Evasamara.ru

Авто журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как пользоваться рычажной лебедкой

Ручная лебедка: устройство, виды и принцип действия

Многие люди не всегда по достоинству оценивают важность наличия лебёдки механической ручной. Понимание значимости этого инструмента в большинстве случаев наступает лишь в критических ситуациях, когда, например, необходимо вызволить автомобиль из грязевой ловушки, сформировавшейся на грунтовой дороге. Причём такие моменты могут случиться практически с каждым человеком, независимо от рода его деятельности и увлечений.

На рынке представлен огромный выбор ручных лебёдок. И в этом многообразии зачастую очень сложно определиться с оптимальным вариантом, имеющим неплохие эксплуатационные характеристики и приемлемую цену.

Конструктивные особенности

Наибольшей популярностью сегодня пользуются барабанные модели и ручные лебёдки механические рычажного типа. Хоть у этих инструментов и аналогичное предназначение, однако, принцип их действия несколько различается.

Оборудование барабанного типа

По своим внешним качествам этот вид инструмента напоминает автомобильные лебёдки, которыми оснащён специальный транспорт. В их конструкцию включён редуктор и барабан. Первый обычно бывает червячным или шестерёнчатым. Барабан в этом устройстве предназначен для наматывания на него ленты либо стального троса.

У червячных вариаций механизма имеется неоспоримое преимущество, заключающееся в том, что на их редукторах значительно проще реализована система, при помощи которой в нужный момент прибор стопорится. Благодаря этому существенно увеличивается безопасность применения этого снаряжения. Такой инструмент отличается также высокой надёжностью и разнообразием тактик крепления. Хотя у него есть и определённые недостатки:

  • Большой размер снаряжения, что обуславливает более комфортное применение в условиях помещения наподобие гаража.
  • Сравнительно небольшой вес, который способен тянуть этот вид оборудования.
  • Сложный механизм эксплуатации.
  • Необходимость проведения постоянного обслуживания.
  • Своеобразный «конфликт» с грязью.

Из вышеперечисленного следует, что такой тип лебёдок не является лучшим вариантом использования на передвижных устройствах.

Что касается шестерёнчатых приспособлений, их конструкция также включает в себя редуктор и барабан, однако, в отличие от червячных они более простые в изготовлении, следовательно, несколько дешевле. Трос на них крепится при помощи храповика, обладающего хорошей надёжностью

Для редуктора свойственна простота обслуживания. Довольно важным моментом является качество использованного при изготовлении шестерней металла, поэтому не рекомендуется при выборе такого оборудования отдавать предпочтение более дешёвым, не проверенным аналогам. Лучше выбрать известного производителя.

Из основных недостатков можно выделить следующие:

  • Способ укладки троса, который зачастую попадает в полости шестерней редуктора и прекращает выполнять свои функции.
  • Малый внутренний диаметр барабана, что обуславливает сильный перегиб стального троса. Как результат последний довольно быстро портится.
  • Из-за габаритов устройства ограничивается размер барабана, а это, в свою очередь, лимитирует дальность действия механизма.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что процесс применения лебёдок барабанного типа в полевых условиях не всегда может быть комфортным. Таким механизмом лучше пользоваться в гараже.

Оборудование рычажного типа

Лебёдки этого вида наиболее часто применяются в передвижных устройствах. Именно их обычно приобретают водители, чтобы иметь возможность в случае необходимости вызволить машину из западни.

Стандартное строение устройства включает изготовленную из металла раму, внутри которой расположен механизм, приводимый в действие нажатием на рычаг, находящийся на корпусе оборудования. За счёт того, что на рычаг может быть приложено большее усилие, прибор оказывается эффективным в тех случаях, когда барабанные лебёдки не справились бы. Тяговое усилие такого механизма способно достигать нескольких тонн. Причём этот показатель может быть ещё больше увеличен благодаря укреплению стандартного рычага. Некоторые производители сразу включают в комплект оборудования специальный усилитель либо же изготавливают этот элемент по телескопическому методу.

К главным комплектующим устройства относится храповик, фиксирующий трос в натянутом состоянии. Он является своеобразным колесом, на котором располагаются упорные зубья. В них по очереди упирается фиксирующий штырь, противодействующий прокручиванию колеса в обратную сторону. Таким образом обеспечивается натяжка троса.

При этом основная нагрузка производится на раму оборудования, вследствие чего последняя должна быть изготовлена из прочного металла соответствующего калибра. Иначе произойдёт деформация устройства. Специалисты рекомендуют отказаться от варианта лебёдки с рамой, толщина металла которой будет меньше трёх миллиметров.

Механизм имеет небольшие габариты, поэтому его эксплуатация возможна даже в очень неудобных местах и условиях. А также рычажный тип механизма не предусматривает обязательного крепления корпуса. Однако при покупке этой модификации стоит обратить внимание на размер намоточного барабана, поскольку чем меньше он будет, тем большие усилия необходимо прилагать в процессе работы. Не стоит останавливать свой выбор на изделии с диаметром этого элемента менее 45 миллиметров.

Критерии выбора

Конструктивные особенности оборудования — не единственный аспект, который необходимо рассматривать при покупке инструмента. Существует ещё несколько важных моментов, требующих внимания:

  • Длина троса. Удобнее являются более длинные детали. Хотя на рынке довольно сложно найти лебёдку с тросом больше пяти метров.
  • Тяговое усилие. Зачастую продавцы утверждают, что достаточно пятисот килограмм тягового усилия. Однако на практике этого показателя зачастую не хватает и оборудование не справляется с поставленной задачей. Оптимальным весом считается как минимум тысяча килограмм.
  • Поперечное сечение троса. В этом случае слишком толстый элемент не является лучшим вариантом, поскольку на барабан поместится небольшая его длина. Оптимальный диаметр равен шести миллиметрам, чего вполне достаточно, например, для извлечения автомобиля из грязевой ловушки.
  • Ремень или трос. Оба этих компонента могут быть использованы на лебёдке. Но вот какой именно — личное решение владельца. Ремень довольно недолговечен, но удобен в эксплуатации и дешевле. Трос способен прослужить значительно дольше, но его тяжело укладывать на барабан. Если оборудование будет использоваться нечасто, то, наверное, правильнее обзавестись именно первым вариантом.
Читать еще:  Лебедка для скважины своими руками

Как заключение можно кратко перечислить основные аспекты, касающиеся этого оборудования:

  1. Для эксплуатации в гараже лучше приобретать лебёдки барабанного типа с червячным редуктором. А чтобы применять оборудование в полевых условиях лучше подойдёт рычажная модификация.
  2. Упорный зуб храповика должен обладать достаточной шириной, что предотвращает незапланированное выскальзывание из него фиксатора.
  3. Намоточный барабан лучше выбирать с диаметром более 45 миллиметров.
  4. Качественная рама рычажной лебёдки изготавливается из металла толще трёх миллиметров.
  5. Оборудование будет лучше справляться с поставленными задачами, если его тяговое усилие составит не менее 1 тыс. килограмм.
  6. Оптимальная толщина троса равна шести миллиметрам.
  7. Стоит выбирать механизм с телескопическим рычагом. Как вариант этот элемент может быть оборудован специальным усилителем.

Тест самых популярных ручных лебедок

Завязли на бездорожье, а выдернуть некому? Спасение — лебедка. Эксперты «За рулем» выбирают хорошую и недорогую и рассказывают, как правильно и безопасно с ее помощью вытаскивать застрявший автомобиль.

Выбираем

Если вы никогда в жизни не пользовались лебедкой, возиться будете долго. Но это лучше, чем бросать увязший автомобиль на произвол судьбы и отправляться в неизвестном направлении на поиски тягача.

Чтобы лебедка освободила машину из плена, нужно зацепить ее за что-то монументальное. Самый банальный вариант — стоящее рядом дерево. Если его нет, поможет… лопата, воткнутая в грунт. Но в этом случае без помощника не обойтись: ему придется удерживать лопату за верхнюю часть черенка, компенсируя усилие троса, который цепляют снизу за тулейку вблизи полотна лопаты. Еще можно возить с собой лом. Забитый в глинистых грунтах, он выдерживает усилие около одной тонны.

Приобретая лебедку, купите заодно и стальной трос. Он точно понадобится, потому что рабочий ход у большинства лебедок заведомо маленький. Использовать для этих целей буксирную стропу не получится — она вытягивается, тем самым «съедая» рабочий ход лебедки. Кусок стропы пригодится разве что в случае, если цепляетесь за дерево: стальной трос его точно повредит.

Стальной трос выбирайте с нитяной сердцевиной: такие изделия обладают лучшей гибкостью. Оптимальный диаметр — 8 мм.

Металлические ручки лебедок должны быть изготовлены из полосы толщиной не менее 3 мм. Более тонкая ручка на наших глазах фактически сложилась пополам. Диаметр троса лебедки должен быть не менее 5 мм, более тонкий у нас на испытаниях быстро лопнул.

Ручные лебедки бывают двух типов. Рычажные предпочтительнее на бездорожье из-за более удобного крепления. Барабанные лебедки в первую очередь предназначены для подъема грузов, и чтобы приспособить их для буксировки, придется устанавливать на нее дополнительно крюк или проушину для крепления. Однако их отличает солидная длина троса на барабане — от пяти метров.

У большинства лебедок есть режим полиспаста. Это устройство, состоящее из одного или нескольких блоков, позволяющих выигрывать в усилии, при этом проигрывая в расстоянии. Если автомобиль крепко увяз, используем полиспаст. Если требуется тянуть издалека, но с небольшим усилием, трос цепляем напрямую. Тяните автомобиль по возможности вдоль оси проушины — она очень не любит боковых нагрузок.

Испытываем

Для теста мы приобрели семь ручных лебедок по цене от 1100 до 3600 рублей. Вообще говоря, целевыми изделиями для вытаскивания машины в основном являются рычажные лебедки — нами был охвачен почти весь ассортимент. Но для интереса взяли и барабанную.

Примерная цена 1200 ₽
Заявленное усилие 1000 кг
Ход не указано

Рычажная лебедка полиспастного типа. Масса — около 2,3 кг. Измеренный ход — 1,9 м (с полиспастом — вдвое ниже). Трос диаметром 4 мм порвался. Барабан тоже помялся. Оценка «Плохо».

Примерная цена 1100 ₽
Заявленное усилие 0,75 / 1,5 т
Ход 2,2 м

Рычажная лебедка. Масса — 2 кг. Полиспаста нет. Реальный ход — 2,1 м. Диаметр троса — 5 мм. В нашем экземпляре отсутствовала бобышка, крепящая трос в барабане. При испытаниях хилая ручка согнулась пополам. Оценка «Плохо».

Примерная цена 2000 ₽
Заявленное усилие 0,8 т
Ход не указано

Лебедка барабанного типа. Масса — 2,7 кг. Ход — 6,7 м. Полиспаста нет. Диаметр троса — 5 мм. Тросоукладчика нет. Упомянутую в описании червячную передачу не нашли — выходит, нас обманули. Пользоваться не очень удобно, однако изделие сделано неплохо: во всяком случае, при испытаниях ничего не сломалось. Оценка «Удовлетворительно».

Примерная цена 2500 ₽
Заявленное усилие 2 т
Ход не указано

Лебедка рычажная с полиспасом. Масса — около 2,8 кг. Реальный ход — около 2,7 м (без полиспаста). Диаметр троса — 5 мм. Хороший тросоукладчик с пружинящими крылышками. Понравилась заделка крюков. Применены мощные стяжные болты М8, но гайки не законтрены. Оценка «Хорошо».

Читать еще:  Лебедка из редуктора ваз

Примерная цена 1100 ₽
Заявленное усилие 2 т
Ход 1,8 м

Лебедка рычажная с полиспастом. Масса — 2,1 кг. Реальный ход — 1,7 м. Трос — 4,5 мм. При испытаниях рукоятка деформировалась. Оценка «Плохо».

Примерная цена 3600 ₽
Грузоподъемность (тяга / подъем) 4 / 1,65 т
Ход 2,8 м

Рычажная полиспастная лебедка. Масса — 5,4 кг. Реальный ход — 2,9 м. Трос — 6 мм. Корпусные детали из стали 4 мм — можно рекомендовать для кроссоверов. Полиспаст удобно отключается стандартным крюком. Замечаний нет. Оценка «Отлично».

Примерная цена 1100 ₽
Грузоподъемность (тяга / подъем) 2 / 0,8 т
Ход 2,5 м

Рычажная полиспастная лебедка. Масса — 2,9 кг. Реальный ход — 2,1 м. Трос — 4,5 мм. Удобное переключение полиспаста. Корпусные детали — из трехмиллиметровой стали. Оценка «Хорошо».

Напоминаем, что результаты наших испытаний относятся к конкретным образцам изделий и не могут являться основанием для суждений о качестве продукции той или иной фирмы в целом.

Каждую лебедку мы нагружали согласно заявленному производителем усилию. Для этого определяли соотношение радиуса намотки троса на барабан и длины рабочей рукоятки. Во сколько раз рукоятка длиннее, во столько раз усилие на ней меньше приложенного к проушине автомобиля. Поэтому, чтобы создать нужное натяжение троса, мы тянули за рукоять лебедки с помощью тарированного динамометра.

Помимо этого, оценивали нюансы конструкции: диаметр и длину троса, наличие полиспаста, толщину металла, качество заделки троса.

Ручная лебедка для подъема и опускания груза

С помощью различного оборудования можно существенно упростить процесс подъема и опускания грузов. Подобные устройства позволяют работать с тяжеловесными и длинномерными объектами, а также значительно повышают интенсивность и эффективность работ. Существует достаточно большое количество различных грузоподъемных механизмов, среди которых выделяются ручные лебедки. Обо всех особенностях таких устройств мы и поговорим сейчас.

Какой груз может тянуть ручная лебедка

Как понятно из названия, ручная лебедка для подъема и опускания груза задействуется при помощи физических усилий оператора. В связи с этим такая техника очень универсальная. Здесь нет никаких требований по поводу наличия доступа к электрическому питанию, так что использовать модели можно как на улице, так и внутри помещений.

С другой стороны, для поднятия тяжестей требуется мускульная сила человека. Как результат, максимальная грузоподъемность несколько ограничена, если сравнивать с моделями с электрическим приводом.

На вопрос о том, какой груз может тянуть ручная лебедка, нельзя ответить однозначно. Существует достаточно большое количество моделей, которые сильно отличаются своими параметрами. Исходя из этого, меняется и их грузоподъемность. Как правило. подобные лебедки подходят для работы с относительно небольшими грузами, вес которых достигает 0.5-3 т.

Стоит отметить: В то же время. есть также лебедки, которые могут поднимать более тяжелые объекты. К примеру, достаточно неплохие показатели грузоподъемности демонстрирует механизм тяговый монтажный МТМ 5.4Т, который способен работать с грузами весом до 5400 килограмм (высота подъема достигает 20 м).

Таким образом, можно подобрать устройство, которое подойдет как для решения несложных бытовых задач, так и для поднятия относительно тяжелых грузов.

Разновидности лебедок

Если обсуждать типы и устройство лебедок, то, прежде всего, такая техника делится на ручные и электрические механизмы. Особого внимания заслуживают именно ручные модели, так как они могут существенно отличаться по своим конструктивным особенностям. Так, среди них можно выделить лебедки:

  • Рычажные. Модели хорошо подходят для выполнения различных ремонтных, монтажных и демонтажных работ. Они отличаются своими небольшими размерами и малым весом (модели весят 7,5-14 килограмм). Основная отличительная черта состоит в том, что устройства не нужно жестко закреплять на опорной поверхности. Именно простота работы с этим механизмом и сделала его столь популярными. Грузоподъемность достигает 0,6-1,6 т;
  • Барабанные. Принцип работы более чем простой – оператор задействует рукоятку, в силу чего на барабан наматывается канат. Устройство очень удобно в своей работе. Грузоподъемность достигает вплоть до 3 т. при этом цена на такие механизмы самая низкая;
  • Червячные. От барабанной отличается своим приводом («бесконечный винт»). Механизм более эффективный, что позволило еще более снизить габариты лебедки. В то же время, в приводе есть много элементов, которые в ходе эксплуатации подвергаются трению. Таким образом, это отрицательно сказывается на долговечности модели.

Также существует еще одна группа – монтажно-тяговые механизмы. Они аналогичны рычажным лебедкам, но тут отсутствует барабан, так что можно использовать трос любой длины. Как правило, такие устройства более массивны, а также отличаются наибольшими показателями грузоподъемности.

Стоит отметить: нельзя однозначно сказать, какая лебедка лучше. У каждой модели есть свои преимущества и недостатки. К примеру, если вас интересует максимальная грузоподъемность, то стоит присмотреться к монтажно-тяговым механизмам, а вот для поднятия грузов на максимальную высоту подойдут модели JHW, у которых длина каната достигает 40 м.

Как ручной лебедкой опустить груз

Если вы не знаете, как правильно пользоваться лебедкой, то, прежде чем приступить к работе, необходимо ознакомиться с инструкцией по эксплуатации устройств. Стоит отметить, что разные типы оборудования предназначены для разных операций. Так, лебедки могут тянуть, поднимать или опускать объекты. Некоторые могут сочетать эти функции, другие же подходят только для выполнения конкретной задачи.

Читать еще:  Самодельная лебедка на уаз своими руками

Отличается также и способ поднятия/опускания грузов. К примеру, в случае с самой простой барабанной лебедкой, чтобы изменить направление движения объекта, нужно просто начать крутить рукоять в обратном направлении. Если же говорить о рычажных устройствах, МТМ, а также моделях с храповиком, то для опускания груза следует изменить положение переключателя.

Стоит отметить: Очень важно придерживаться правил работы с грузами. Это поможет избежать ряда непредвиденных ситуаций, связанных с повреждением имущества, а также здоровья оператора и третьих лиц.

Преимущества и недостатки ручной лебедки для работы с грузом

Среди причин, почему ручные лебедки приобрели столь широкую популярность, стоит выделить:

  • Универсальность. Так как нет необходимости подключать устройство к электрической сети, использовать лебедку можно абсолютно в любом месте. Никаких ограничений нет (единственное, некоторые механизмы нужно надежно закрепить на поверхности;
  • Доступная стоимость. Цены на такое оборудование начинаются от 3 тысяч рублей. Если сравнивать с тельферами (электрическими лебедками), то стоимость ручных моделей в несколько раз ниже;
  • Компактные габариты и малый вес. Поскольку в лебедках отсутствует мотор, это позволяет существенно уменьшить их размеры и массу. Часто такие модели весят до 10 кг, так что их с легкостью можно перенести в Любое место. При этом их габариты достаточно небольшие, в результате чего механизм не отнимет много свободного пространства в багажнике автомобиля;
  • Простота в эксплуатации. Работать с такой техникой очень легко. При этом сама конструкция ручных лебедок отличается своей простотой. В результате, механизмы достаточно редко ломаются, а также легко ремонтируются.

С другой стороны, модели требуют постоянных усилий со стороны оператора. Это сказывается не только на том, что сильно ограничивается максимальная грузоподъемность. Кроме того, они не подходят для высокоинтенсивных работ, где тяжести поднимаются постоянно. Но вот для решения бытовых задач, а также периодического поднятия грузов на промышленных, складских и других предприятиях, ручные лебедки подойдут как нельзя кстати.

Ручные лебедки | Всё в ручную

Некоторые лебедки были совсем маленькими, с заявленным усилием до тонны, другие – настоящими бурлаками, способными (как утверждается) развить усилие до трех тонн. Разумеется, мы не столько сравнивали их между собой, сколько пытались оценить каждую, а также понять, какой тип предпочтительнее.

Испытания проводились в режиме реального использования – мы проверяли, смогут ли лебедки при приложении одной человеческой силы развить заявленное усилие, а также оценивали удобство их использования.

Возможно, при работе в вертикальной плоскости – скажем, при использовании ручной лебедки для извлечения двигателя, результат замеров был бы иным. Однако нас в данном случае интересовали возможности ручных лебедок при вытягивании застрявшего автомобиля. К слову, в этой ситуации для среднеразмерного внедорожника часто достаточно относительно небольшого усилия – 1200, 1000, а то и 500 кг. Конечно, речь идет о тех случаях, когда водитель не успел посадить автомобиль на мосты или нагрести перед ним грязевой вал.

Почти все барабанные лебедки не выдали заявленного усилия. И дело не в их слабости, а в малой длине рукояти. Поэтому работать такими устройствами надо с помощью собственного веса, всем телом наваливаясь на рычаг. Кроме того, практика показала, что для больших усилий подходит только металлический трос, синтетические стропы и веревки быстро истираются. А вот обратный ход барабанных лебедок порадовал. Во всех моделях он сделан ступенчатым, работающим от того же рычага. Стопор разрешает барабану за одно качание прокрутиться на небольшой угол, исключая срыв.

Тяговые устройства в отличие от барабанных для бездорожья подходят больше. Тут и длина металлического троса не ограничена, и усилия побольше. А что действительно напрягает – трос. Знаете, сколько весит двадцатиметровый металлический, не побоюсь этого слова, канат диаметром 13.5 мм? По ощущениям, килограммов тридцать. А еще его очень неудобно готовить к работе – возить трос приходится на отдельной катушке, перед «употреблением» полностью разматывать, а потом сматывать. Вот если бы совместить компактность барабанных устройств с достоинствами тяговых механизмов… Такая лебедка действительно могла бы претендовать на роль идеала. Но даже она при частой езде по бездорожью не смогла бы заменить электрические лебедки…

Эта лебедка невелика и при транспортировке убирается в аккуратный пластиковый чемоданчик. И усилие она смогла обеспечить в точности как заявлено, несмотря на короткую рукоять. Правда, на пределе возможностей механизма, но без особого напряжения мышц. Единственный недостаток, который мы смогли обнаружить, – короткий трос. Но если применять удлинитель, то лебедка вполне дееспособна. Хотя перецепляться придется часто. На наш взгляд, этот экземпляр будет идеальным решением для владельцев квадроциклов и прочих багги: благодаря небольшим размерам и приличной тяге. Можно также рекомендовать ее как бюджетный вариант для осторожных путешественников.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector