Как буксировать авто
Буксировка машины — все, что нужно знать!
Есть много ситуаций, в которых помощь второго водителя, который хочет буксировать машину, очень полезна. Это: участие в столкновении, заправка не того топлива, серьезный сбой или . повреждение небольшого датчика, который полностью остановит автомобиль. Как следует буксировать машину? Правила буксировки — о чем они говорят? Когда вы можете буксировать машину и когда вам нужно вызвать эвакуатор? Мы ответим на все эти вопросы!
Буксировка автомобиля требует правильной подготовки и соблюдения правил дорожного движения. Некоторые технические требования также должны быть выполнены.
Тягач должен быть тяжелее буксируемого. Хорошо, если у него мощный двигатель. Вам нужно соблюдать некоторые пропорции. Внедорожник с 2-литровым двигателем может легко буксировать компактный автомобиль, но компакт с интенсивным 1-литровым двигателем под капотом или слабым безнаддувным двигателем вряд ли будет буксировать своего аналога.
На буксируемом автомобиле не должно быть поврежденной системы рулевого управления, тормозной системы и освещения. Следовательно, транспортное средство после легкой поломки с полностью разбитой фарой буксировать нельзя. Вы должны вызвать эвакуатор.
В каких ситуациях буксировка может быть полезной? Давайте посмотрим на некоторые примеры:
- Автомобиль после столкновения — повреждены металлические детали (бампер, дверь, дверь багажника и т. д.). Если из автомобиля пролилась какая-либо жидкость (например, охлаждающая жидкость из поврежденного радиатора или моторное масло из поврежденного поддона), остановите утечки. Если это невозможно, автомобиль должен перевозиться в эвакуаторе.
- Автомобиль со сломанным поликлиновым ремнем.
- Автомобиль с поврежденной катушкой зажигания или высоковольтными кабелями (автомобиль дергается и не подходит для самостоятельного вождения)
- Автомобиль, в котором заправлялось неправильное топливо, дизельный автомобиль, был заправлен бензином на станции. Автомобиль необходимо отбуксировать в мастерскую, чтобы извлечь из него топливо и очистить систему впрыска.
- Автомобиль с перегретым или заглохшим двигателем, поврежденной системой охлаждения (треснутые шланги радиатора).
- Транспортное средство, в котором отказ одного из датчиков препятствует запуску двигателя или угрожает безопасности вождения.
Конечно, бывают ситуации, когда буксировка невозможна, и вам следует вызвать эвакуатор. Примером может служить повреждение карты, используемой для запуска автомобиля (вы не можете войти внутрь кабины), или замок зажигания в старых автомобилях (вождение без ключа в замке зажигания заблокирует руль).
Прежде чем принять решение об использовании буксирующего автомобиля, стоит страховку AC. Во многих случаях страховщик предоставляет бесплатный эвакуатор в случае аварии (в OC) или в случае поломки (в AC).
Как буксировать машину?
Мы уже знаем, что автомобиль должен иметь эффективную тормозную систему, систему рулевого управления, а также внешнее освещение. Кроме того, транспортное средство должно иметь возможность открываться, чтобы водитель буксируемого автомобиля мог занять свое место за рулем. Водитель буксируемого автомобиля также должен быть готов к тому, что его автомобиль может не иметь помощи в работе с электроприводом (например, из-за отказа двигателя, который не позволяет приводить насос в гидравлическую систему помощи), что требует гораздо большего усилия при повороте рулевого колеса. В этой ситуации усилитель тормозов не будет работать, что, в свою очередь, потребует более сильного и более раннего нажатия педали тормоза.
Обе машины — буксируемая и буксируемая — должны иметь страховку.
Какие транспортные средства нельзя буксировать?
- Автомобили с автоматической коробкой передач. Теоретически, некоторые производители позволяют буксировать определенные модели, но на короткие расстояния и на низкой скорости. Если двигатель автомобиля поврежден, масляный насос не работает, что отвечает за смазку автоматической коробки передач. Поэтому его можно размыть на скорости выше 40 км / ч. Лучше не рисковать и вызвать эвакуатор. Ремонт или замена коробки передач могут повлечь за собой большие расходы.
- Электрические и гибридные автомобили. Здесь есть некоторые расхождения, но риск слишком велик. Лучше использовать эвакуатор.
- Автомобили с гидропневматической и пневматической подвеской, в которых произошел отказ двигателя. Если двигатель не работает, подвеска такого автомобиля упадет.
- Автомобили с вышеуказанными типами подвески, в которых произошел серьезный сбой (например, сильфон в пневматической подвеске), что значительно снижает автомобиль.
- Автомобили с постоянным приводом на обе оси. Теоретически вы можете буксировать автомобили с приводом 4х4, в которых вы можете отключить привод на одной оси.
- Не буксируйте автомобили на шоссе. Так что в случае любого повреждения остается только вызвать эвакуатор.
Всегда читайте инструкцию по эксплуатации автомобиля для получения информации о возможности или запрете буксировки.
Что нужно для буксировки легкового автомобиля?
Буксирный трос длиной от 4 до 6 метров. Прочность троса должна соответствовать весу буксируемой машины. Обычно большинство транспортных средств может буксировать до 3,5 тонн. Веревка должна быть отмечена белым и красным.
Предупреждающий треугольник — должен быть включен в каждый автомобиль.
Как подготовить машину к буксировке с помощью троса?
- Установите буксирный трос к буксировочной машине. Автомобиль имеет фиксированную буксирную проушину (под бампером) или может потребовать прикручивания буксирной проушины. Такое ушко входит в комплект с инструментами для смены руля. Гайка для буксирной проушины находится под заглушкой, которую нужно вынуть или отжать. Можно использовать только оригинальное ухо, другие могут не совпадать. В зависимости от модели автомобиля, ухо может быть необходимо вкрутить по часовой стрелке или наоборот.
- Буксирный трос не должен быть прикреплен к буксирному шару.
- Устанавливаем буксирный трос в буксируемую машину. В зависимости от конструкции передний бампер имеет фиксированный крюк или место для ввинчивания буксирной проушины. Мы действуем так же, как и для буксируемой машины — мы отрываем или сгибаем защелку и привинчиваем ухо. Привязывание троса к бамперу может привести к его вытягиванию, а прикрепление троса к маятнику может повредить подвеску.
- В буксируемом автомобиле мы устанавливаем предупреждающий треугольник — на заднем стекле, снаружи, на рычаге стеклоочистителя — чтобы он был как можно более видимым.
- В буксируемой и буксируемой машине мы включаем ближний свет.
- Предупредительные световые сигналы на буксируемой и буксируемой машине запрещается включать.
- Дневные ходовые огни не должны включаться.
- Если буксирный трос не имеет надлежащей маркировки (белой и красной), но, например, желтого цвета, его следует разместить на нем с красными или желтыми флажками или их эквивалентом, чтобы сделать канат более заметным.
- Водители должны согласовать способ связи, чтобы в случае возникновения проблем водитель буксирующего автомобиля остановился.
- Оба водителя садятся за руль своих автомобилей и вставляют ключи в замок зажигания.
- Водитель буксирующего транспортного средства запускает двигатель и уходит.
- Как правильно буксировать машину?
- Вы должны выбрать дороги с наименьшим количеством движения и наименьшим количеством людных и сложных перекрестков или кольцевых развязок.
- Авто должно работать очень плавно.
- Буксирный трос должен быть тугим — об этом позаботится водитель буксируемого автомобиля.
- Избегайте любых рывков во время вождения.
- На многополосных дорогах используйте только правую полосу.
- О намерении сделать поворот должны сигнализировать обе машины.
- Особое внимание следует уделять пешеходным переходам. Правильная маркировка буксирного троса играет здесь большую роль.
- На какой скорости можно буксировать машину? До 30 км / ч в населенных пунктах и до 60 км / ч в незастроенных районах.
- Водитель буксируемой машины должен постоянно следить за расстоянием между обеими машинами.
Буксировка грузовика
Буксировать грузовик гораздо сложнее, чем сломанный или поврежденный легковой автомобиль. Это особенно верно, если транспортное средство было повреждено в результате столкновения, аварии или в результате аварии было вне дороги.
Производители грузовиков разработали инструкции для отдельных моделей автомобилей для экстренных служб и буксирных компаний. Каждый автомобиль имеет свои точки крепления для буксировочных устройств. Не допускайте превышения нагрузки, чтобы не повредить раму автомобиля.
В инструкциях также указывается, какие системы грузовых автомобилей (электрические, гидравлические, пневматические) должны быть подключены или отключены для буксировки. Это также относится к механическим системам. Несоблюдение этих требований может привести к серьезному повреждению грузовика.
Для буксировки используются специальные буксиры, а сами грузовики можно буксировать только с помощью жесткого буксира.
Могу ли я буксировать грузовик с прицепом? Если у грузовика был прицеп или полуприцеп, его необходимо буксировать или перевозить вторым буксиром.
Многим водителям может понадобиться буксировка автомобиля. В старых автомобилях могут быть неисправны многие механические и электрические компоненты (катушки, высоковольтные кабели и т. д.), А в более новых — датчики, которые полностью обездвиживают автомобиль.
Однако буксировка в одиночку — очень сложный, утомительный и опасный процесс.
Вот почему во многих случаях стоит воспользоваться предложением помощи на дороге. Профессионал, безусловно, не повредит автомобиль. Кроме того, нет риска углубления неисправности или размытия автоматической коробки передач. Многие водители опасаются высоких затрат на перевозку на буксире. Услуги, предлагаемые на дорогах, действительно очень дороги. Но на рынке есть много независимых компаний по оказанию помощи на дорогах, которые имеют очень конкурентоспособные цены. Вы можете легко выбрать.
Как буксировать автомобиль
А тем временем, буксировка автомобиля — это важнейший навык, который может пригодиться любому водителю.
Порой бывает невозможно или невыгодно вызвать эвакуатор, и машину приходится цеплять на буксир. Как это делать правильно, безопасно и без вреда для автомобиля — рассказываем в этой статье.
Подготовка к буксировке
Перед началом буксировки выберите её способ, а также разберитесь, кто из участников процесса в какой машине поедет. Касательно способа всё просто — большинство бытовых ситуаций требуют буксировки на гибкой сцепке, то есть посредством обычного троса.
Жёсткая сцепка или частичная погрузка применяются тогда, когда нужно отбуксировать грузовой автомобиль или при неисправности тормозной системы или рулевого управления буксируемой машины.
Важно, что буксировка запрещена Правилами дорожного движения в гололёд.
Если в буксире находится менее опытный водитель, чем в буксируемой машине, то таким водителям имеет смысл при возможности поменяться — так, чтобы более опытный водитель тащил менее опытного, потому что управление буксиром сложнее. Обязательно детально согласуйте маршрут движения.
Также перед стартом договоритесь, что означают условные сигналы друг другу — моргание дальним светом, звуковой сигнал, жесты руками.
Вопреки иногда встречающемуся мнению, водитель буксируемого автомобиля остаётся водителем, а не становится пассажиром едущей «на верёвочке» машины. Поэтому на него распространяются все те же самые ограничения, что и на обычных водителей. Например, иметь при себе водительское удостоверение или не находиться в состоянии алкогольного опьянения. Соответственно, необходимо также иметь документы на автомобиль и документы, подтверждающие право управления им.
Перед началом буксировки подготовьте оба автомобиля
Буксирующий автомобиль должен не сильно отличаться по массе от буксируемого и иметь неизношенный узел сцепления, а также полностью исправную систему охлаждения, так как при буксировке двигатель греется сильнее, чем обычно. Вкрутите в специальную резьбу в заднем бампере или под ним буксировочную проушину или найдите её под днищем в задней части машины. Зацепите за неё трос и если есть выбор, то сделайте это таким образом, чтобы он располагался «наискосок» по отношению к буксируемой машине. То есть, например, крепился на левой стороне буксира и при этом на правой — буксируемого. При движении необходимо включить ближний свет.
Закрепите трос к буксируемой машине в соответствии с рекомендациями выше.
На трос через каждый метр нужно привязать яркую ткань, чтобы он был заметен.
Заведите двигатель и прогрейте с помощью печки салон, чтобы оттаяли стёкла.
В случае, если мотор не заводится, очистьте стёкла вручную чтобы иметь достаточный обзор во все стороны и приоткройте окно, чтобы стёкла не «потели» изнутри. Если двигатель не заводится, то обязательно поверните ключ зажигания в положение «аккумулятор» (первый «щелчок») или «зажигание включено» (второй «щелчок»), чтобы разблокировать рулевую колонку — иначе при первом же повороте руль заблокируется в повёрнутом состоянии. Перед началом движения включите аварийную сигнализацию или закрепите на задней плоскости кузова знак аварийной остановки.
Буксировка автомобилей с разными типами трансмиссии
Машины с мкпп буксировать можно всегда — просто установите рычаг трансмиссии в «нейтраль» и держите ногу на педали тормоза. Буксировка автомобиля с акпп — вопрос более сложный.Обязательно изучите инструкцию к автомобилю на предмет возможности буксировки такой машины.
Часть автомобилей с «автоматами» буксировать нельзя в принципе, а оставшиеся можно, но с некоторыми оговорками.
Они могут касаться скорости движения, длины пути, выбору режима акпп. Если инструкции под рукой нет, и принято решение ехать на свой страх и риск — переведите селектор «автомата» в положение N и двигайтесь на минимально необходимое для буксировки расстояние со скоростью не выше 40 км/ч.
Советы буксирующему
- Не включайте аварийную сигнализацию — она будет мешать подаче сигналов поворота и информированию других участников дорожного движения. Вместо этого лучше включите противотуманные фары.
- При возможности держите связь с другим водителем при помощи рации или мобильного телефона с громкой связью — так будет проще и безопаснее обсуждать сложные внезапные манёвры.
- При трогании с места сначала натяните трос. Для этого надо плавно катиться вперёд, пока машина сзади не сработает как якорь и трос не натянется. После этого можно трогаться. На большинстве автомобилей придётся при трогании чуть менее резко отпускать сцепление и давать чуть больше газу.
- Старайтесь выкручивать каждую передачу до более высоких оборотов, чем обычно, а переключаться быстро, так как более тяжёлый автопоезд быстрее теряет инерцию, и мотору может не хватить упавших оборотов для вытягивания его с более низкой скорости на следующей передаче.
- В движении постоянно смотрите в зеркала заднего вида и оценивайте дистанцию и скорость автомобиля сзади. Так как трос будет неизбежно провисать, необходимо очень плавно разгоняться, чтобы не допустить рывков при очередном возникновении натяжения.
- Рассчитывайте радиус поворота. В крутые повороты надо заходить максимально широко (по внешнему радиусу) и так же из них выходить. Помните, что если вы буксируете автомобиль, у которого не заведён двигатель, скорость вращения его руля ниже, чем у вас и водитель может просто не успеть его повернуть — это особенно актуально на машинах с большими и широкими колёсами.
- При перестроениях заранее показывайте манёвр поворотником, дожидайтесь манёвра буксируемого, а после этого начинайте свой манёвр. Эта техника требует хорошей согласованности с водителем сзади.
- Не развивайте скорость больше 50 км/ч. Это требование ПДД.
- Тормозите максимально плавно, перед началом торможения сделайте несколько коротких касаний педали тормоза, чтобы проинформировать едущего сзади водителя о начале манёвра. Помните, что если вы буксируете автомобиль, у которого не заведён двигатель, его тормозной путь всегда длиннее вашего из-за неработающего усилителя тормозов.
- Тормозите заранее, если видите что скоро закончится зеленый свет. Если проезд на жёлтый свет одной машины просто опасен, то двух машин — очень опасен.
- Старайтесь избегать остановки на подъёмах, так как трогание после этого будет представлять собой ещё большую сложность и нагрузку на автомобиль.
- Перед подъёмом оценивайте их крутизну и количество доступной вам тяги двигателя — возможно, стоит понизить передачу, даже если в обычных условиях вы бы не стали этого делать.
- Избегайте обгонов на однополосных дорогах, так как при буксировке этот манёвр предельно сложен, если у обгоняющих и обгоняемого нет большой разницы в скорости.
Советы буксируемому
- Главное — следите за тросом, не допуская его провисания. Для этого при ослаблении натяжения стоит аккуратно притормаживать, не допуская таким образом сильных рывков буксирующего автомобиля назад.
- На торможениях (например, при подъезде к светофору) при минимальной скорости чуть сильнее нажмите на тормоз, чтобы трос оставался натянутым даже во время стояния. Так водителю буксира будет намного проще тронуться.
- При остановках не подкатывайтесь близко к буксиру, чтобы трос не намотался на элементы шасси.
- Рассчитывайте силу нажатия на педаль тормоза — при незаведённом двигателе не работает усилитель тормозов и снижается интенсивность торможения. Иными словами, давить на педаль нужно сильнее, чем обычно.
- Рассчитывайте скорость поворота руля — при незаведённом двигателе не работает гидроусилитель и для вращения руля приходится прикладывать больше сил.
- Регулярно следите за чистотой стёкол (особенно зимой) и смотрите в зеркала.
- При перестроениях следуйте сигналам буксира, по его сигналу начинайте перестроение первым.
По возможности подавайте другим водителям знаки о своих манёврах руками.
Выбор буксирного троса
В соответствии с Правилами дорожного движения, длина троса должна составлять от 4 до 6 метров. Важно, чтобы при эксплуатации он не был запутан или завязан узлами, а также стоит избегать однажды порванных и заново связанных тросов.
Стальной трос хоть и очень прочен, но слабо подходит для буксировки. Поэтому выбирайте матерчатый трос или синтетический трос, желательно с уже имеющимися яркими флажками. Примерьте крюк к проушине своей машины, оцените надёжность зацепления.
Правила буксировки транспортных средств
Добрый день, уважаемый читатель.
В предшествующей статье серии «Правила буксировки автомобиля» были рассмотрены виды буксировки и их основные особенности. Напомню, что речь шла о буксировке на гибкой сцепке, на жесткой сцепке, методом частичной погрузки.
В этой статье будут рассмотрены правила буксировки транспортных средств, которые являются общими для всех видов буксировки, а также возможные наказания за нарушения этих правил:
Буксирующее и буксируемое транспортные средства
Для начала рассмотрим различия понятий «буксирующее ТС» и «буксируемое ТС», которые довольно часто вызывают затруднения у водителей, впервые взявших в руки правила дорожного движения.
Буксирующее ТС — это автомобиль, который выполняет буксировку. Он находится спереди и тянет другой автомобиль с помощью гибкой или жесткой сцепки. На рисунке выше буксирующим транспортным средством является синий автомобиль.
Буксируемое ТС — это автомобиль, который находится сзади, т.е. автомобиль, который тянут на буксире. На картинке буксируемым транспортным средством является белый автомобиль.
Световые приборы при буксировке
Правила дорожного движения требуют, чтобы буксируемое (находящееся сзади) транспортное средство было выделено на дороге:
- Аварийкой (аварийной световой сигнализацией) или знаком аварийной остановки. Знак аварийной остановки допускается использовать только в том случае, если аварийная световая сигнализация неисправна. Сам знак в этом случае закрепляется на задней части буксируемого автомобиля.
- Габаритными огнями. При движении в темное время суток или в тоннелях.
Кроме того, не забывайте, что в 2020 году на всех движущихся транспортных средствах должны быть включены дневные ходовые огни, ближний свет фар или противотуманные фары.
То есть и на буксирующем, и на буксируемом транспортных средствах должен быть включен один из перечисленных типов световых приборов.
Максимальная скорость при буксировке
Максимальная скорость при буксировке составляет 50 км/ч (пункт 10.4 ПДД). Данная цифра не зависит от того, происходит буксировка в населенном пункте или за его пределами.
Буксировка на автомагистрали
Буксировка на автомагистрали в 2020 году не запрещена правилами дорожного движения.
Однако хочу напомнить, что если буксирующее и буксируемое транспортные средства не могут ехать быстрее 40 км/ч, то движение по автомагистрали для них является нарушением правил.
Стаж водителей при буксировке
В 2020 году водителем буксирующего транспортного средства может быть только человек, имеющий водительское удостоверение в течение 2-х или более лет. То есть начинающий водитель не может управлять буксирующим автомобилем. Подробнее о данном изменении от 4 апреля 2017 года Вы можете узнать в отдельной статье.
К водителям буксируемых транспортных средств подобные требования не предъявляются.
Условия, при которых запрещена буксировка транспортных средств
1. Знак «движение с прицепом запрещено» запрещает буксировку механических транспортных средств:
2. Запрещается буксировка мотоциклами без бокового прицепа, мопедами и велосипедами, а также буксировка таких транспортных средств. Т.е. мотоциклы, велосипеды и мопеды не могут выступать ни в качестве буксирующего, ни в качестве буксируемого транспортного средства.
3. Запрещается буксировка одновременно нескольких транспортных средств.
Примечание. При этом одновременная буксировка нескольких прицепов правилами не запрещается.
Штраф за неправильную буксировку
В настоящее время наказанием за нарушение правил буксировки является предупреждение или административный штраф в размере 500 рублей (статья 12.21 КоАП).
ДТП при буксировке
В случае ДТП, участниками которого являются буксирующее и буксируемое транспортные средства, виновником в большинстве случаев будет водитель буксируемого (находящегося сзади) автомобиля (пункт 10.1 ПДД).
Для предотвращения столкновения автомобилей следует придерживаться заранее оговоренной между водителями схемы торможения:
Например, сначала буксирующий автомобиль кратковременно нажимает на педаль тормоза, чтобы показать водителю буксируемого автомобиля, что вскоре состоится совместное торможение. После этого оба автомобиля одновременно начинают торможение.
При смене полосы движения первым должен перестроиться буксируемый (задний) автомобиль. Только после него перестраивается буксирующий. В противном случае буксируемому автомобилю может просто не хватить места в соседней полосе.
Скованные одной цепью. 7 важных правил буксировки машины
Как ни следи за автомобилем, рано или поздно он окажется «на щите» — точнее, на «галстуке». Закончившийся бензин, внезапная поломка двигателя или трансмиссии — и вот уже нужно срочно искать телефон эвакуатора. Или попросить помощи у других водителей? Буксировка на тросе сэкономит время и деньги, вот только не каждый автовладелец к ней готов, ведь сталкиваются с ней водители редко. Рассказываем семь принципов безопасной буксировки машины.
Шаг 1. Изучите правила
Начать стоит с изучения Правил дорожного движения, в которых 3 года назад как раз менялись требования к буксировке. Теперь они запрещают быть за рулём буксира водителям со стажем менее 2 лет — дотащить сломавшегося товарища до автосервиса или заправки новичок не имеет права. Логика в этом есть: буксировка — ответственная процедура, для которой нужен опыт. Так что уточняйте водительский стаж потенциального благодетеля, если вам предлагают такую помощь.
А вот буксируемым может быть любой водитель, имеющий водительские права соответствующей категории. А также документы на машину, страховку, номерные знаки, аптечку и остальной джентльменский набор — на автомобили в сцепке распространяются все стандартные требования к транспорту на дорогах.
В буксируемом автомобиле правила строго запрещают перевозить пассажиров — все люди, кроме водителя, должны пересесть в головную буксирующую машину. Кстати, не думайте, что инспекторов ГИБДД не интересуют автомобили на «галстуке» — всё ровно наоборот, поскольку таким способом часто угоняют машины. Поэтому убедитесь, что не нарушаете правила буксировки.
Расстояние между автомобилями в связке должно быть от 4 до 6 метров, а предельная скорость их движения ограничена 50 км/ч. Также учтите, что на гибкой сцепке (то есть на любом тросе) запрещено буксировать машину по гололёду.
Отдельно стоит сказать о правилах пользования световыми приборами. Аварийная сигнализация (мигающие поворотники) должна быть включена только у буксируемого автомобиля. Если она не работает — закрепите на крышке багажника знак аварийной остановки. Что касается автомобиля-буксира, то на нём аварийку включать не надо, чтобы не вводить в заблуждение других водителей при проезде перекрёстков. А вот ближний свет фар нужен обязательно.
И не забывайте, что в ПДД есть редкий знак 3.7 «Движение с прицепом запрещено», действие которого распространяется и на буксируемые автомобили.
Шаг 2. Приготовьте трос
В вашем багажнике ведь есть буксировочный трос, правда? По негласным правилам водительского этикета трос всегда достаёт буксируемый — ведь это ему оказывают помощь, ему и пачкать свою верёвку.
Убедитесь, что длина троса соответствует правилам (от 4 до 6 метров). Дополнительно на тросе нужно закрепить «предупредительные устройства» — щитки или матерчатые флажки размером 20×20 см со световозвращающими диагональными полосами красного и белого цвета. Скажем честно: этот пункт правил соблюсти сложнее всего — мало у кого из водителей есть эти флажки, а красные тряпки или окрашенные участки троса требованиям не соответствуют, поскольку не отражают свет. Буксировка без флажков грозит не только штрафом: в случае ДТП с другим автомобилем или пешеходом, не заметившим трос, ответственность будет нести водитель автомобиля-буксира — именно он обязан обеспечить безопасность буксировки.
Трос для буксировки должен быть эластичным и прочным: допустимый тоннаж, указанный на тросе, должен превышать массу буксируемой машины минимум вдвое. Никогда не используйте для буксировки металлический трос — он не гасит возникающие при рывках колебания, что разрушает буксировочные проушины автомобилей и сам трос.
Если у автомобилей есть несколько буксировочных проушин, крепите трос по диагонали (от левой задней проушины у первой машины к правой передней у второй, или наоборот) — это снизит риск наехать на трос колесом в повороте.
Шаг 3. Проверьте технику
Перед тем, как согласиться буксировать кого-либо, поинтересуйтесь: а что, собственно, случилось? Неисправные тормоза или проблемы с рулевым управлением автомобиля — однозначный повод вызывать эвакуатор, буксировка в этих случаях строго запрещена. Также нелишним будет убедиться, что автомобиль способен нормально ехать накатом — у него не заклинило мост, ступичный подшипник или тормозной механизм.
Для буксировки коробка передач всегда переводится в нейтральное положение (N). Буксировать автомобиль с «автоматом» можно, соблюдая простое правило «50/50»: не дальше 50 км и не быстрее 50 км/ч.
Если двигатель автомобиля исправен — обязательно буксируйте машину с работающим мотором, это сильно облегчит задачу. Но чаще буксир требуется именно из-за проблем с двигателем — в этом случае водителя «раненой» машины ждут сложности (о них — чуть ниже). По крайней мере, убедитесь, что ключ вставлен в замок зажигания и повёрнут, иначе руль заблокируется штатным замком прямо в движении. И подзарядите аккумулятор, чтобы работал клаксон и дальний свет — они понадобятся для коммуникации со второй машиной и подачи сигналов другим водителям и пешеходам.
Шаг 4. Подготовьтесь к неудобствам
В машине с заглушенным двигателем не работает почти ничего: нет ни усилителя руля, ни вакуумного усилителя тормозов, ни отопителя, ни кондиционера… Скажете, можно и без кондиционера обойтись при буксировке? Да, но в пасмурную погоду велик риск, что начнут сильно потеть стёкла — и ваше положение станет ещё менее завидным. Поэтому всё нужно предусмотреть заранее: приготовьте тряпку для протирки стёкол и приоткройте окна. Если дело происходит зимой — одевайтесь как можно теплее, чтобы не окоченеть в машине без печки.
Но главные неудобства доставляет отсутствие гидроусилителя руля (электроусилитель также не будет работать) и вакуумного усилителя тормозов — приготовьтесь к непривычно большим усилиям на руле и педали тормоза. Вспомните, каких огромных размеров «баранки» устанавливались в старых автомобилях, чтобы облегчить езду без усилителя. С современным маленьким рулём в руках вращать колёса будет ещё сложнее.
Шаг 5. Договоритесь о коммуникации
В дороге водителям нужно как-то коммуницировать друг с другом — договоритесь об этом заранее. Например, один сигнал клаксона — предложение остановиться при удобной возможности, а несколько коротких сигналов подряд — призыв остановиться немедленно (например, при обрыве троса). Головная машина должна прилежно включать поворотники при каждом перестроении, причём заранее, чтобы второй водитель знал о предстоящих манёврах.
Хорошо, если в обеих машинах есть рации. Но так бывает редко, поэтому рассчитывайте на мобильные телефоны — убедитесь, что они заряжены, и у обоих водителей есть номера друг друга. Если вы используете сим-карты одного оператора с безлимитным общением внутри сети, можно даже установить связь заранее, чтобы общаться на ходу. Только используйте гарнитуру или громкую связь, чтобы не отвлекаться от вождения.
Шаг 6. Продумайте маршрут
Будем честны: езда на верёвке в городском трафике — большой стресс. Между вами постоянно пытаются вклиниться другие машины или перебежать дорогу пешеходы, не замечая трос, что очень опасно. Маневрировать приходится в плотном потоке, а уж проезд по узким дворам — отдельный квест.
Чтобы облегчить себе задачу, тщательно продумайте маршрут. Избегайте сложных перекрёстков, узких участков и крутых поворотов-шпилек — на буксире лучше ехать более длинной, но простой дорогой. А если буксировка планируется заранее, выбирайте для неё утро выходного дня, когда количество машин на дорогах минимально.
Шаг 7. Рулите правильно
Наконец, мы добрались до главного — управления машинами в связке. Потрудиться придётся обоим водителям, и каждому предстоит решать свои специфичные задачи. Да, и никакой музыки в автомобилях — при буксировке очень важно слышать сигналы друг друга и реагировать на них.
Первый водитель (буксирующий)
Для водителя головной машины главное — всегда помнить о «хвосте», ведь автомобиль в некотором смысле становится на 10 метров длиннее. Замечали, по какой широкой дуге поворачивают грузовики-длинномеры? Чтобы буксируемая машина смогла вписаться в поворот, вам придётся перенять эту методику — оставлять с внутренней стороны поворота как можно больше места, создавая своему компаньону пространство для манёвра.
При буксировке нельзя допускать рывков — чем спокойнее вы будете трогаться, тем лучше. Если в автомобиле есть зимние режимы трансмиссии, используйте их для более плавной езды. И не забывайте об ограничении скорости — не более 50 км/ч.
Также первый водитель должен хорошо оценивать дорожную ситуацию, планируя свои действия на десятки метров вперёд. Светофор начал мигать жёлтым — не пытайтесь проскочить, чтобы не подставить «хвост» под стартующие машины. Впереди пробка — заранее займите нужный ряд, чтобы не толкаться, перестраиваясь в трафике.
Второй водитель (буксируемый)
Главная задача второго водителя — не въехать в задний бампер первому, чтобы не выглядеть максимально глупо. Без усилителя тормозов это сложнее, чем кажется — не отвлекайтесь, внимательно следите за стоп-сигналами первой машины и вовремя реагируйте на них.
Основной принцип безопасной езды на буксире — всегда держать трос натянутым. Если верёвка провисла (например, при движении накатом на спуске) — не стесняйтесь притормаживать, немного работая «плугом» в вашей связке. Натянутый трос — защита от вредных для трансмиссии рывков и от случайного наезда на трос колесом в повороте, что почти гарантированно приводит к его разрыву.
Безусловно, буксировка и езда на буксире — задачи для опытных водителей с хорошими навыками. Не торопитесь, будьте внимательны и спокойны — тогда всё получится. А если вы волнуетесь и не уверены в своих силах — вызывайте эвакуатор, так гораздо спокойнее.