Устройство бачка омывателя
Омыватель стекла автомобиля.
Впереди зима, поэтому самое время задуматься об омывателе стёкол автомобиля. Вообще небольшое устройство, о котором в хорошую погоду мы попросту забываем, напоминает о себе зимой – в слякоть или в межсезонье, когда после дождей на дорогах грязь. В эти периоды роль омывателя лобового стекла сложно переоценить, ведь он превращается в одно из ключевых устройств, обеспечивающих безопасность движения. При этом не следует забывать об омывателях заднего стекла и фар, если, конечно, автомобиль ими оснащён.
Виды и принцип действия омывателя стёкол
В большинстве автомобилей устанавливаются так называемые струйные устройства, которые обеспечивают попадание струи жидкости на стекло под большим давлением и определённым углом.
Конструктивно любой струйный омыватель состоит из насоса роторного типа, который обеспечивает давление в системе порядка 0.2-0.5 МПа, бачка для жидкости, форсунок, соединительных шлангов и блока управления. При включении насос нагнетает давление и жидкость из бачка по шлангам, которые, как правило, фактически представляют собой обычные пластиковые трубки, подаётся на форсунки и далее через них – на очищаемую поверхность. Форсунки стеклоомывателей бывают струйными и веерными. Первые оснащаются всего двумя соплами, через которые жидкость подаётся в виде струи. Веерные жиклёры представляют собой несколько сопл, объединённых в один блок. Они более эффективны, потому что разбрызгивают очиститель веером, захватывая и увлажняя сразу большую поверхность лобового стекла. К тому же в отличие от струйных в их конструкции имеется обратный клапан, который способствует быстрому созданию необходимого давления.
Как видно, конструкция и принцип работы омывателя стёкол просты и весь уход сводится к поддержанию всех элементов в рабочем состоянии. А это значит, что следует содержать систему в чистоте и заливать в бачок исключительно жидкости, не оставляющие осадок, который может привести к закупориванию трубок и форсунок.
Кроме струйных выпускаются также щёточные устройства, которые используются в системах очистки фар со стеклянным покрытием. Можно встретить также комбинированные варианты. Названия видов говорят сами за себя. Что касается конкретно омывателей фар, то в последнее время можно видеть современные автомобили с автоматическими системами. Они, конечно, «умные», более экономичные, но подходят больше для езды по европейским автобанам. На наших «родных» дорогах, которые, мягко говоря, далеки от совершенства, их лучше не использовать. Причины мы все хорошо знаем.
Основные неисправности в работе омывателя стёкол
Выход из строя этого устройства, да ещё и в самое неподходящее время всегда доставляет множество хлопот.
Основными причинами могут быть следующие.
Засор. Чаще всего причиной, почему не работает омыватель лобового стекла, является банальный засор форсунки, отложения на внутренних стенках трубок, препятствующие свободному проходу жидкости, а в зимнее время – лёд на форсунках, в трубках или в бачке. Лечение – следует промыть всю систему и лучше после тщательного мытья её продуть. Зимой, если замёрла система, следует поставить авто в тёплый гараж или на парковку. Как вариант – загнать автомобиль на СТО и прогреть феном.
Если промерзание произошло в таком месте, где тёплые парковки недоступны, можно попытаться прогреть систему теплом от работающего двигателя. Как правило, форсунки и шланги отогреваются уже через несколько минут. Если этого не произошло, используются специальные жидкости-незамерзайки. Вывод прост спецжидкости лучше всегда держать в багажнике. А вот прилагать механические усилия или тем более лить кипяток, как это рекомендуют некоторые «советчики», категорически нельзя. Ведь грубая физическая сила никогда не была помощником, а кипяток и мороз – вообще вещи несовместимые, как для омывателя и ЛКП капота, так и для других узлов и агрегатов авто.
Повреждённый шланг. Нередко случаются повреждения шлангов – разрывы, трещины, свищи. Всё это, естественно, приводит к разгерметизации системы. Как следствие, жидкость к форсункам перестаёт поступать.
Для устранения проблемы повреждённые шланги заменяются. Иногда шланг может отсоединиться со своего места во время тряски или перегнуться. В этих случаях необходимо выявить критическое место подсоединить шланг, принять меры к его закреплению или просто выровнять перегнувшийся.
Отсутствие питания. Так называемых «электрических неисправностей» может быть несколько. Самые простые и устранимые без обращения в автосервис – перегорание предохранителя или окисление клемм насоса. Остальные проблемы решаются диагностикой неисправности, починкой или заменой элементов.
Замена омывателя или его узлов при наличии достаточных практических навыков и простой системы, как, например, у омывателя стекла ВАЗ 2107 можно провести самостоятельно. В случаях отсутствия опыта ремонтных работ или при наличии сложной схемы, лучше не рисковать и обратиться к профессионалам.
В качестве профилактических мер, особенно в те периоды, когда устройство должно работать особо активно, лучше перед каждым выездом проверять его работоспособность. При неработающем омывателе лучше от поездки воздержаться до устранения неисправности.
Особое внимание жидкости для омывателя! Лучше использовать специальные составы.
Зимой в обязательном порядке нужно заливать в бачок незамерзающие жидкости. Причём во избежание неприятностей специалисты советуют приобретать продукцию только известных производителей, реальные характеристики которой полностью соответствуют заявленным требованиям.
Как работает омыватель лобового стекла?
Омыватель лобового стекла — деталь, которая есть в комплектации любой машины. Хоть устройство этого прибора несложное, а сам механизм очень компактный, нельзя умалять его роли в процессе управления автомобилем.
Омыватель отвечает за то, чтобы лобовое стекло можно было не только протереть щётками, но и помыть.
Он часто используется:
- в дождь. Так как грязь от проезжающих мимо машин без водной подачи будет просто размазываться дворниками по стеклу;
- в зной, когда стекло покрывается пылью и тушками насекомых. Если мух и комаров щётка ещё сможет смести без влаги, пыль она просто укатает в дорожки, не увеличив при этом видимости.
Как устроен омыватель?
Как мы уже сказали, это весьма несложный механизм, состоящий всего из трёх деталей:
Форсунки
Форсунки — это отверстия, через которые вода вырывается наружу. Они находятся напротив лобового стекла. Наблюдательные автолюбители наверняка заметили, что вода из форсунок попадает точно на середину стекла. Именно оттуда щёткам проще всего разносить её по периметру.
Бачок
Бачок омывателя лобового стекла — это резервуар, в котором хранится вода для омывания стекла. Чаще всего найти его несложно. Открыли капот — и бачок перед вами. Если вы впервые ищете бачок и ранее никогда его не видели, проследите, куда идут тоненькие трубки от форсунок.
Насос
Моторчик омывателя лобового стекла является сердцем насоса. Он очень маленький и больше походит на небольшой мотор от игрушечного автомобиля.
Несмотря на скромные размеры, это не монолитная, а составная деталь. Она состоит из сальников и рабочего колеса и щёток. Моторчик — электрический механизм. При помощи валов он соединяется с насосом.
Из-за скромности своих габаритов и частоты использования моторчик часто изнашивается и требует замены. Первым и единственным признаком его неисправности является прекращение подачи воды.
Работа омывателя
Теперь пришло время разобраться, как же функционирует описанное нами устройство. Принцип работы прибора несложен и будет понятен даже новичку теории машиностроения.
Изначально жидкость заливается в бачок. К нему подсоединена специальная трубка, по которой вода сможет протечь тонкой струйкой. На следующем участке установлен как раз насос с моторчиком. Когда водитель включает смачивание стекла, рабочее колесо начинает крутиться, с чем связан характерный звук, появляющийся при подаче воды.
Сам моторчик получает электрическое питание для работы от автомобиля. Поэтому при выключенных моторе и аккумуляторе он попросту не будет функционировать.
Насос перекачивает воду горизонтально по трубкам, ведущим к форсункам. Через отверстия форсунок вода вырывается наружу и тонкими струйками попадает на стекло. В этот момент начинают работать щётки, которые аккуратно разносят жидкость по стеклу, очищая его.
Чаще всего смачивание стекла провоцирует водитель из салона автомобиля. При этом он может давить на рычаг, нажимать специальную кнопку или вращать головку рычага.
Иногда система омывания соединена с датчиками видимости, которые определяют, что стекло слишком грязное, и самостоятельно включают подачу воды.
Если омыватель не работает
Причины выхода из строя этого прибора разнообразны. Мы упомянем здесь самые распространённые:
- Причиной может быть засор. Чтобы его устранить придётся промыть всю систему или даже дополнительно продуть её.
- Дырявые шланги. Если шланги негерметичны, если на их поверхности присутствуют трещины и дырки, то вода не поступит к форсункам. В таком случае придётся заменить ветхие шланги.
- Не поступает энергия. Проверьте, надёжно ли закреплены валы электрического насоса и электродвигателя.
- Коррозия моторчика. С коррозией можно справиться при помощи стирательной резинки.
- Иные повреждения моторчика. При иных повреждениях моторчик, вероятно, придётся выбросить и заменить на новый.
Это основные сведения о работе стеклоомывателя. Мы будем рады, если вы поделитесь своим мнением об этой статье в комментариях.
Омыватель лобового стекла — схема и неисправности
Омыватель лобового стекла – очень важная деталь машины. О том, как устроен вышеупомянутый прибор для стекол и как его правильно эксплуатировать, – ниже в статье.
Устройство и принцип работы омывателя стекла
Хорошенько запачкать окно можно не только когда на улице сырость и грязь, но даже тогда, когда тепло и солнечно, и погода не предвещает неприятностей. В такие моменты может даже потребоваться срочная остановка для очистки ветрового, а, может, и заднего стекла для обеспечения лучшей видимости.
Итак, омыватель предназначен для того, чтобы в любую погоду струя воды смогла смочить окно, благодаря чему щетки дворников беспрепятственно уберут грязь. Если сделать это без предварительной очистки стекла, тогда есть риск повредить его царапинами. А это, как известно, никому не поможет.
Схема устройства очистки ветрового окна
Механизм омывателя состоит из нескольких главных деталей, от которых зависит работа:
- бачок;
- насос;
- трубка омывателя лобового стекла;
- обратный клапан омывателя лобового стекла;
- форсунки.
В бачке, как можно понять из названия, содержится вода для омывания. Насос и форсунки подают воду на стекла. У некоторых машин, как было сказано выше, предусмотрена возможность установить омыватель заднего стекла с веерными форсунками. Веерный жиклер поможет уберечь не только лобовое, но и заднее окно от непогоды.
Насос тоже состоит из нескольких деталей:
Обратный клапан стеклоомывателя предназначен для того, чтобы подпускать воду к форсункам. Тогда вода мгновенно будет поступать на окно при работе насоса. Эта деталь приспосабливается к прибору, но не является обязательной для установки. Схема будет работать и без нее.
Ветровое стекло автомобиля
Причины неисправности
Есть такие поломки, которые можно починить своими руками, главное — знать причину. О некоторых возможностях возникновения неполадок мы узнаем ниже (автор видео — MitayTv).
Халатность водителя
Схема поиска неисправности проста:
- Если омыватель лобового стекла не работает, когда вы дали соответствующую команду, первое, на что следует обратить внимание – жидкость в бачке. Возможно ее просто нет, потому механизм не реагирует. Чтобы исправить ситуацию, следует купить жидкость и залить в бачок, который в большинстве случаев расположен под капотом.
- Если время года зимнее, а на улице, ко всему прочему, жгучий мороз и вы недавно меняли жидкость, возможно она замерзла. Чтобы решить эту проблему нужно загнать машину в бокс на несколько часов и прогреть до рабочей температуры. Воду лучше всего заменить «зимней» устойчивой к морозам жидкостью.
Механические повреждения
Есть несколько механических проблем, которые также стоит осветить:
- Если в бачке проверена жидкость и с ней все в порядке, но проблема не исчезла, возможно вода не доходит до форсунок. В этом случае целесообразно проверить шланг омывателя лобового стекла, ведущий от насоса к форсункам на предмет разрыва. Шланг стеклоомывателя может быть не только оборван, он мог соскочить или оказаться перетянутым. А если установлен тройник омывателя, нужно проверить все три контакта.
- Если засорились форсунки, а это при использовании обычной проточной воды из-под крана может случаться очень часто. Можно проверить деталь на наличие загрязнений при помощи стабильной подачи воды. Если вода проходит через шланг свободно, значит форсунки нужно прочистить или заменить.
Веерные форсунки
Поломки по электрической части
Так как весь процесс омывателя работает от электричества, можно предположить, что возникшая поломка связана именно с тем, что подача энергии прекратилась.
Если насос не качает воду и не поставляет ее в форсунки, нужно рассмотреть следующие причины:
- Вышел из строя предохранитель. В блоке предохранителей нужно найти тот, который отвечает за подачу воды на ветровое стекло и диагностировать на наличие неисправностей визуально и экспериментально.
- Возникла проблема в цепи передачи команды от системы управления автомобиля к устройству. Если сломался выключатель или механизм никак не реагирует на команды, есть вероятность, что в схеме цепи возникли разрывы. Чтобы убедиться в неисправности, нужно проверить отсутствие напряжения в клеммах насоса прибора при помощи мультиметра.
- Поломка самого насоса. Если в клеммы попадет вода, тогда контакты могут окислиться и омыватель стекла перестанет работать.
Фотогалерея «Очередность проверки деталей»
На фотографиях предоставлена схема проверки прибора.
Заключение
Омыватель, как мы выяснили, — достаточно важная деталь для автомобиля. Это удобный механизм для безопасной поездки водителя и пассажиров, а также устройство, защищающее окно от грязи, пыли, осадков, царапин.
Искать проблемы в отказе работы нужно таким образом:
- Проверить первым делом жидкость в бачке устройства. Если ее нет – залить. Зимой необходимо обеспечить омыватель лобового стекла морозоустойчивой жидкостью.
- Затем тщательно осмотреть все детали механизма на наличие повреждений и дефектов.
- Проверить всю электрику, а также контакты, проводку, цепи и, конечно же, предохранитель.
Форсунки для очистки стекла
Видео «Работа обратного клапана»
О том, как работает клапан системы омывателя, можно узнать из видео от автора Роман Романов.
Бачок омывателя: чистое стекло — безопасный и комфортный автомобиль
В каждом автомобиле присутствует система, обеспечивающая чистоту лобового стекла в любых условиях — стеклоомыватель. Вода или незамерзающая жидкость для омывателя хранится в специальной емкости — бачке. О бачке стеклоомывателя, его типах, конструкции, обслуживании и ремонте читайте в данной статье.
Назначение бачка стеклоомывателя
Лобовое стекло в процессе эксплуатации автомобиля подвергается значительному загрязнению — на нем появляются пыль и грязь, пятна от насекомых, смола от деревьев и т.д. Все это ухудшает обзор и снижает безопасность автомобиля, а также влияет и на его внешний вид. А у автовладельца далеко не всегда есть возможность сделать остановку и промыть стекло, поэтому уже давно в автомобилях используется специальная система очистки лобового стекла во время движения — стеклоомыватель.
Стеклоомыватель — вспомогательная система автомобиля, предназначенная для быстрого удаления загрязнений с лобового или заднего стекла, не требующая остановки и покидания салона (кабины). В общем случае стеклоомыватель имеет крайне простое устройство: его основу составляет бачок с запасом омывающей жидкости, в который встроен насос (а в некоторых случаях и датчик уровня жидкости), жидкость от насоса по трубкам подается на жиклеры (форсунки), разбрызгивающие ее на стекло.
Важную роль омывателя играет его бачок, на эту деталь возложено несколько функций:
- Хранение запаса жидкости для длительной работы стеклоомывателя;
- Подача жидкости на форсунки (обеспечивается встроенным насосом);
- Возможность контроля уровня жидкости (с помощью меток на бачке и по встроенному датчику);
- Функции корпусной детали для установки насоса и датчика уровня.
Рассмотрим конструкцию и особенности бачка омывателя подробнее.
Типы, устройство и особенности бачков омывателей
Все бачки стеклоомывателей, независимо от типа и применимости, имеют принципиально одинаковую конструкцию и состоят из следующих деталей:
- Корпус — емкость, которая служит для хранения жидкости и монтажа остальных компонентов стеклоомывателя. На корпусе предусмотрена заливная горловина с винтовой крышкой;
- Насос (или насосы) для подачи жидкости к форсункам. В некоторых стеклоочистителях старого образца насос находится отдельно, в том числе это может быть ручной или ножной насос, установленный на приборной панели или на полу (как в ранних модификациях ВАЗ-2101 и 2102);
- Датчик уровня омывающей жидкости (не во всех бачках);
- Кронштейны, хомуты, выемки под кронштейны и другие компоненты крепления бачка.
Основой бачка выступает корпус, он может быть двух основных типов:
- Мягкий (эластичный) — такие бачки часто использовались в прошлом веке, они за свою характерную форму были прозваны «грелками»;
- Жесткий — современный тип бачков, о котором пойдет речь дальше.
Корпус бачка — пластиковый, изготавливается из полупрозрачного материала, что позволяет визуально оценивать количество жидкости в бачке. Пластик также решает проблему замерзания воды в бачке — этот материал при расширении льда не лопается и после размораживания бачок полностью сохраняет свои качества. По типу конструкции бачки бывают:
- Цельнолитые — корпус бачка отливается из пластика методом экструзии и является единой деталью;
- Составные — корпус изготавливается из двух литых пластиковых деталей, которые затем соединены жестко или с возможностью разборки.
Независимо от конструктивного типа бачка, на нем выполняется несколько элементов:
- Заливная горловина для установки винтовой крышки;
- Винтовая крышка, зачастую крышки имеют пластиковые уздечки, исключающие потерю;
- Отверстие (или отверстия) для монтажа водяного насоса в сборе с мотором (или двух насосов);
- Отверстие для монтажа датчика уровня омывающей жидкости;
- Кронштейны или хомуты для монтажа бачка;
- Отметки уровня омывающей жидкости (а также вертикальные желобки, через которые удобнее контролировать уровень жидкости).
Объем бачком может быть различным — от 1,5 до 5,2 и более литров. Чем больше бачок, тем реже его нужно заполнять, однако большой бачок сложнее разместить в подкапотном пространстве, поэтому сегодня эти детали могут иметь самые замысловатые формы. Наиболее сложную форму имеют бачки легковых автомобилей (особенно компактных), а в грузовиках бачки омывателей имеют традиционную прямоугольную или круглую (цилиндрическую) форму.
Бачки омывателей делятся на несколько типов по количеству и месту расположения насосов, по способу крепления и по наличию датчика уровня.
По количеству и месту расположения насосов бачки бывают:
- С одним насосом в верхней части бачка — это классические бачки, которые использовались на очень многих отечественных легковых автомобилях, и все еще находят применение в автомобилях ГАЗель, УАЗ, некоторых грузовиках и т.д.;
- С одним насосом в нижней части бачка — это современные бачки, в которых используется компактный насос, установленный наклонно у нижнего края одной из боковых стенок (для этого в бачке предусмотрена специальная ниша);
- С двумя насосами в нижней части бачка — это бачки предыдущего типа с одним дополнительным насосом. Причем многие производители предлагают одну модель бачка в двух модификациях — с одним и с двумя насосами, в остальном они идентичны.
В бачках первых двух типов питание всех форсунок (жиклеров) стеклоомывателей осуществляется только одним насосом. В бачке третьего типа питание жиклеров осуществляется индивидуальными насосами, что повышает эффективность обмыва стекла.
Монтаж насосов на бачке осуществляется через отверстия, в которые вставлены резиновые уплотнительные втулки. Насос, установленный сверху бачка, дополнительно может фиксироваться пластиковой накидной гайкой или фланцем на защелках. Насосы, расположенные в нижней части бачка, удерживаются за счет упругости резиновых втулок и дополнительного крепежа не имеют.
По типу крепления бачки бывают двух основных типов:
- Крепление с помощью кронштейнов, отформованных непосредственно на бачке;
- Крепление с помощью отдельных хомутов или корзин.
В первом случае бачок держится за счет присутствующих на его стенках кронштейнов, проушин или других компонентов. Во втором случае бачок вставляется в металлическую корзину либо удерживается закрепленным на кузове хомутом (металлическим или пластиковым), и т.д. Сегодня одинаково широкое распространение получили все указанные виды крепежа.
Наконец, бачки могут оборудоваться датчиком уровня, который сигнализирует о низком уровне омывающей жидкости. Датчики уровня устанавливаются в отдельное отверстие в верхней части бачка, а на приборной панели автомобиля расположен соответствующий индикатор.
В целом, бачки стеклоомывателей имеют простую конструкцию, что сказывается на их обслуживании и ремонте.
Техническое обслуживание, ремонт и замена бачка стеклоомывателя
Бачок омывателя в большинстве случаев не нуждается в техническом обслуживании и может верно служить в течение всего срока эксплуатации автомобиля. Однако в бачке по различным причинам могут возникать неисправности, которые необходимо устранять.
Наиболее частая проблема — замерзание воды в бачке при наступлении холодов. Обычно это не имеет серьезных последствий, однако делает невозможным использование стеклоомывателя. В этом случае необходимо разморозить бачок, что можно сделать с помощью добавки горячей воды или продувкой с помощью фена, также можно просто загнать машину в гараж или на подземную парковку.
Из неисправностей можно отметить следующие:
- Отсоединение трубок от насоса (насосов);
- Отсоединение электрических колодок питания насоса и датчика;
- Поломка насоса;
- Трещины в бачке или полное разрушение бачка.
Первые две неисправности устраняются просто — достаточно вернуть на место трубки и разъемы. С насосом (насосами) дела могут быть сложнее. Например, может просто выйти из строя электромотор насоса, и в этом случае придется менять весь узел. Частой проблемой является проворачивание вала мотора в оси крыльчатки насоса — такое бывает при включении стеклоомывателя с замороженной водой, крыльчатка вмерзает в воду и вал мотора просто проворачивается в ней. В этом случае можно выполнить ремонт, но иногда проще заменить насос в сборе.
А при повреждении бачка никаких вариантов, кроме его замены, нет. Конечно, многие автовладельцы пытаются запаивать или иначе ремонтировать корпус бачка, но обычно такой ремонт дает недолговечный результат.
Замена бачка омывателя в общем случае производится следующим образом:
- Опустошить бачок (вылить воду, слить незамерзающую жидкость шприцем или грушей);
- Снять все трубки и электрические разъемы;
- Выкрутить болты или винты крепления бачка, демонтировать бачок;
- Прочистить место установки бачка;
- Установить новый бачок в обратном порядке. При этом можно использовать детали старого бачка — насосы и датчик (если они исправны).
Эта работа проста и поддается рукам даже неопытного автовладельца. При правильной замене бачка стеклоомыватель будет работать надежно, обеспечивая чистоту лобового стекла в любых условиях.