с такой сложной задачей, как посадка или выкапывание картофеля для семьи на всю зиму.

Основу мотолебедки сельскохозяйственной составляет двигатель от советской бензопилы «Урал» или «Дружба» Для передачи мощности от двигателя к барабану, наматывающему трос , используется цепная передача. Звездочки покупные , от мотоцикла «Минск» (в первом варианте использовались звезды и цепи от Жигулей ВАЗ 2101). Включение скорости осуществляется с помощью разработанного узла на основе кулачковой муфты сцепления, взятой из любого справочника по машиностроению (правда это было обнаружено много позднее самой разработки).

Пила содержит обгонную муфту сцепления, но размотка троса напрямую была бы очень затруднена, поэтому и появилась необходимость в разработке такого узла. Узел получился довольно надежным и удобным, за 10 лет эксплуатации сбоев не давал. Необходимо было только менять вилку, так как она со временем изнашивается. Работа над устранением данного явления ведется. В настоящий момент есть несколько идей, но нет времени их осуществить в металле. (Вот уже появилась и модернизация) Для транспортировки лебедки для вспашки по участку, она снабжается двумя колесами, с помощью которых перемещение по участку не вызывает проблем , даже при больной спине.

На других страницах сайта размещена подробная информация обо всех узлах и приспособлениях, а так же подробные чертежи самодельной лебедки сельскохозяйственной, чертежи плуга, окучника и другого навесного оборудования для мотоблока. На страницах есть формы добавления комментариев, где предлагается принять участие в обсуждении конструкции в целом, отдельных узлов, а также можно получить ответы на интересующие вас вопросы.

Мотолебедка или мотоблок

Дело в том, что серийные мотоблоки имеют крайне недостаточную сцепную массу (в 5—6 раз меньше минимально необходимой), поэтому они не могут создать достаточное тяговое усилие для вспашки: буксуют. Я на практике убедился, что можно пахать только в том случае, если сцепная масса не менее ‘600 кг (как у лошади). А она у всех колесных тракторов рассчитывается так, чтобы на метр ширины вспашной полосы приходилось не менее 4 т. Значит, мотоблок МБ-1 при его массе 100 кг может поднять пласт шириной всего. 2,5 см! Чтобы пахать конным плугом, поднимающим пласт сечением 20X20 см, масса мотоблока (трактора) должна быть не менее 800 кг.

Именно из этих соображений Главное управление ГАИ МВД России ко всем мотоблокам предъявило технически вполне обоснованное требование: «Можно изготавливать мотоблоки с двигателем мощностью не более 5—7 л.с. Причем на каждые сто килограммов полной массы мотоблока не должно приходиться более 1 л.с».

Еще в 1998 году я сделал мотоблок. Хотя его вес довел до 240 кг, убедился, что хорошо пахать им невозможно: тяжело — приходилось •мотоплуг самому толкать. • Затем я сделал мотофрезу. Она тоже не оправдала моих надежд. Стоило попасть под ножи фрезы камешку, корневищу, неперепревшему навозу, как она выскакивала на поверхность, и на фрезе, как на колесе, пускалась наутек. А если на участок внесен навоз, то ножи не заглублялись вообще и навоз наматывался на фрезу.

В 2000 году сделал первую мотолебедку. Сцепление ее с почвой совершенно не зависит от веса, так как она надежно удерживается на месте за счет якоря, лапы которого, имеющие вид штыковых лопат, заглублены в почву. Именно якорь и придает мотолебедке исключительную работоспособность. Он позволяет всю мощность мотора использовать на полезную работу, что недоступно никакой другой технике подобного назначения.

Дело в том, что и трактор, и мотоблок половину мощности расходуют на самопередвижение. Масса мотолебедки с полной заправкой (10 л бензина) всего 42 кг. Значит, она в два раза менее металлоемка по сравнению с мотоблоком МБ-1, а по сравнению с мини-трактором Кутаисского, Гомельского или Харьковского завода — в 14 раз.

Ну а теперь попробуем сравнить производительность лебедки, мотоблока и лошади. Получается вот такая арифметика. Номинальная мощность лошади при работе около 1 л.с. Ее масса — 600 кг. Мотоблок МБ-1 в шесть раз легче лошади. Значит, на создание тягового усилия он может использовать не более ‘Д л.с.

Мини-трактор по своей массе сравним с лошадью. Соответственно можно предположить, что для создания тягового усилия он может испбльзо-вать не более 1 л.с. Моя же мотолебедка с двигателем от мотороллера-«Электрон» мощностью 7,5 л.с. использует на создание тяги всю мощность мотора. Значит, лебедка производительнее лошади в 7,5 раза и мотоблока— в 45 раз. Именно поэтому она легко поднимает пласт земли сечением 30X35 см и может пахать даже целину.

Плуг для своей лебедки я скопировал с двухколесного конного плуга, только максимально облегченного и упрощенного. Борозду он «держит» сам, точно копируя ранее пройденную, и управлять им не надо. Пахать лебедкой настолько легко и просто, что это по силам даже детям, и совершенно безопасно. Ни силы, ни умения для этого не надо.

В нашем городе и окрестностях мотолебедка уже давно вытеснила и мотоблоки и мини-тракторы.

Читать еще:  Тренога для лебедки своими руками

Многие, кто, поверив рекламе, купил мотоблок, сейчас переделывают на мотолебедки, используя их моторы. Мой сосед, имеющий самодельный мини-трактор, сделал уже семь лебедок всем родственникам, две из которых он отправил в соседние области. Свою первую лебедку он подарил брату, живущему в Перми, лет восемь тому назад. Это была единственная лебедка, у которой грунтозацепы были на передней и задней частях рамы. Возможно, она и послужила образцом лебедки пермских студентов, которые, кстати, допустили две большие ошибки. Первая в том, что грунтозацепы они сделали в передней части рамы, забыв, что при натяжении троса появляется опрокидывающий момент. Это не дает возможности использовать всю мощность мотора, а работа на такой лебедке небезопасна. Случалось, что при вспашке целины такой лебедкой поднимало человека, стоящего на задней части рамы, и перекидывало через лебедку. Поэтому грунтозацепы нужно устанавливать только на задней части рамы, лучше шарнирно: их удобнее заглублять, а работа с лебедкой будет совершенно безопасной. Человек, управляющий лебедкой, будет стоять на грунтозацепах, своим весом заглубляя их, что дает возможность раза в три увеличивать тяговое усилие.

Вторая ошибка в том, что плуг они сделали одноколесным с ручками управления. Его неудобно перекатывать к началу борозды, и невозможно начинать борозду от самого препятствия (изгороди, постройки, теплицы и т.д.): мешают ручки управления. Причем пашут таким плугом обязательно два человека.

Плуг нужно делать двухколесным: такой борозду «держит» сам, точно копируя ранее пройденную. Управлять им практически не надо, его удобнее и легче перекатывать к началу борозды, он позволяет начинать борозду от самого препятствия, а пахать лебедкой тогда может и один человек.
Сейчас я имею три мотолебедки. Последняя конструкция исключительно удачна: она пашет, боронит, окучивает картофель, рыхлит междурядья даже при сомкнувшейся ботве, позволяет сажать картофель «под плуг», обрабатывать склоны любой крутизны, служит грузоподъемным устройством, работает с любым культиватором, трелюет лес.

Помимо всего этого, она (что особенно ценно) может перевозить груз до 500 кг со скоростью до 40 км/ч. ГАИ разрешает ездить на ней по всем дорогам без ограничений.

Устроена моя мотолебедка предельно просто. Она имеет две рамы — основную и дополнительную. Основная — это передняя вилка мотоцикла, на которой установлен мотор, бензобак, барабан с тросом и органы управления мотором. Дополнительная рама служит для устойчивости лебедки. На ней шарнирно закреплен якорь с двумя лапами-грунтозацепами, подобными штыковым лопатам. Дополнительная рама крепится к основной четырьмя болтами. В передней ее части установлены два ограничительных ролика для троса на случай, если лебедка будет установлена под углом к линии борозды.

Чтобы превратить лебедку в транспортное средство, снимается барабан, отсоединяется дополнительная рама вместе с якорем, в основную раму-вилку устанавливается заднее колесо от мотороллера («Тула», «Турист» или «Тулица»), а затем шкворневым болтом основная рама присоединяется к двухколесной тележке: получается трехколесная переднеприводная мототележка, похожая на грузовой мотороллер.

Поскольку звездочка колеса тульских мотороллеров в два раза больше, чем у мотороллера «Электрон», скорость тележки уменьшилась в 2 раза.
Интересно, что рулевая колонка тележки смещена назад от основной рамы; рама-вилка вместе с мотором поворачивается в обе стороны на 100°, что позволяет тележке разворачиваться на месте на 360°, не выходя за свои габариты (так что задняя передача ей не нужна).

Обратите внимание, что мотор, бак, водитель и пассажир расположены над ведущим колесом, а задние колеса тележки смещены назад от центра кузова. Это повышает нагрузку на ведущее колесо, сцепление его при этом с дорогой просто отличное. Кузов тележки деревянный, с размерами 1,5X1,3X0,3 м. Рама тележки трубчатая, колеса — от мотороллера «Электрон».

Превращение мототележки в мотолебедку производится в обратной последовательности.
Сейчас уже и многие конструкторы-профессионалы убедились, что мотоблоки мало пригодны для вспашки. Промышленность налаживает выпуск мини-тракторов — сцепной вес у них для этого вполне достаточен. Но использовать их на приусадебном участке крайне сложно. Дело в том, что площадь его очень мала, со всех сторон он ограничен изгородью и постройками, а на самих участках всегда имеются препятствия: теплицы, парники, деревья, многолетние посадки и т.д. Выезжать же за пределы участка для разворота, как правило, нет возможности, и трактор делает это на участке, превращая его в дорогу. Ведь у него четыре колеса, которые прикатывают почву не только при движении вперед, но и задним ходом. К тому же он баснословно дорог. На эти деньги можно нанимать пахаря с лошадью, не покупая горючее и запчасти в течение 240 лет, поскольку вспахать таким образом участок стоит прилично. Масса мини-тракторов, выпускаемых в Кутаиси, Харькове и Гомеле, составляет 600 кг при мощности их двигателей 6 л.с, и этой мощности хватает подчас только для передвижения этой горы металла с черепашьей скоростью.

Многие уже убедились в неоспоримых преимуществах мотолебедки-мототележки перед мотоблоками и мини-тракторами. Лебедка-тележка как нельзя лучше подходит для сельского подворья — универсальная, производительная и недорогая техника. Свой агрегат я сделал из подержанного мотороллера «Электрон»; таким образом, он обошелся мне вдвое дешевле велосипеда, в 22 раза — мотоблока и в 120 раз — мини-трактора!

Мотолебедка: надежный помощник в огородных делах

Мотолебёдка для вспашки почвы и других сельхозработ представляет собой тяговое устройство, которое буксирует на тросе плуг или культиватор. Сельскохозяйственная лебедка – прекрасный помощник на огороде, который облегчает труд, и обладает рядом преимуществ в сравнении с мотоблоком или ручным культиватором. Производится множество моделей таких устройств, которые различаются по габаритам, видам двигателей и комплектации.

Как работает сельскохозяйственная лебедка?

Сельскохозяйственная мотолебедка используется для следующих работ:

  • Вспашки почвы отвальным способом.
  • Окучивания посадок.
  • Посадки и выкапывания картошки.
  • Перемещения грузов в горизонтальной плоскости.

Мотолебёдка работает по принципу передачи импульса от двигателя на тянущий канат, а от него – на плуг или культиватор. Проще говоря, пахотный инструмент цепляется за канат, и передвигается с помощью усилия от двигателя лебедки. При этом существенно экономятся время и силы на вспашку. Для работы с сельскохозяйственной лебедкой нужны два человека – один управляет плугом, второй контролирует работу самой мотолебедки.

Кроме облегчения сельскохозяйственных работ, такая лебедка обладает рядом других преимуществ:

  • С использованием мотолебедки вспашка проводится качественно, почва глубоко рыхлится, на ней почти не остается сорняков.
    В результате эффективно поддерживается плодородие почвы.
  • Лебедка безопасна в работе – например, при посадке и выкапывании картошки овощи не повреждаются в отличие от мотоблока.
    Это связано с тем, что в мотолебедке легче контролировать направление плуга или окучника.
  • Сельхозлебедка компактна и универсальна – её можно использовать как под открытым небом, так и в закрытой теплице.
  • Механизм прост в использовании, ремонте и обслуживании.
  • Применение безопасно для экологии, в сравнении со вспашкой тракторами и мотоблоками, при этом не менее эффективно.
Читать еще:  Схема подключения лебедки

По виду двигателя лебедки для сельскохозяйственных работ делятся на:

  • Электрические – со средней мощностью около 1,5 кВт.
  • Бензиновые – средняя мощность 6,5 лошадиных сил.

По виду управления сельхозлебедки бывают:

  • Ручные – с управлением через ручные рычаги и кнопки.
  • С ножным приводом – больше характерно для бензиновых двигателей.

Факторы выбора

Чтобы мотолебедка долго прослужила, и пользоваться ей было комфортно, при покупке нужно оценивать:

  • Тип двигателя – если участок электрифицирован, оптимальным решением будет лебедка с электроприводом, так как это более экономный вариант.
  • Мощность двигателя – от этой характеристики напрямую зависит скорость движения троса, и, как следствие, производительность сельхозлебедки.
  • Жесткость троса и его диаметр – натяжной канат должен быть в меру жестким и эластичным, чтобы выдерживать нагрузки при работе.
  • Легкость в управлении – самыми легкоуправляемыми считаются электролебедки, но и последние модели бензиновых устройств оптимизированы для простоты использования.
  • Комплектацию – многие модели мотолебедок идут сразу с минимально необходимым сельхозинструментом.
  • Габариты устройства – лебедка должна легко транспортироваться и перемещаться на участке.

Популярные модели

МЛ-03 «ЦЕЛИНА» с КПО

Это мотолебедка производства российской компании «Академия инструмента». Лебедка оснащена бензиновым четырехтактным двигателем мощностью 6,5 лошадиных сил. В комплекте идет навесное оборудование – плуг, культиватор, окучник. Требуемое топливо – АИ-92.

Другие технические характеристики:

  • Объем двигателя – 198 кубических сантиметров.
  • Емкость топливного бака – 3,6 литра.
  • Число передач – 2.
  • Общий вес – 57 кг.
  • Длина троса – 50 метров.
  • Скорость перемещения троса – 5 км/ч.

Судя по отзывам, этот механизм полностью соответствует характеристикам, заявленным производителем. Это удобное в использовании приспособление, которое существенно облегчает огородные работы.

  • Станислав Крупницкий 45 лет, отзыв:

Легко и просто управлять. Плуг тянет быстро даже на большом расстоянии. Вспахивали участок, который несколько лет не обрабатывался, и мотолебедка буквально выручила. Подходит для тяжелой почвы.Трос надежный и крепкий, не провисает и не болтается.

Могилев ЛС-100А

Лебедка производства белорусского холдинга Могилевлифтмаш оборудована электродвигателем мощностью 1500 Вт. Длина тягового каната – 40 метров, вес устройства – 58 кг. Этот механизм в равной мере подходит и для разработанных участков, и для твердой необработанной почвы. Можно применять и для перемещения грузов, например, при уборке на участке.

В комплектацию входят:

  • Сама лебедка в сборе с опорным якорем.
  • Опорные колеса.
  • Навесное оборудование – плуг и окучник.
  • Тяговый трос.

Мотолебёдка получила популярность благодаря своей высокой эффективности в работе, и удобству управления. Это подтверждают и отзывы владельцев.

  • Владимир Бойцов 30 лет, отзыв:

Хороший бесшумный аппарат. Очень тихий двигатель, в отличие от бензиновых. Обрабатывает участок даже быстрее, чем мотоблок, и уж точно быстрее ручного культиватора. Удобные ручки, легкое управление при помощи кнопки, плавный пуск. Один недостаток – подойдет только для электрифицированного участка.

МЛ-1 М Бычок

Это одна из самых популярных моделей среди огородников, произведенная ИжТехМаш. Оснащена четырехтактным бензиновым двигателем мощностью 6,5 лошадиных сил. Имеется система воздушного охлаждения мотора, во избежание его перегрева. На максимальных оборотах скорость перемещения троса составляет около 5 метров.

Натяжной трос имеет длину 50 метров, и стандартный для мотолебедок диаметр 5 мм. Имеются валики-ограничители для предотвращения трения каната о раму. Общий вес устройства составляет 60 кг. В комплекте идет также навесное оборудование для сельхозработ.

  • Константин Мельников 27 лет, отзыв:

Компактное устройство, которое избавляет от тяжелых огородных работ. Двигатель не перегревается, работает не слишком громко. Ручной стартер немного туговат, но по сравнению с ручной перекопкой огорода – это ерунда. Расход топлива низкий, тяговое усилие достаточно мощное. Легко перевозить – в багажник прекрасно помещается.

МЛ-2М БЫЧОК-2 (Крепыш)

Модернизированная версия МЛМ-1М. Это малогабаритная и довольно мощная (6,5 л.с.) мотолебедка, которая поставляется как с комплектом навесного оборудования (окучник, плуг), так и без него.

По сравнению с версией МЛМ-1М у второго «Бычка» имеются следующие отличия:

  1. Другой двигатель – отсутствует понижающий редуктор с центробежным сцеплением.
  2. Есть возможность регулировки механизма по высоте.

При этом производительность двигателя остается примерно той же (скорость перемещения троса около 5 метров на максимальных оборотах). Не отличаются и габариты троса – стандартные 50 метров с диаметром 5 мм. Устройство не менее популярно, чем его первая версия.

  • Максим Юрьев 38 лет, отзыв:

Простой в управлении агрегат, можно использовать даже в паре с ребенком. Трос быстро перемещается, перепахали огород почти без усилий за полчаса. Тяга надежно фиксируется. Сорняки с участка не измельчает, а выдергивает, что немаловажно для огородника.

БАРС (БУРЛАК) ML

Эта модель также произведена в России («ПромЭлектроСервис»). Лебедка работает от четырехтактного карбюраторного двигателя с воздушным охлаждением.

Обладает следующими техническими характеристиками:

  • Мощность двигателя – 6,5 лошадиных сил.
  • Объем топливного бака – 3,6 литра.
  • Требуемое топливо – АИ-92, АИ-95.
  • Габариты троса – длина 40 метров, диаметр 5 мм.
  • Скорость перемещения троса – 4,9 км/ч на максимальных оборотах.
  • Вес – 50 кг.

В комплекте поставляется также навесное оборудование (рама плуга, плуг и окучник). Управление осуществляется при помощи ручного стартера и ножного привода. Особенностью модели является дисковое сцепление, которое является более надежным в сравнении с традиционным ременным.

  • Владимир Кононов 52 года, отзыв:

Специально выбирал мощную модель с бензиновым двигателем и дисковым сцеплением. Расход бензина очень небольшой, полного бака надолго хватает. В работе мотолебедка показала себя отлично, перепахала даже там, где не прошел мотоблок. Длины троса больше чем достаточно. Ножной привод специфический, возможно, кому-то будет неудобно, но просто надо привыкнуть.

Бык ML-1RX

Это компактная и производительная сельхозлебедка производства Universal Moto с бензиновым двигателем мощностью 6,5 л.с. и двухступенчатой трансмиссией (ремень-цепь). Для управления применяются педаль сцепления, регулировочный рычаг и кнопка выключения. Стартер – ручной. Требуемое топливо – традиционный для бензиновых лебедок АИ-92. Лебедка может быть укомплектована по требованию покупателя навесным оборудованием.

Устройство показывает достаточно хорошие характеристики при использовании (скорость перемещения троса на максимальных оборотах – 5,1 км/ч, на минимальных – 2,2 км/ч). Поэтому Бык ML-1RX пользуется не меньшим спросом, чем другие модели мотолебедок.

  • Григорий Никитин 34 года, отзыва:

Надежный «бык», в меру компактный и легкий. Порадовало, что есть валики для предотвращения трения каната. Толщины в 5 мм хватает для работы, но в дальнейшем хочу поменять трос на более толстый. К мощности двигателя претензий тоже нет, плотную землю проходит хорошо, даже глину (почва на участке – суглинок). Лебедка шумновата, но работает отлично.

Могилев ЛС-200

Это усовершенствованная модель электролебедки ЛС-100А производства Могилевлифтмаш. Обладает увеличенной мощностью – 1,7 кВт в сравнении с 1,5 кВт у старой модификации. Вес лебедки уменьшен на 15%, и составляет 49,3 кг (без навесного оборудования). Скорость движения каната на начальных оборотах увеличена до 2,7 км/ч. Таким образом, это высокопроизводительная мотолебедка, единственное требование к использованию которой – электричество на участке. Владельцы отмечают её надежность и простоту применения.

  • Алексей Куницин 43 года, отзыв:
Читать еще:  Ручные лебедки применяемые для такелажных работ

Компактная лебедка, которую удобно перемещать, благодаря колесам. Включенная не шумит и не вибрирует, как старые бензиновые. Очень легко управлять. В комплекте шел плуг и рама для него, все сделано качественно и на совесть. Быстро работает и выполняет свою работу на «отлично».

Бумеранг 2000

Одна из самых популярных электролебедок российского производства. Эта модель выгодно отличается от аналогичных небольшими габаритами и весом — всего 35 кг. В качестве каркаса выступает сварная рама, на которой находятся барабан с тяговым канатом, электродвигатель, и другие механизмы. Мощность электродвигателя — 2,2-2,5 кВт. Качественное натяжение и выравнивание троса обеспечивает тросоукладчик, которым снабжена лебедка. Размеры троса стандартные — 50 метров в длину. Рукоятки телескопические, что дает возможность подстраивать электролебедку для пользователя любого роста.

  • Петр Окунев 29 лет, отзыв:

Очень удобное устройство, помогает при работе на участке. Надежно фиксируется грунтозацепом (хватает одного), трос разматывается равномерно, пашет быстро. Комфортные рукоятки, с помощью которых легко перемещать лебедку в соседнюю борозду. Использовать можно и при вспашке, и для окучивания — все выполняет быстро. Качество почвы при этом значения не имеет.

Вывод

Таким образом, мотолебедка – современное высокопроизводительное устройство, предназначенное для помощи в сельхозработах. Правильно выбранная бензиновая или электролебедка будет долго служить, существенно экономя время владельца, и облегчая работы по вспашке, окучиванию или культивации на участке.

Видео-обзор мотолебедки МЛ-03

Мотоблок и плуг с лебёдкой, как сделать самому


В «М-К» № 3 за 1989 год была опубликована статья «Неподвижный «мотоблок». Хорош агрегат! Он во всех отношениях превосходит механизмы, выпускаемые промышленностью.

Дело в том, что серийные мотоблоки имеют крайне недостаточную сцепную массу (в 5-6 раз меньше минимально необходимой), поэтому они не могут создать достаточное тяговое усилие для вспашки: буксуют. Я на практике убедился, что можно пахать только в том случае, если сцепная масса не менее 600 кг (как у лошади). А она у всех колесных тракторов рассчитывается так, чтобы на метр ширины вспашной полосы приходилось не менее 4 т. Значит, мотоблок МБ-1 при его массе 100 кг может поднять пласт шириной всего… 2,5 см! Чтобы пахать конным плугом, поднимающим пласт сечением 20Х 20 см, масса мотоблока (трактора) должна быть не менее 800 кг.

Именно из этих соображений Главное управление ГАИ МВД СССР ко всем мотоблокам предъявило технически вполне обоснованное требование: «Можно изготавливать мотоблоки с двигателем мощностью не более 5-7 л.с. Причем на каждые сто килограммов полной массы мотоблока не должно приходиться более 1 л.с.».

Еще в 1961 году я сделал мотоблок. Хотя его вес довел до 240 кг, убедился, что хорошо пахать им невозможно: тяжело — приходилось мотоплуг самому толкать.

Затем я сделал мотофрезу. Она тоже не оправдала моих надежд. Стоило попасть под ножи фрезы камешку, корневищу, неперепревшему навозу, как она выскакивала на поверхность, и на фрезе, как на колесе, пускалась наутек. А если на участок внесен навоз, то ножи не заглублялись вообще и навоз наматывался на фрезу.

В 1964 году сделал первую мотолебедку. Сцепление ее с почвой совершенно не зависит от веса, так как она надежно удерживается на месте за счет якоря, лапы которого, имеющие вид штыковых лопат, заглублены в почву. Именно якорь и придает мотолебедке исключительную работоспособность. Он позволяет всю мощность мотора использовать на полезную работу, что недоступно никакой другой технике подобного назначения.

Дело в том, что и трактор, и мотоблок половину мощности расходуют на самопередвижение. Масса мотолебедки с полной заправкой (10 л бензина) всего 42 кг. Значит, она в два раза менее металлоемка по сравнению с мотоблоком МБ-1, а по сравнению с мини-трактором Кутаисского, Гомельского или Харьковского завода — в 14 раз.

Ну а теперь попробуем сравнить производительность лебедки, мотоблока и лошади. Получается вот такая арифметика. Номинальная мощность лошади при работе около 1 л.с. Ее масса — 600 кг. Мотоблок МБ-1 в шесть раз легче лошади. Значит, на создание тягового усилия он может использовать не более 1/6 л.с.

Мини-трактор по своей массе сравним с лошадью. Соответственно можно предположить, что для создания тягового усилия он может использовать не более 1 л.с. Моя же мотолебедка с двигателем от мотороллера «Электрон» мощностью 7,5 л.с. использует на создание тяги всю мощность мотора. Значит, лебедка производительнее лошади в 7,5 раза и мотоблока- в 45 раз. Именно поэтому она легко поднимает пласт земли сечением 30X35 см и может пахать даже целину.

Плуг для своей лебедки я скопировал с двухколесного конного плуга, только максимально облегченного и упрощенного. Борозду он «держит» сам, точно копируя ранее пройденную, и управлять им не надо. Пахать лебедкой настолько легко и просто, что это по силам даже детям, и совершенно безопасно. Ни силы, ни умения для этого не надо.


Для вспашки участка с помощью мотолебедки не требуется особых навыков: плуг сам держит борозду, и пахарю остается лишь переносить его к началу борозды.

Комбинированный мотоблок-лебедка: 1 — основная рама мотоблока, 2 -дополнительная рама (основание мотолебедки; монтируется на основной с помощью болтов), 3 — барабан с тросом, 4 — двигатель, 5 — кронштейн рулевой колонки, 6 — «якорь», 7 — лапа «якоря», 8 — трос, 9 — топливный бак, 10 — кронштейн — подмоторная рама.

Мототягач, сблокированный с грузовой тележкой. На плановой проекции условно не показан мототягач и обшивка тележки.


Буксируемый плуг: 1 — стойка, 2 — грядиль, 3 — полевая доска, 4 — ползун, 5 — отвал, 6 — лемех, 7 — бороздное колесо, 8 — полевое колесо. Плуг является упрощенным вариантом конного плуга. Стойка и грядиль сделаны из трубы Ø42 мм. Основание выгнуто из стального листа толщиной 3 мм. Колесная ось — из стального прутка Ø20 мм. Полевая доска — из стального листа толщиной 3 мм.

Ползун — из «уголка» 30Х 30 мм. Лемех — из диска циркулярной пилы толщиной 4 мм. Отвал — из стального листа толщиной 3 мм. Бороздное колесо самодельное; оно сварено из листовой стали толщиной 5 мм, его диаметр 300 мм. Полевое колесо сварено из стального листа толщиной 1,5 мм; его диаметр — 160 мм.

Плуг рассчитан на пласт сечением 25Х25 см и обеспечивает производительность около 5 соток в час. Масса плуга — 13 кг.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector