Из чего состоит лебедка
Лебедка. Виды и устройство. Работа и как выбрать. Безопасность
Лебедка – это тяговое устройство, которое осуществляет подтягивание каната, цепи или троса. С ее помощью осуществляется подъем тяжелого груза по вертикали или его буксировка по горизонтали. Подобные механизмы нашли широкое применение в различных отраслях бытовой жизни, а также являются неотъемлемым техническим оснащением многих промышленных объектов, а также автотранспорта. Именно с помощью лебедки подымается лифт, подтягиваются автомобили для погрузки на эвакуатор, втягивается корабельный якорь и т.д. Краны, работающие на стройках, также оснащаются лебедкой.
Как устроена лебедка
Принцип работы устройства довольно простой. Она представляет собой передаточный механизм с барабаном, на который закреплен трос, цепь или канат. С помощью привода различной конструкции барабан вращается, наматывая при этом трос на себя. Простейшая лебедка используется для оснащения колодца. С ее помощью осуществляется спуск и подъем ведра с водой.
Устройство имеет усиленный корпус, а также надежную систему крепления, что позволяет ему выдерживать вес подымаемого предмета. Лебедочная конструкция многократно уменьшает фактическое усилие, требуемое для вращения барабана, по сравнению с реальным переносимым весом. Такой механизм может использоваться для подъема груза массой от нескольких сот килограмм до десятков тонн.
Типы приводов для лебедок
Подъемные механизмы отличаются между собой в зависимости от того что именно осуществляет вращение барабана для сматывания троса. По этому критерию лебедки разделяют на следующие виды:
- Ручные.
- Электрические.
- Гидравлические.
Ручные
Самые легкие, компактные и доступные. Они оснащаются рукоятью или рычагом, при воздействии на которые осуществляется проворачивание барабана. Лебедки с рукоятью являются менее грузоподъемными. Их принцип действия похож на мясорубку. Только вместо винта у них барабан, выполненный в виде ровного цилиндра, на который накручивается трос. Рукоятка проворачивает мелкую шестеренку, а та в свою очередь задействует большую, жестко зафиксированную на барабане. Получается простейший понижающий редуктор.
Рычажное устройство оснащается рычагом, который двигается вперед и назад, создавая поступательные движения. В результате задействуется храповой механизм, поворачивающий барабан. Скорость сматывания у подобной конструкции ниже, но она позволяет при минимальном прикладывании мускульной силы многократно усилить подтягивание и поднять большую массу.
Электрические
Лебедки с электроприводом более удобные, поскольку осуществляют подъем груза при нажатии на кнопку. Их конструкция зачастую позволяет передвигать предметы по вертикальной и горизонтальной плоскости. Они оснащаются электромотором, который с помощью передаточного механизма двигает барабан. Именно такими лебедками оснащаются лифты. На рынке представлено огромное множество электрических устройств, грузоподъемность которых доходит до 15 тонн. Более мощные лебедки редкость, поскольку имеют адаптированную конструкцию для установки на различные системы, такие как подъемный кран.
Электрические лебедки обычно оснащаются выносным пультом, подсоединенным к электромотору с помощью длинного кабеля. Обычно он имеет две кнопки. Одна осуществляет накручивание троса, а вторая разматывание. Зачастую электрические лебедки имеют звуковой динамик, который подает предупредительный сигнал о работе устройства. Он является обязательным для мощных механизмов, поднимающих многотонные предметы.
Гидравлические
Лебедки гидравлического типа приводятся в движение под воздействием гидравлического насоса. Они очень надежные и устойчивые к перегрузке. В случае подъема слишком серьезной массой механизм останавливается, а не перегорает как это присуще лебедкам на электрическом приводе. Такие конструкции могут работать даже под водой. Единственный их недостаток в низкой скорости сматывания троса.
Виды лебедок по предназначению
Существует масса конструкций лебедок, которые разработаны специально для определенных целей применения. В результате адаптации они практически не могут использоваться в других направлениях.
Все типы лебедок можно сгруппировать в 3 категории:
- Монтажные.
- Тяговые.
- Монтажно-тяговые.
Монтажная лебедка предназначена для подъема грузов по вертикали. Такой тип устанавливают на строительную технику, а также для передвижения лифта. Компактные устройства, действующие по этому принципу, можно встретить в автомастерских, где с их помощью вынимаются двигатели.
Тяговые предназначены для скручивания горизонтально лежащего троса, цепи или каната. Именно такие устройства устанавливают на внедорожники и используют в качестве буксировочного средства на автомобилях. Они имеют немного адаптированную конструкцию барабана, которая не позволяет тросу разматываться в спокойном положении. К примеру, если монтажную лебедку оставить без нагрузки и демонтировать с места где она подвешена, то ее трос намотанный в бухту ослабнет. У тяговых устройств этого не произойдет.
Монтажно-тяговые универсальные. Они предназначены как для подъема груза, так и его подтягивания к горизонтальной плоскости. Такие системы можно встретить на эвакуаторах, предназначенных для перевозки автомобилей. Сначала они притягивают авто к себе, а затем его приподнимают оставляя на дороге только 2 колеса. При этом во время движения именно на лебедку ложиться нагрузка по сцеплению между двумя транспортными средствами.
Критерии выбора лебедки
Подбирая лебедку, стоит в первую очередь ориентироваться по нескольким важным критерием:
- Тип привода.
- Грузоподъемность.
- Длина троса.
С типом привода все понятно. Если есть доступ к электричеству, то можно выбрать электролебедку, если его нет, то ручную. Что касается гидравлических устройств, то обычно они требуют отдельного подключения к гидронасосу, который придется покупать отдельно.
Грузоподъемность очень важный критерий, на который необходимо обратить внимание. Именно от него зависит тяговое усилие. В том случае если устройство подбирается для установки в гараж, чтобы демонтировать и ставить автомобильные двигатели, то подъемник с грузоподъемностью 1 тонна будет достаточным. Если же лебедку планируется использовать в качестве вспомогательного тягового средства для буксировки автомобилей, то нужно брать более мощные устройства, процентов на 30 сильнее, чем вес машины, а лучше в 2 раза.
Длина троса также важнейший критерий, на который нужно обращать внимание. Дело в том, что вместительность барабана не безгранична, поэтому на него можно намотать ограниченную по толщине бухту троса. Если лебедка нужна для вытягивания автомобиля с западни, то длины 30 м более чем достаточно. Для строительства, где необходим подъем тяжелых бетонных блоков внутри помещения, обычно достаточно троса на 10 м.
Как используют лебедки автомобилисты
Лебедка является востребованным оборудованием для автолюбителей. Зачастую ее можно увидеть на передней или задней дуге возле бампера у внедорожников. Также ее возят в багажнике, не закрепляя на автомобиль. В том случае если машина попадет в заболоченную местность или колеса проваливаются, и она не может выехать своим ходом, с помощью лебедки ее можно достать практически из любой западни. Для этого необходимо взять конец троса и зацепить его за доступный хорошо устойчивый предмет. В первую очередь в его качестве можно использовать растущее живое дерево. Также подойдут крупные валуны или другие зацепы, масса которого или надежность фиксации выше веса авто. После этого механизм лебедки запускается и в результате сматывания троса она подтягивает машину к предмету.
Правила безопасности
Лебедка — это механизм, возле которого находиться небезопасно. Дело в том, что она сильно натягивает трос, что может привести к его разрыву. Если подобное случается, то оборванный конец способен причинить вред окружающим, поскольку он начинает двигаться по направлению к источнику подтягивания с большой скоростью. Особенно опасным является оторванный такелаж, применяемый в качестве зацепа для присоединения к предмету. В этом случае наблюдается явление, которое сравнимо со стрелой и натянутой тетивой лука. Обломанная деталь фактически выстреливает и летит с огромной скоростью практически незаметно для глаз. При работе с тяговой лебедкой нужно стараться находиться в укрытии, чтобы в случае аварийной ситуации иметь перед собой щит, который возьмет удар летящего такелажа на себя.
Поскольку лебедка это механизм повышенной опасности, при эксплуатации нужно прислушаться к следующим правилам:
- Не перегружать механизм.
- Использовать качественный трос.
- Применять надежный такелаж для фиксации.
- Не находиться рядом с работающей лебедкой по направлению движения линии подтягивания.
Помимо того, что трос может оборваться и его такелаж пролетит с большой скоростью, существует еще и опасность того, что сам механизм лебедки подведет. Это актуально для устройств, которое осуществляют вертикальный подъем груза. Нельзя в это время находиться под подвешенным предметом. Особенно это опасно, если подымается масса, находящаяся на грани грузоподъемности лебедки.
Необходимо уделять особое внимание обвязке, закрепляемой на предмете, который необходимо поднять. Ее запас прочности должен превосходить фактический вес объекта. В этом случае конец троса будет надежно закреплен. В качестве обвязки лучше использовать цепи, поскольку они в отличие от ремней, канатов или троса не перетираются.
Лебедка. Конструкция и принцип работы
Лебедка предназначена для преодоления транспортным средством (ТС) труднопроходимых участков пути, самовытаскивания и вытаскивания застрявших ТС, а также подтягивания грузов.
Лебедки состоят из следующих основных механизмов:
- тяговый барабан, на который наматывается трос
- понижающий редуктор
- предохранительное устройство
- тормозное устройство
В некоторых лебедках при больших тяговых усилиях на тросе с целью уменьшения ее габаритных размеров вместо тягового барабана применяют тяговые ролики.
Тяговые барабаны располагают чаще всего горизонтально и поперек продольной оси ТС, реже — вертикально. На барабане размещается запас троса длиной 50… 100 м. Трос укладывают на барабан вручную или тросоукладчиком. Вертикально расположенные барабаны имеют меньшую длину, но больший диаметр по сравнению с горизонтально расположенными барабанами. Увеличенный диаметр барабана способствует большему сроку службы троса, так как в этом случае он подвержен меньшим деформациям при наматывании и сматывании, а уменьшенная длина предохраняет трос от спутывания. Это позволяет не применять тросо-укладчиков.
В качестве понижающего редуктора используют преимущественно червячный редуктор с большим передаточным числом, что обеспечивает при его небольших размерах высокие значения тяговых усилий на тросе.
Рис. Лебедка с горизонтальным барабаном:
1 — передняя поперечина; 2 — скоба крепления троса; 3 — барабан; 4 — трос; 5 — крюк; 6 — редуктор; 7 — задняя поперечина; 8 — тормозная колодка барабана; 9 — ось рычага включения; 10 — траверса вала барабана; 11 — муфта включения барабана; 12 — рычаг включения муфты; 13 — рукоятка рычага
Предохранительное устройство предназначено для ограничения максимального тягового усилия лебедок, которое обычно составляет 0,5 — 0,8 полного веса машины. Роль такого устройства выполняет предохранительный штифт или предохранительная муфта. При возникновении на тросе лебедки усилия, превышающего допустимое, штифт срезается (или муфта выключается), и лебедка перестает действовать.
Автоматическое тормозное устройство предназначено для исключения возможности сматывания троса с барабана под нагрузкой при отключенном приводе лебедки. На колесных ТС для этой цели используются ленточные тормозные механизмы, на гусеничных — как ленточные, так и винтовые тормозные механизмы дискового типа.
Привод лебедок осуществляется карданными валами от коробок отбора мощности ТС. Обычно лебедки имеют две скорости движения троса: высокую — при сматывании троса с барабана и низкую — при наматывании. Это достигается за счет различных значений передаточных чисел в приводе лебедки.
На колесных ТС чаще всего применяют лебедки с горизонтальными барабанами, которые устанавливают в передней, задней и средней частях несущих систем машин.
При переднем расположении лебедки с ручной укладкой троса обеспечивается хороший доступ к ней и упрощается ее привод. Недостатком такого расположения лебедки является увеличение длины ТС и уменьшение переднего угла свеса. Кроме того, при этом перегружается передняя ось, что приводит к ухудшению проходимости ТС.
Если лебедка расположена в средней части ТС (между кабиной и грузовой платформой), то можно использовать барабан большой длины с тросоукладчиком. Подача троса может осуществляться вперед и назад. Однако при таком расположении лебедки ее привод усложняется, сокращается длина грузовой платформы, а масса лебедки возрастает.
Лебедки, расположенные в задней части колесного ТС, оснащены тросоукладчиком и обеспечивают подачу троса назад. Недостатками такого размещения лебедки являются длинные карданные валы привода, трудность доступа к лебедке и наблюдения водителя за ее работой.
Лебедки колесных транспортных средств в основном сходны между собой. Разницу обусловливают их габаритные размеры, характеристики и некоторые конструктивные особенности.
На рисунке представлена лебедка с горизонтальным барабаном, устанавливаемая в передней части колесного ТС. Она смонтирована на двух поперечинах — 1 и 7, прикрепленных к лонжеронам рамы и переднему бамперу машины. Лебедка состоит из барабана, червячного редуктора, механизма включения барабана и тормоза. Вращающий момент от коробки отбора мощности передается через карданную передачу на редуктор лебедки, представляющий собой червячную глобоидальную пару, состоящую из однозаходного червяка и червячного колеса с бронзовым венцом. Затем вращающий момент передается через механизм включения с оси червячного колеса на барабан и преобразуется на нем в тяговое усилие на тросе.
Соединение барабана с валом червячного колеса осуществляется муфтой 11 с торцевыми кулачками, которые входят в зацепление с кулачками на торцевой части барабана. Муфта перемещается с помощью рычага 12 при повороте его рукоятки 13. В рукоятке имеется палец-фиксатор с пружиной, который удерживает рычаг в одном из двух положений: барабан включен или выключен. При выводе муфты из зацепления с барабаном колодка тормоза барабана, установленная шарнирно на оси 9, прижимается с помощью пружины коротким плечом рычага к обработанной наружной торцевой поверхности барабана и притормаживает его. Предохранительным устройством в лебедке служит штифт, установленный в карданной передаче привода.
Рис. Редуктор лебедки с тормозным устройством:
1 — червячное колесо; 2 — вал червячного колеса; 3 — лента тормоза; 4 — пружина тормоза; 5 — барабан тормоза; 6 — фланец крепления карданной передачи привода; 7 — червяк
В качестве тормозного устройства применяется тормоз червяка редуктора ленточного типа. Барабан 5 тормоза установлен на ведущем валу редуктора. Его охватывает стальная лента 3 с фрикционной накладкой, один конец которой закреплен на картере редуктора жестко, а другой оттягивается пружиной 4, прижимающей ленту к барабану.
Тормоз червяка работает следующим образом. При наматывании троса на барабан ведущий вал редуктора вращается по часовой стрелке. Лента тормоза, увлекаемая силой трения, сжимает пружину и отходит от большей части барабана тормоза. Сила трения между лентой и барабаном при этом небольшая, и вал редуктора легко вращается.
При срезании предохранительного штифта ведущий вал редуктора начнет вращаться в обратную сторону с большой скоростью. Лента тормоза, жестко прикрепленная одним концом к картеру, под действием силы трения затянется, вал редуктора затормозится, и сматывание троса с барабана лебедки прекратится. При небольшой частоте вращения вала редуктора незначительное усилие торможения, создаваемое автоматическим тормозом, не препятствует разматыванию троса, которое можно осуществлять как вручную, так и при включенной передаче в коробке отбора мощности на разматывание. Для разматывания вручную нужно выключить муфту включения барабана.
На гусеничных ТС лебедки размещаются, как правило, в средней или задней части корпуса. В качестве редукторов наряду с червячными используются зубчатые передачи.
Рассмотрим устройство лебедки, установленной в средней части гусеничной машины. Отбор мощности на лебедку осуществляется от промежуточного редуктора, выполняющего функции коробки отбора мощности и установленного между главным фрикционом и главной передачей ТС. В одном корпусе с коническим редуктором размещены электромагнитная муфта, выполняющая роль предохранительного устройства, и автоматическое тормозное устройство. После тормозного устройства вращающий момент через карданную передачу передается на редуктор лебедки. Выходной вал редуктора через механизм включения соединен с барабаном лебедки, имеющим вертикальную ось вращения. Трос, сходя с барабана, проходит через датчик перегрузки, а также выводные направляющие ролики и выходит наружу к буксируемому объекту. Ролики вращаются вокруг своих осей и оси троса и самоустанавливаются в плоскости действия силы его натяжения. Это позволяет производить буксировочные работы при значительных углах отклонения троса от продольной оси ТС в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Рис. Конструкция конического редуктора, электромагнитной муфты и тормозного устройства:
1 — ведомый диск; 2 — защелка; 3 — ведущий вал с конической шестерней; 4 — ведущая полумуфта; 5 — ведущий диск; 6 — вал электромагнитной муфты; 7— нажимной диск; 8 — пружина; 9 — упругая соединительная муфта; 10 — ведомый вал; 11 — корпус электромагнитной муфты; 12 — катушка; 13 — ведомые диски муфты; 14 — ведущие диски муфты; 15 — якорь; 16 — выходной вал редуктора; 17 — ведомые конические шестерни; 18 — зубчатая муфта; 19 — вилка включения муфты; 20 — валик включения
Рис. Редуктор лебедки с вертикальным барабаном:
1 — червячное колесо; 2 — ограничитель троса; 3 — трос; 4 — барабан; 5 — тормоз; 6 — вилка переключения; 7 — подвижная муфта; 8 — вал барабана; 9 — неподвижная муфта; 10 — червяк
Рассмотрим конструкцию конического редуктора, расположенного в одном корпусе с электромагнитной муфтой и тормозным устройством. Редуктор состоит из ведущего вала 3 с конической шестерней, двух ведомых шестерен 17, установленных свободно на втулках на выходном валу 16 редуктора, и зубчатой муфты 18, расположенной на шлицах выходного вала. Зубчатая муфта перемещается с помощью вилки 19 включения вдоль вала и имеет три фиксированных положения. В среднем положении муфты редуктор выключен. В крайнем левом (правом) положении наружные зубья муфты входят в зацепление с внутренними зубьями левой (правой) ведомой шестерни, и вращающий момент передается с ведущего вала на выходной, увеличиваясь на величину передаточного числа редуктора. В зависимости от того, какое крайнее положение занимает муфта, определяют направление вращения выходного вала редуктора. Вилка включения муфты закреплена на валике 20, соединенном через систему тяг с рычагом управления редуктора, расположенным в кабине.
Электромагнитная муфта состоит из пакета ведущих 14 и ведомых 13 дисков, катушки 12, расположенной в корпусе 11 муфты, и якоря 15. При подаче электрического напряжения на катушку создается магнитный поток, который, проходя через пакет дисков и якорь, прижимает их к; корпусу муфты. Муфта включается, и вращающий момент передается от выходного вала конического редуктора на вал 6 электромагнитной муфты.
В качестве автоматического тормозного устройства в данной лебедке использован винтовой тормоз дискового типа. Он состоит из ведущего 5, ведомого 1 и нажимного 7 дисков, защелки 2 и пружин 8. Ведущий диск с фрикционными накладками установлен на шлицах вала муфты, ведомый расположен свободно на ступице нажимного диска, имеющего фрикционные накладки. Нажимной диск установлен на резьбе на валу муфты и на шлицах ведомого вала 10, один конец которого надет на вал муфты, а другой связан с упругой соединительной муфтой 9. Пружины расположенные между нажимным и ведомым дисками, препятствуют их сближению.
При отключенном приводе лебедки и наличии нагрузки на тросе ведущий диск не вращается, а нажимной диск, поворачиваясь, перемещается в осевом направлении влево и прижимается к ведомому диску, увлекая его за собой. Вращению ведомого диска препятствует защелка: включается тормоз, и прекращается сматывание троса с барабана.
Редуктор лебедки состоит из глобоидального червяка 10 и червячного колеса 7, на ступице которого имеются наружные шлицы. Барабан 4 расположен над редуктором и соединен с ним с помощью механизма включения. Последний состоит из неподвижной муфты 9 с наружными шлицами, закрепленной на шлицевом конце вала 8 барабана, и подвижной зубчатой муфты 7, имеющей два фиксированных положения. Шариковый фиксатор с пружиной расположен в неподвижной муфте. В верхнем положении подвижная муфта соединяет шлицы неподвижной муфты и червячного колеса и включает барабан. В нижнем положении муфты барабан выключен. Муфта перемещается вилкой 6 переключения, соединенной с рычагом управления механизма включения барабана, расположенным в кабине.
Рис. Лебедка с тяговыми роликами:
1 — зубчатые венцы; 2 — редуктор; 3 — труба тросоукладчика; 4 — каретка тросоукладчика; 5 — шестерня тросоукладчика; 6 — опорный фланец; 7 — нажимной диск; 8 — фланец; 9 — диск; 10 — промежуточная ступица; 11 — ось; 12 — собачка; 13 — обод; 14 — втулки; 15 — ступица; 16 — сальник; 17 — храповик; 18 — муфта; 19 — вал редуктора; 20 — штифт; 21 — оси тяговых роликов; 22 — роликоподшипники; 23 — тяговые ролики; 24 — рама лебедки; 25 — шарикоподшипник; 26 — ведущая шестерня
Между корпусом барабана и картером редуктора расположены два постоянно действующих тормоза, притормаживающих барабан при сматывании троса вручную. Для исключения спадания троса через реборду барабана на корпусе редуктора закреплены четыре ограничителя.
На рисунке представлена конструкция лебедки с тяговыми роликами 25. Привод лебедки осуществляется от коробки отбора мощности, установленной на картере раздаточной коробки. Тяговые ролики предназначены для создания тяговых усилий на тросе лебедки за счет сил трения, возникающих при перематывании троса по их клиновидным канавкам. Тяговые ролики приводятся во вращение от ведущей шестерни 26, которая соединена с валом 19 редуктора 2 лебедки. Трос с помощью тросоукладчика наматывается на барабан, представляющий собой сварную конструкцию, внутри которой установлен фрикцион с краевым механизмом. Фрикцион барабана обеспечивает постоянное натяжение троса на барабане и тяговых роликах. Храповой механизм служит для затормаживания фрикциона. В период выдачи троса лебедкой храповой механизм затормаживает барабан, а в период приема троса — растормаживает.
Электрическая лебедка: принцип действия и особенности подбора
Электрические лебедки являются одними из самых распространенных тяговых механизмов. Они нашли широкое применение в разных сферах, включая строительство и промышленность. Кроме того, без них не обойдется ни один автомобилист, который любит езду по труднопроходимым участкам дороги. Об особенностях такой техники мы и поговорим сейчас.
Из чего состоит электрическая лебедка
Из основных составляющих элементов устройства стоит выделить:
- электромотор. Силовой агрегат приводит всю конструкцию в действие. Мощность двигателя напрямую влияет на грузоподъемность и скорость подъема устройства;
- барабан. Во время работы механизма на барабан наматывается трос. От емкости барабана зависит, на какую высоту лебедка способна поднять груз;
- понижающий редуктор. Отвечает за плавность намотки троса. С его помощью можно замедлять обороты мотора и регулировать плавность тяги;
- раму. Выступает в роли опорной конструкции лебедки. Некоторые недооценивают важность этого элемента, в то же время, его прочность влияет на надежность работы всей системы;
- тормоз электродвигателя. Рядом с мотором находятся тормозные диски, с помощью которых можно зафиксировать трос в нужном положении;
- канат. Несмотря на простоту устройства каната, его прочность и диаметр влияют на способность механизма работать с разными грузами. Высокое качество каната существенно повышает уровень безопасности при работе с грузоподъемной техникой;
- пульт управления. С его помощью можно запустить механизм, изменить скорость подъема, зафиксировать груз и т. д.
Принцип работы электрической лебедки достаточно простой: в моторе электрическая энергия преобразуется в силу тяги, затем канат начинает навиваться на барабан. Наличие тормозного устройства предотвращает обратное движение барабана, а также дает возможность зафиксировать груз.
Разновидности устройств
Классифицировать электролебедки можно по разным критериям:
- необходимое питание. Прежде всего, механизмы могут работать от бытовой сети и от электрической сети на 380 В. Кроме того, бывают и лебедки на 12 вольт, а также другие устройства, работающие от автомобильного аккумулятора;
- способ монтажа. Установки бывают переносными и стационарными. Первые весят до 40-50 кг, так что их легко переносить, в то время как вторые отличаются большей мощностью, в результате чего подходят для интенсивных работ;
- принцип действия (устройства могут быть гидравлическими, червячными и т. д.);
- конструктивные особенности (на одну или несколько скоростей, одно- и многобарабанные).
Важность инструкции по эксплуатации электрической лебедки
Независимо от того, вы собираетесь приобрести автомобильную лебедку, лебедку на 220 вольт, или же любое другое похожее устройство, до начала работ необходимо ознакомиться с инструкцией по эксплуатации такого механизма. В ней содержится информация о технике безопасности, правилах хранения, транспортировки и эксплуатации техники, а также другая полезная информация, которая поможет продлить срок службы механизма и избежать различных непредвиденных происшествий.
На что обращать внимание при выборе устройства
Перед тем, как выбрать электрическую лебедку, стоит обратить внимание на такие параметры:
- грузоподъемность;
- скорость подъема;
- длина и диаметр троса;
- мощность мотора;
- габариты и вес модели;
- необходимое рабочее напряжение.
Современный рынок предлагает достаточно большое количество разнообразных механизмов, так что вы сможете подобрать для себя оптимальный вариант.
Из чего состоит лебедка
Простейший вариант барабанной лебедки состоит из корпуса, двух подшипников скольжения (качения), а также, расположенных на одной оси барабана для намотки каната (троса, цепи) и рукояти привода (ворота). Но у такой конструкции прикладываемое оператором усилие увеличивается не более чем в два, три раза, поскольку прямо пропорционально отношения радиуса барабана к радиусу вращения рукояти привода.
Ручная рычажная лебедка
Также как и в упомянутых выше механизмах, намотка каната осуществляется на барабан привод которого осуществляется посредством рычага и храповика (трещётки). Такие механизмы весьма компактны, в отличие от других типов лебёдок могут работать «на весу» (не требуют жёсткой фиксации корпуса), но пожалуй главным достоинство является возможность работы в труднодоступных местах (для вращательного движения рукояти требуется гораздо больше пространства, чем для возвратно поступательного движения рычага).
Устройство МТМ сходно по принципу использования с рычажными лебёдками, но избавленные от главного недостатка, малой ёмкости барабана. Поскольку данная деталь попросту отсутствует. Конструктивно лебёдка МТМ выполнена на ином принципе (протягивания), не требующем наматывания троса. В силу этого, трос может быть любой длины. Недостаток лебедок МТМ, повышенная чувствительность к абразивному износу. Потому одно из требований эксплуатации, недопущение загрязнения троса и механизмов лебёдки.
Такая лебедки, работающие от электромотора, который питается от бортовой сети автомобиля. На сегодняшний день это наиболее распостроненный вид лебедок для АТ V , внедорожников. Они отличаются простотой конструкции, легкостью монтажа, удобством в использовании, способностью работать при выключенном моторе. Но при этом серьезно возрастает потребление энергии из бортовой сети.
Эта лебедки, работающие от гидромотора, который обычно приводится в действие насосом гидроусилителя руля. Гидравлические автомобильные лебедки имеют ряд существенных преимуществ: высокая надежность гидромотора; устойчивость к перегрузкам(при перегрузки гидромотор не ломается, а просто останавливается); возможность работать под водой(гидромотор герметичен). К недостаткам данной лебедки можно отнести: невысокая скорость сматывания троса(данный параметр может быть критичным для спортсменов); невозможность работы при выключенном моторе; часто одного насоса ГУР не хватает для одновременной работы лебедки и гидроусилителя руля. и механические лебедки.
Главное достоинство этих лебёдок в том, что для подключения к сети и управления не требуется специально подготовленный персонал. Подключение осуществляется посредством стандартных (заземлённых) электрических разъёмов, в силу этого, эти устройства весьма мобильны. Но, в связи с особенностями однофазной сети переменного тока, такие лебёдки имеют ограничения по максимальному тяговому усилию и могут использоваться только в лёгком режиме работы (ограниченное число включений в единицу времени). Потому ареал применения электрических лебёдок использующих бытовую сеть, ограничен, там, где не требуется частого использования.
Электродвигатели, работающие от промышленной сети переменного тока имеют более высокие показатели удельной мощности в сравнении со своими однофазными собратьями, не столь критичны к возрастанию нагрузки, обладают намного лучшими пуско-разгонными характеристиками. И как следствие, электрические лебёдки для промышленной сети, обладают большей мощностью (тяговым усилием), а также способны работать продолжительное время. (На практике, как правило, промышленность выпускает электрические лебёдки тяговым усилием до 300 кг включительно, питанием от бытовой сети, от 300 кг и более, промышленной).
Вне всякого сомнения, это самый распространённый тип электрических лебёдок. Они используются как самостоятельные механизмы, так и в составе агрегатов. К примеру, тельфер (таль) включает в себя как минимум одну электрическую лебёдку, подъёмный кран, это целый комплекс лебёдок.
Но, как и перечисленные выше механизмы, электролебёдки для промышленной сети имеют свои недостатки. Прежде всего, промышленная сеть опасна для человека (впрочем, это справедливо и для бытовой сети), потому, подключение и обслуживание должны осуществлять специалисты с соответствующей подготовкой. При работе, дополнительно соблюдать меры безопасности по защите от поражения электрическим током.
Лебёдки — группа механических устройств предназначенных как для перемещения, так и для подъёма различных грузов. Также лебёдки могут использоваться в качестве силовых исполнительных устройств. Лебёдка, одно из широко распространённых механических устройств используемых человеком. Так же как и колесо, она не имеет конкретного изобретателя и пожалуй имеет такую же древнюю историю. На изображениях дошедших до нас со средних веков, древней Греции, Рима, рабовладельческого Египта, нередко можно встретить изображение этого простого, но надёжного механизма. Изначально лебедка приводилась с помощью мускульной силы человека, или гужевым способом, но с развитием производства и техники, появились лебёдки с механическим приводом. Первоначально использовался паровой привод, затем двигатель внутреннего сгорания и наконец, с изобретением электрического двигателя, были созданы компактные, а главное очень удобные в управлении электрические лебёдки. Тем не менее, механические (ручные) лебедки приводимые мускульной силой человека продолжают использоваться и сегодня.
Главными достоинствами ручной лебедки является простота конструкции, надёжность, автономность, удобство использования, несложное обслуживание. И увы, имеется один весьма существенный недостаток, это привод от мускульной силы человека. Механизмы лебёдки только снижают усилие на рукояти привода, но затраченная работа по перемещению (подъёму) груза остаётся неизменной. Что напрямую сказалось на производительности ручных лебёдок, которая, следует признать весьма низкая. Потому и был весьма логичен по мере развития производства, переход к лебёдкам с механическим приводом. Но, как уже упоминалось, ручные лебёдки продолжают широко применяться и сейчас, там, где не так важна производительность труда и на первое место выходят перечисленные выше достоинства. Действительно, глупо использовать дорогостоящий механизм там, где он используется менее одного раза в день. Да и не всегда есть возможность обеспечить механическую (электрическую) лебёдку необходимым питанием