Evasamara.ru

Авто журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Винтовой домкрат это

Типы автомобильных домкратов. Назначение, конструкция и сферы применения

Автомобильный домкрат — это специальный механизм, позволяющий производить текущий ремонт грузового или легкового автомобиля в тех случаях, когда данный ремонт должен проводиться без опоры автомобиля на колёса, а также смену колес непосредственно на месте поломки или остановки. Удобство современного домкрата — в его мобильности, малом весе, надежности и простоте обслуживания.

Наиболее часто домкратами пользуются водители легковых и грузовых автомобилей, автотранспортные предприятия (особенно их выездные бригады), автосервисы и шиномонтажи.

Основные характеристики

Грузоподъемность (обозначается в килограммах или тоннах) — максимальная масса груза, который может поднять домкрат. Для определения того, подойдёт ли домкрат для подъёма данного автомобиля, необходимо, чтобы его грузоподъёмность была не ниже аналогичного показателя штатного домкрата или быть не ниже ½ полной массы автомобиля.

Опорная площадка — нижняя опорная часть домкрата. Она, как правило, больше верхней опорной части, чтобы обеспечить как можно меньшее удельное давление на опорную поверхность, и снабжается выступами-«шипами», чтобы предотвратить скольжение домкрата по опорной площадке.

Подхват — часть домкрата, предназначенная для упора в автомобиль или поднимаемый груз. На винтовых или реечных домкратах для старых моделей отечественных автомобилей представляет собой откидывающийся стержень, на других, как правило, жестко закрепленный кронштейн (подъемную пяту).

Минимальная (начальная) высота подхвата (Нmin) — наименьшее расстояние по вертикали от опорной площадки (дороги) до подхвата в его нижнем рабочем положении. Начальная высота должна быть небольшой, для того чтобы домкрат вошел между опорной площадкой и элементами подвески или кузова.

Максимальная высота подъема (Нmax) — наибольшее расстояние по вертикали от опорной площадки до подхвата при поднятии груза на полную высоту. Недостаточная величина Нmax не позволит использовать домкрат для поднятия транспортных средств или прицепов, у которых места, предназначенные для установки домкрата, находятся на большой высоте. В случае нехватки высоты возможно использование проставочных подушек.

Максимальный рабочий ход домкрата (Lmax) — наибольшее перемещение подхвата по вертикали от нижнего до верхнего положения. Если рабочий ход недостаточен, домкрат может не «оторвать» колесо от дороги.

Существует несколько видов домкратов, которые классифицируются по типу конструкции:

  1. Винтовые домкраты
  2. Реечные домкраты
  3. Гидравлические домкраты
  4. Пневматические домкраты

1. Винтовые домкраты

Винтовые автомобильные домкраты бывают двух видов — телескопические и ромбические. Винтовые домкраты пользуются популярностью у автолюбителей. При этом ромбические домкраты, грузоподъёмность которых варьируются от 0,5 т до 3 т, наиболее популярны у владельцев легковых автомобилей и часто входят в комплект штатного дорожного инструмента. Телескопические домкраты при грузоподъемности до 15 т незаменимы для автомобилей класса внедорожников и LCV различных видов.

Главная деталь винтового домкрата — это винт с шарнирнозакрепленной грузоопорной чашкой, приводимый во вращение рукояткой. Роль несущих элементов выполняют стальной корпус и винт. В зависимости от направления вращения рукоятки, винт поднимает или опускает подхватную площадку. Удержание груза в нужном положении происходит за счет торможения винта, что обеспечивает безопасность работы. Для горизонтального перемещения груза используется домкрат на салазках, снабженных винтом. Грузоподъемность винтовых домкратов может достигать 15 тонн.

Основные преимущества винтовых домкратов:

  • значительный рабочий ход и высота подъема;
  • малый вес;
  • низкая цена.

Винтовой домкрат надежен в эксплуатации. Это обусловлено тем, что груз фиксирует трапецеидальная резьба, и при подъеме груза гайка вращается вхолостую. Кроме того, к достоинствам этих инструментов относят прочность и устойчивость, а также то, что они могут работать без дополнительных подставок.

2. Реечные домкраты

Основной деталью реечного домкрата является грузонесущая стальная рейка с опорной чашкой для груза. Важная особенность реечного домкрата — это низкое расположение подъемной площадки. Нижний конец рейки (лапа) имеет прямой угол для подъема грузов с низко расположенной опорной поверхностью. Поднятый на рейке груз удерживается стопорными устройствами.

2.1. Рычажные

Рейка выдвигается качающимся приводным рычагом.

2.2. Зубчатые

В зубчатых домкратах приводной рычаг заменен на шестеренку, которая через редуктор вращается при помощи приводной рукоятки. Чтобы груз был надежно зафиксирован на определенной высоте и в нужном положении, одна из шестеренок снабжена стопорным механизмом — храповиком с «собачкой».

Реечные домкраты грузоподъемностью до 6 тонн имеют одноступенчатую передачу редуктора, от 6 до 15 тонн — двухступенчатую, свыше 15 тонн — трехступенчатую.

Такие домкраты можно использовать и в вертикальном и в горизонтальном положении, они удобны в эксплуатации, хорошо ремонтируются и являются универсальным средством для подъема и фиксации груза.

3. Гидравлические домкраты

Гидравлические домкраты, как следует из названия, работают за счет создания давления жидкости. Основные несущие элементы: корпус, выдвигаемый поршень (плунжер) и рабочая жидкость (как правило, гидравлическое масло). Корпус может быть одновременно направляющим цилиндром для поршня и резервуаром для рабочей жидкости. Усиление от приводной рукоятки передается через рычаг на нагнетающий насос. При движении вверх жидкость из резервуара подается в полость насоса, а при нажатии нагнетается в полость рабочего цилиндра, выдвигая плунжер. Обратному перетеканию жидкости препятствуют всасывающий и нагнетательный клапаны.

Для опускания груза открывается запорная игла перепускного клапана, и рабочая жидкость вытесняется из полости рабочего цилиндра обратно в резервуар.

К достоинствам гидравлических домкратов относятся:

  • высокая грузоподъемность — от 2 до 200 т;
  • жесткость конструкции;
  • устойчивость;
  • плавность хода;
  • компактность;
  • небольшое усилие на приводной рукоятке;
  • высокий КПД (75-80%).

К недостаткам можно отнести:

  • небольшую высоту подъема за один рабочий цикл;
  • сложность конструкции;
  • невозможно точно отрегулировать высоту опускания;
  • у таких домкратов могут произойти значительно более серьезные поломки, чем у механических подъемных устройств. Поэтому они сложнее в ремонте.

Существует несколько видов гидравлических домкратов.

3.1. Классические бутылочные домкраты

Одним из самых универсальных и удобных видов является одноштоковый (или одноплунжерный) бутылочный домкрат. Часто такие домкраты входят в состав штатного дорожного инструмента грузовых автомобилей различных классов, от лёгкотоннажных коммерческих автомобилей до крупнотаннажных автопоездов, а также дорожно-сторительной техники. Такой домкрат можно использовать даже в качестве силового узла прессов трубогибов, труборезов и т.п.

3.2. Телескопические (или двухплунжерные) домкраты

Отличается от одноштоковых лишь наличием телескопического штока. Такие домкраты позволяют поднимать груз на большую высоту, либо уменьшить высоту подхвата, сохранив при этом максимальную высоту подъёма.

Имеют грузоподъемность от 2 до 100 т и более. Корпус — это одновременно и направляющий цилиндр для плунжера, и резервуар для рабочей жидкости. Подъемная пята у домкратов грузоподъемностью до 20 т находится в верхней части винта, ввернутого в плунжер. Это позволяет при необходимости, выворачивая винт, увеличить начальную высоту домкрата.

Существуют конструкции гидравлических домкратов, где для привода насоса используется электродвигатель, подключаемый к бортовой сети автомобиля, либо пневмопривод.

При выборе гидравлического бутылочного домкрата необходимо учитывать не только его грузоподъемность, но и высоты подхвата и подъема, так как рабочего хода при достаточной грузоподъемности может не хватить для поднятия автомобиля.

Гидравлические домкраты требуют контроля уровня жидкости, состояния и герметичности сальников.

При нечастом использовании таких домкратов рекомендуется при хранении не затягивать до конца запорный механизм. Их работа возможна только в вертикальном положении и только (как и любых гидравлических домкратов) для подъема, а не для длительного удерживания груза.

3.3. Подкатные домкраты

Подкатные домкраты представляют собой низкий корпус на колесиках, из которого гидроцилиндром поднимается рычаг с подъемной пятой. Удобству работы способствуют съемные площадки, изменяющие высоты подхвата и подъема. Не следует забывать, что для работы с подкатным домкратом требуется ровная и твердая поверхность. Поэтому данный тип домкратов, как правило, применяется в автосервисах и шиномонтажных мастерских. Самыми распространёнными являются домкраты грузоподъёмностью от 2 до 5 тонн.

4. Пневматические домкраты

Пневматические домкраты незаменимы в случае небольшого зазора между опорой и грузом, при малых перемещениях, точном монтаже, если предстоит работа на рыхлом, неровном или болотистом грунте.

Пневматический домкрат представляет собой плоскую резинокордную оболочку из особой усиленной ткани, увеличивающуюся по высоте при подаче в неё сжатого воздуха (газа).

Грузоподъёмность пневмодомкрата определяется рабочим давлением в пневмоприводе. Пневматические домкраты бывают нескольких типоразмеров и разной грузоподъемности, как правило, 3 – 4 – 5 тонн.

Главный недостаток пневматических домкратов — их высокая стоимость. На неё влияют относительная сложность конструкции, связанная в основном с герметизацией соединений, дорогостоящая технология изготовления герметичных оболочек и, наконец, небольшие промышленные партии выпуска.

Ключевые характеристики при выборе домкрата:

  1. Грузоподъемность — максимально возможная масса поднимаемого груза.
  2. Начальная высота подхвата — минимально возможное расстояние по вертикали между опорной поверхностью и опорной точкой механизма в нижнем рабочем положении.
  3. Высота подъема — предельное расстояние от опорной поверхности до максимальной рабочей точки, она должна позволять без труда снять любое колесо.
  4. Подхват — часть механизма, которая предназначена для упора в поднимаемый предмет. Многие реечные и винтовые домкраты имеют подхват, выполненный в виде откидного стержня (такой способ крепления подходит не для всех автомобилей, что ограничивает его сферу применения), тогда как подхват гидравлических, ромбических и других моделей выполнен в виде жестко закрепленного кронштейна (подъемной пяты).
  5. Рабочий ход — перемещение подхвата по вертикали от нижнего до верхнего положения.
  6. Вес домкрата.
Читать еще:  Как сделать винтовой домкрат своими руками

Правила безопасности при работе с домкратами

Работая с домкратами, необходимо соблюдать основные правила техники безопасности при работе с домкратами.

При замене колеса и при производстве ремонтных работ с поднятием и вывешиванием автомобиля требуется:

  • зафиксировать колеса с противоположной домкрату стороны в обоих направлениях, чтобы избежать откатки автомобиля и падения его с домкрата или подставки. Для этого можно использовать специальные башмаки;
  • после поднятия кузова на необходимую высоту, независимо от конструкции домкрата, установить под несущие элементы кузова (пороги, лонжероны, раму и т.д.) надежную подставку. Категорически запрещается работать под автомобилем, если он стоит только на домкрате!

Все о винтовых домкратах

Винтовой домкрат – один из главных инструментов, который в обязательном порядке должен быть в наборе даже у начинающего автомобилиста. С помощью домкрата можно быстро и эффективно заменить колесо, без особенных усилий приподнять автомобиль для проведения дальнейшего технического обслуживания. Инструмент компактный и не особенно тяжелый, что снижает его стоимость. Моделей на рынке сегодня представлено много, каждый автолюбитель сможет подобрать для себя что-то максимально подходящее, а можно и собрать необходимый экземпляр своими руками.

Устройство и принцип работы

Домкрат винтовой – автомобильный подъемник, предназначенный в основном для легковых машин. Он компактный, устойчивый и имеет ряд особенностей:

  • в конструкции предусмотрена плоскость, которая при подъеме делает ношу устойчивой и снижает риск возникновения аварийных ситуаций во время ремонта;
  • домкрат может прослужить намного дольше минимального срока при соблюдении рекомендованного уровня нагрузок;
  • инструмент устойчив к неблагоприятным воздействиям со стороны окружающей среды.

Конструкция домкрата простая, основное его назначение – поднимать и фиксировать груз в одном положении на строго определенной высоте. Инструмент работает на основе элементарных законов физики, крутящийся момент создает поступательное движение, которое позволяет поднимать и фиксировать груз. Основными частями в конструкции служат: гайка, винт и редуктор.

Важно! Инструмент регулярно нужно смазывать и следить за состоянием механизма. Особенно это касается моделей с одной гайкой и редуктором. При превышении нагрузок или отсутствии смазки домкрат быстро сломается.

Есть также гидравлический домкрат со своими особенностями: он более надежен за счёт наличия механического тормоза в конструкции. Редуктор передает момент на гайку, тем самым осуществляется подъем. А в нужный момент, при достижении максимального уровня высоты, срабатывает тормозной механизм, а положение автомобиля фиксируется.

На рынке появился и модернизированный ручной домкрат, в конструкции которого предусмотрено наличие специальных подъемных роликов. Это делает конструкцию более надежной, так как снижается сила трения. В результате инструмент служит гораздо дольше и эффективнее, чем его аналоги.

Какие бывают?

Существуют различные виды винтовых домкратов с червячным редуктором, но основная задача каждого инструмента остается неизменной – подъем и фиксация груза в определенном положении на время ремонта. Наличие винта помогает поднять автомобиль без дополнительных приспособлений в виде веревок или цепей.

Чаще всего, в условиях российских дорог, используется вертикальный рычажно-винтовой домкрат. Масса автомобиля может составлять до одной тонны.

Главными в конструкции являются рычаги и винт. Угол между рычагами меняется с помощью специальной ручки. Такие инструменты малогабаритны, имеют небольшую высоту и рабочий ход. Конструкция жесткая, опора широкая. Их плюс заключается в простоте и универсальности при проведении ремонтных работ.

Стоечный

Этот тип конструкции с длинным ходом может иметь несколько винтов, что повышает показатель грузоподъемности. Дополнительно в механизме присутствует жесткий корпус и резьба, один винт вкручивается в другой, что гарантирует определённую высоту подъёма. Единственный минус таких конструкций в их весе и небольшой высоте подъема (при одном винте).

Телескопический

Вид домкратов, работающих за счет наличия цилиндра и опорной точки, гарантирующей фиксацию груза в заданном положении. Иногда в таких моделях предусмотрен распорный механизм, который увеличивает рабочие показатели. В цилиндре ключевое место занимает специальный поршень, который обеспечивает соединение с остальными частями механизма. Если конструкция гидравлическая, то предусматривается и наличие насоса с жидкостью. Разность в уровне жидкости и дает эффективность работы.

Поршень в этом случае выполняет функцию подкачки с помощью клапанов. Один из них находиться возле цилиндра и препятствует попаданию масла на ключевые части механизма. Под давлением сохраняется положение жидкости в резервуаре. Давление при спуске груза снижается равномерно, а рабочая жидкость в процессе работы возвращается в резервуар.

Кабельные

Миф о том, что домкраты используются только для замены колес, давно уже не выдерживает никакой критики. На дороге инструмент используется именно для этого, но это далеко не единственное его предназначение. Всё зависит от вида инструмента и особенностей конструкции.

Кабельный домкрат предназначен для поднятия барабанов. Применяется как отдающее устройство в процессе перемотки и прокладки кабеля. Используя его, гораздо проще перемотать или смотать кабель полностью.

Ось домкрата продевается через центральное отверстие барабана и фиксируется между втулок и конусов. Конструкция дополнительно получает защиту в виде рамок и, только после этого, наступает черед работы для подъемного механизма. Подъем в обычных моделях может быть осуществлен до 100 мм. Конструкция у кабельных домкратов может быть винтовой, рычажной или гидравлической. Все зависит от того, какой именно инструмент требуется пользователю для работы.

Промышленные

Промышленные домкраты – грузоподъемные устройства совершенно другого класса, предназначенные для профессионально-технического обслуживания широкого спектра автомобилей. Их конструкции могут быть с трещоткой или винтами, но главное, что их отличает – высокие технические характеристики.

Например, механические домкраты промышленного типа обладают грузоподъемностью более 20 тонн. А показатели гидравлических моделей этой же линейки могут достигать до 200 тонн. Всё это сочетается с прочностью и фиксированной высотой подъёма груза. Понятно, что для домашней мастерской такой вариант не подойдет.

Но именно промышленные домкраты используются во многих сервисных центрах для обеспечения работ самого разнообразного профиля.

С электроприводом

Несмотря на свое название такие домкраты вполне способны к автономной работе, их совсем не обязательно постоянно подключать к розетке. Подойдет и бортовая электросеть, домкрат будет работать, даже если двигатель вышел из строя. Алгоритм работы достаточно прост:

  • устройство подключается к сети;
  • с помощью пульта дистанционного управления создается необходимая высота;
  • домкрат самостоятельно поднимает груз.

Стоимость такого устройства будет несколько выше, чем у других моделей. Иные характеристики остаются прежними, но особое внимание стоит уделять устойчивости, это влияет на равновесие груза.

Другие

Если говорить о других типах инструментов, то для самостоятельного изготовления больше подойдет мини пластиковый домкрат, именно такой вариант комплектуется сегодня к большинству автомобилей российского производства. Обычно такие устройства относятся к стоечным домкратам и имеют простую винтовую конструкцию с резьбой. В конструкции предусмотрены два винта. Поднятие автомобиля происходит именно с их помощью, а потом груз надежно фиксируется. Удобство использования такой конструкции для каждого индивидуально, многим водителям проще и привычнее прибегать к помощи гидравлических моделей. Но механическую модель легче транспортировать.

Рейтинг моделей

При покупке домкрата для автомобиля следует рассмотреть не только лучшие модели и отзывы, но и основные параметры. На современном рынке представлены экземпляры грузоподъемностью в 2-3 тонны и до 16-20 тонн. Более мощные модели имеют и более высокий показатель. Например, можно приобрести домкрат с грузоподъемностью от 50 до 100 тонн включительно. У таких инструментов более узкий спектр использования, но они более устойчивы к негативным внешним воздействиям на протяжении всего срока эксплуатации.

Разные домкраты имеют разную конструкцию, резьбовой будет отличаться соответственно резьбой в ключевых узлах, а в конструкции ромбического домкрата будут присутствовать несколько рычагов, соединенных шарнирами. Шарниры крепятся на опору или платформу, служащую основанием для всего механизма. Внешне все это очень напоминает ромб, отсюда инструмент и получил такое название.

Помимо основных характеристик следует обращать внимание на бренд и габариты инструмента. В числе известных моделей с минимальной грузоподъемностью рассмотрим ряд изделий.

  • «Зубр 43040-1» – подойдет для однотонных грузов. Высота подъема составляет 383 миллиметра, этого будет достаточно для большинства легковых автомобилей.
  • STVOL SDR2370 поднимает уже 2 т, но максимальная высота при этом меньше, чем у предыдущей модели на 13 см. Малотоннажные автомобили среднего класса могут с легкостью получить обслуживание с помощью данного инструмента.
  • Inforce T10202 тоже имеет грузоподъемность 2 тонны, но высота подъёма составляет 395 мм.
Читать еще:  Винтовой домкрат бутылочного типа

Разброс моделей чрезвычайно широк, но это всего лишь несколько доступных по ценовой категории примеров.

Критерии выбора

В зависимости от предполагаемых целей меняются и критерии выбора домкратов для автомобилей. Начинающему пользователю надо сразу решить, нужен ли для работы ручной домкрат или электрический. В обоих случаях учитывают массу автомобиля и уровень нагрузки, которую должно выдерживать устройство в процессе работы.

Важно! Точность расчета домкрата для прицепа или автомобиля в целом определяет предполагаемый уровень мощности, рабочий ход и максимальная высоту, на которую нужно будет поднять груз. Многое зависит от типа конструкции домкрата. Например, при использовании гидравлики учитывается мощность двигателя и уровень нагрузки на рукоять домкрата.

Помимо этого есть ряд основных характеристик, на которые стоит обращать внимание при покупке домкрата.

  1. Грузоподъемность – параметр, который учитывается в зависимости от марки автомобиля пользователя. Для универсального использования в данном случае действует правило «чем больше – тем лучше».
  2. Высота подъема груза – аналогично первому случаю. Но здесь важно учитывать конструктивные особенности автомобиля, так как его дно может быть оснащено желобами и ячейками.

На рынке особенной популярностью пользуется электромеханический домкрат, сочетающий в себе преимущества нескольких моделей. Иногда такой инструмент или его простой механический аналог идет в комплекте с машиной. При покупке особенное внимание следует уделить документации, показателям мощности и веса. Это поможет выбрать инструмент для подъема грузов правильно.

Как пользоваться винтовым домкратом для легкового автомобиля

Автомобильный домкрат сегодня — неотъемлемое приспособление, которое есть почти у каждого автовладельца. Потому как простейшая поломка, связанная с необходимостью снятия колеса, без домкрата станет неразрешимой в дорожных условиях. В материале данной статьи мы рассмотрим, как пользоваться винтовым домкратом правильно и безопасно, а также разберем преимущества и недостатки распространенных моделей винтовых домкратов.

Содержание:

Преимущества и недостатки винтовых домкратов

Винтовой домкрат для легкового автомобиля предназначен для подъема на небольшую высоту легковых автомобилей и малотоннажных грузовиков массой до 3 тонн. На сегодняшний день наибольшее распространение получили четыре конструкции. Рассмотрим преимущества и недостатки каждой из них:

  1. Ромбический винтовой домкрат. Самая распространенная конструкция. Представляет собой четыре шарнирно соединенные винтовой передачей балки, которые имеют форму ромба.

ремонтопригодность, высокая устойчивость, компактность, отсутствие смещения точки закрепления на кузове
в процессе подъема

быстрый выход из строя даже
при небольшой деформации несущих элементов, не самая простая
конструкция

Рычажно-винтовой домкрат. Второй по распространенности. Самый дешевый вариант из всех, что обусловливает высокий спрос на него.

простота конструкции, низкая стоимость

слабая устойчивость, смещение точки опоры в процессе подъема

Комбинированный домкрат. Включает в себя конструктивные особенности рычажно-винтового и ромбического домкратов.

хорошая устойчивость, прочность конструкции

сложность исполнения, высокая стоимость, смещение опорных точек
в процессе работы

Стоечный винтовой домкрат. Простой вариант. Использовался для отечественных автомобилей. Для его применения на кузове автомобиля должно быть предусмотрено специальное посадочное место под штифт.

дешевизна, простота конструкции, устойчивость

ограниченность применения,
слабая ремонтопригодность

Винтовой домкрат бутылочного типа. В основном применяется как дополнительная опора, но может выполнять и функцию обычного автомобильного домкрата.

устойчивость, надежность, большие поднимаемые веса

ограниченность применения, практически неремонтируемый вариант

Простота механизма в совокупности с правильной эксплуатацией делает любой винтовой домкрат практически вечным приспособлением.

Как работает винтовой домкрат

Принцип работы винтового домкрата для легкового автомобиля заключается в перемещении рамной конструкции в заданном направлении под действием смещения гайки винтовой передачи.

Например, в ромбическом домкрате винт с одной стороны закреплен во втулке с возможностью вращения. С противоположной стороны находится гайка, которая жестко закреплена в точке соединения стоек. При вращении винт перемещает гайку и изменяет расстояние между противоположными точками ромбической конструкции. Если горизонтальные противоположные точки приближаются, то вертикальные отдаляются, что и является рабочим движением на подъем.

Другие домкраты работают по примерно таким же алгоритмам с той лишь разницей, что направление рабочих движений в кинематических схемах и рычажные системы отличаются.

Исключением является домкрат бутылочного типа. Он не использует в своей конструкции систему рычагов: здесь работает телескопический принцип винтовой передачи. Но ограниченность диапазона рабочих высот делает этот домкрат малопригодным для обычного легкового автомобиля.

Как правильно пользоваться винтовым домкратом

Работа с использованием автомобильного домкрата сопряжена с определенными рисками. Вывешенный автомобиль находится в неустойчивом состоянии и падение с домкрата может быть чревато травмами или повреждением машины. Поэтому необходимо соблюдать определенные правила при использовании домкрата.

В первую очередь, перед поднятием какой-либо части автомобиля, желательно выбрать для этого подходящую площадку. Устанавливать автомобиль на наклонной плоскости, в грязи или на песке опасно. Во-первых , сам домкрат может находиться в неустойчивом положении. Во-вторых , автомобиль, который остался на трех опорах, может в любой момент потерять свою устойчивость.

Второе — это правильный выбор точки контакта домкрата с кузовом. Большинство современных автомобилей имеет специальные усиленные места для установки домкрата. Иногда эти места закрываются пластиковыми заглушками, тогда ошибиться сложно. В других случаях они располагаются на расстоянии 5–10 см от колесной арки и имеют утолщенное ребро жесткости. Устанавливать домкрат нужно на максимально близком расстоянии к колесу. Так снизится нагрузка, которая будет воздействовать на домкрат.

Перед началом подъема необходимо убедиться, что домкрат установлен строго вертикально. Изначальная установка с перекосом усугубится в процессе подъема, и машина может съехать с домкрата.

Перед подъемом автомобиль нужно застопорить всеми возможными средствами. Если вывешивается переднее колесо, следует затянуть стояночный тормоз. Если заднее — подложить противооткатные упоры под передние колеса. В зависимости от типа привода можно включить первую или заднюю передачу.

Сначала автомобиль приподнимается не небольшую высоту, желательно даже без полного отрыва поднимаемого колеса от поверхности дорожного покрытия. Проверяется устойчивость путем раскачки автомобиля.

Если автомобиль находится в устойчивом положении, то выполняется медленный подъем. В процессе необходимо контролировать положение домкрата. Если начинается перекос, не нужно рисковать! Лучше потратить лишних пару минут и «переподнять» автомобиль заново.

После подъема автомобиля и перед началом работ нужно подставить под кузов козелок или телескопическую подставку. Нельзя подкладывать колеса, кирпич и другие подручные средства. Известно много случаев, когда такие импровизированные подставки подводили в самый неподходящий момент, и человек получал травмы (порой — несовместимые с жизнью).

После подъема на требуемую высоту домкрат необходимо немного опустить, чтобы порог автомобиля лег с минимальным давлением на подставку. Это даст дополнительную точку опоры и повысит устойчивость.

И главное: никогда не теряйте бдительности!

В нашем блоге вы также можете ознакомиться со статьёй о линейке масел «ЛУКОЙЛ».

Типы автомобильных домкратов. Назначение, конструкция и сферы применения

Автомобильный домкрат — это специальный механизм, позволяющий производить текущий ремонт грузового или легкового автомобиля в тех случаях, когда данный ремонт должен проводиться без опоры автомобиля на колёса, а также смену колес непосредственно на месте поломки или остановки. Удобство современного домкрата — в его мобильности, малом весе, надежности и простоте обслуживания.

Наиболее часто домкратами пользуются водители легковых и грузовых автомобилей, автотранспортные предприятия (особенно их выездные бригады), автосервисы и шиномонтажи.

Основные характеристики

Грузоподъемность (обозначается в килограммах или тоннах) — максимальная масса груза, который может поднять домкрат. Для определения того, подойдёт ли домкрат для подъёма данного автомобиля, необходимо, чтобы его грузоподъёмность была не ниже аналогичного показателя штатного домкрата или быть не ниже ½ полной массы автомобиля.

Опорная площадка — нижняя опорная часть домкрата. Она, как правило, больше верхней опорной части, чтобы обеспечить как можно меньшее удельное давление на опорную поверхность, и снабжается выступами-«шипами», чтобы предотвратить скольжение домкрата по опорной площадке.

Подхват — часть домкрата, предназначенная для упора в автомобиль или поднимаемый груз. На винтовых или реечных домкратах для старых моделей отечественных автомобилей представляет собой откидывающийся стержень, на других, как правило, жестко закрепленный кронштейн (подъемную пяту).

Читать еще:  Масло в домкрат гидравлический какое

Минимальная (начальная) высота подхвата (Нmin) — наименьшее расстояние по вертикали от опорной площадки (дороги) до подхвата в его нижнем рабочем положении. Начальная высота должна быть небольшой, для того чтобы домкрат вошел между опорной площадкой и элементами подвески или кузова.

Максимальная высота подъема (Нmax) — наибольшее расстояние по вертикали от опорной площадки до подхвата при поднятии груза на полную высоту. Недостаточная величина Нmax не позволит использовать домкрат для поднятия транспортных средств или прицепов, у которых места, предназначенные для установки домкрата, находятся на большой высоте. В случае нехватки высоты возможно использование проставочных подушек.

Максимальный рабочий ход домкрата (Lmax) — наибольшее перемещение подхвата по вертикали от нижнего до верхнего положения. Если рабочий ход недостаточен, домкрат может не «оторвать» колесо от дороги.

Существует несколько видов домкратов, которые классифицируются по типу конструкции:

  1. Винтовые домкраты
  2. Реечные домкраты
  3. Гидравлические домкраты
  4. Пневматические домкраты

1. Винтовые домкраты

Винтовые автомобильные домкраты бывают двух видов — телескопические и ромбические. Винтовые домкраты пользуются популярностью у автолюбителей. При этом ромбические домкраты, грузоподъёмность которых варьируются от 0,5 т до 3 т, наиболее популярны у владельцев легковых автомобилей и часто входят в комплект штатного дорожного инструмента. Телескопические домкраты при грузоподъемности до 15 т незаменимы для автомобилей класса внедорожников и LCV различных видов.

Главная деталь винтового домкрата — это винт с шарнирнозакрепленной грузоопорной чашкой, приводимый во вращение рукояткой. Роль несущих элементов выполняют стальной корпус и винт. В зависимости от направления вращения рукоятки, винт поднимает или опускает подхватную площадку. Удержание груза в нужном положении происходит за счет торможения винта, что обеспечивает безопасность работы. Для горизонтального перемещения груза используется домкрат на салазках, снабженных винтом. Грузоподъемность винтовых домкратов может достигать 15 тонн.

Основные преимущества винтовых домкратов:

  • значительный рабочий ход и высота подъема;
  • малый вес;
  • низкая цена.

Винтовой домкрат надежен в эксплуатации. Это обусловлено тем, что груз фиксирует трапецеидальная резьба, и при подъеме груза гайка вращается вхолостую. Кроме того, к достоинствам этих инструментов относят прочность и устойчивость, а также то, что они могут работать без дополнительных подставок.

2. Реечные домкраты

Основной деталью реечного домкрата является грузонесущая стальная рейка с опорной чашкой для груза. Важная особенность реечного домкрата — это низкое расположение подъемной площадки. Нижний конец рейки (лапа) имеет прямой угол для подъема грузов с низко расположенной опорной поверхностью. Поднятый на рейке груз удерживается стопорными устройствами.

2.1. Рычажные

Рейка выдвигается качающимся приводным рычагом.

2.2. Зубчатые

В зубчатых домкратах приводной рычаг заменен на шестеренку, которая через редуктор вращается при помощи приводной рукоятки. Чтобы груз был надежно зафиксирован на определенной высоте и в нужном положении, одна из шестеренок снабжена стопорным механизмом — храповиком с «собачкой».

Реечные домкраты грузоподъемностью до 6 тонн имеют одноступенчатую передачу редуктора, от 6 до 15 тонн — двухступенчатую, свыше 15 тонн — трехступенчатую.

Такие домкраты можно использовать и в вертикальном и в горизонтальном положении, они удобны в эксплуатации, хорошо ремонтируются и являются универсальным средством для подъема и фиксации груза.

3. Гидравлические домкраты

Гидравлические домкраты, как следует из названия, работают за счет создания давления жидкости. Основные несущие элементы: корпус, выдвигаемый поршень (плунжер) и рабочая жидкость (как правило, гидравлическое масло). Корпус может быть одновременно направляющим цилиндром для поршня и резервуаром для рабочей жидкости. Усиление от приводной рукоятки передается через рычаг на нагнетающий насос. При движении вверх жидкость из резервуара подается в полость насоса, а при нажатии нагнетается в полость рабочего цилиндра, выдвигая плунжер. Обратному перетеканию жидкости препятствуют всасывающий и нагнетательный клапаны.

Для опускания груза открывается запорная игла перепускного клапана, и рабочая жидкость вытесняется из полости рабочего цилиндра обратно в резервуар.

К достоинствам гидравлических домкратов относятся:

  • высокая грузоподъемность — от 2 до 200 т;
  • жесткость конструкции;
  • устойчивость;
  • плавность хода;
  • компактность;
  • небольшое усилие на приводной рукоятке;
  • высокий КПД (75-80%).

К недостаткам можно отнести:

  • небольшую высоту подъема за один рабочий цикл;
  • сложность конструкции;
  • невозможно точно отрегулировать высоту опускания;
  • у таких домкратов могут произойти значительно более серьезные поломки, чем у механических подъемных устройств. Поэтому они сложнее в ремонте.

Существует несколько видов гидравлических домкратов.

3.1. Классические бутылочные домкраты

Одним из самых универсальных и удобных видов является одноштоковый (или одноплунжерный) бутылочный домкрат. Часто такие домкраты входят в состав штатного дорожного инструмента грузовых автомобилей различных классов, от лёгкотоннажных коммерческих автомобилей до крупнотаннажных автопоездов, а также дорожно-сторительной техники. Такой домкрат можно использовать даже в качестве силового узла прессов трубогибов, труборезов и т.п.

3.2. Телескопические (или двухплунжерные) домкраты

Отличается от одноштоковых лишь наличием телескопического штока. Такие домкраты позволяют поднимать груз на большую высоту, либо уменьшить высоту подхвата, сохранив при этом максимальную высоту подъёма.

Имеют грузоподъемность от 2 до 100 т и более. Корпус — это одновременно и направляющий цилиндр для плунжера, и резервуар для рабочей жидкости. Подъемная пята у домкратов грузоподъемностью до 20 т находится в верхней части винта, ввернутого в плунжер. Это позволяет при необходимости, выворачивая винт, увеличить начальную высоту домкрата.

Существуют конструкции гидравлических домкратов, где для привода насоса используется электродвигатель, подключаемый к бортовой сети автомобиля, либо пневмопривод.

При выборе гидравлического бутылочного домкрата необходимо учитывать не только его грузоподъемность, но и высоты подхвата и подъема, так как рабочего хода при достаточной грузоподъемности может не хватить для поднятия автомобиля.

Гидравлические домкраты требуют контроля уровня жидкости, состояния и герметичности сальников.

При нечастом использовании таких домкратов рекомендуется при хранении не затягивать до конца запорный механизм. Их работа возможна только в вертикальном положении и только (как и любых гидравлических домкратов) для подъема, а не для длительного удерживания груза.

3.3. Подкатные домкраты

Подкатные домкраты представляют собой низкий корпус на колесиках, из которого гидроцилиндром поднимается рычаг с подъемной пятой. Удобству работы способствуют съемные площадки, изменяющие высоты подхвата и подъема. Не следует забывать, что для работы с подкатным домкратом требуется ровная и твердая поверхность. Поэтому данный тип домкратов, как правило, применяется в автосервисах и шиномонтажных мастерских. Самыми распространёнными являются домкраты грузоподъёмностью от 2 до 5 тонн.

4. Пневматические домкраты

Пневматические домкраты незаменимы в случае небольшого зазора между опорой и грузом, при малых перемещениях, точном монтаже, если предстоит работа на рыхлом, неровном или болотистом грунте.

Пневматический домкрат представляет собой плоскую резинокордную оболочку из особой усиленной ткани, увеличивающуюся по высоте при подаче в неё сжатого воздуха (газа).

Грузоподъёмность пневмодомкрата определяется рабочим давлением в пневмоприводе. Пневматические домкраты бывают нескольких типоразмеров и разной грузоподъемности, как правило, 3 – 4 – 5 тонн.

Главный недостаток пневматических домкратов — их высокая стоимость. На неё влияют относительная сложность конструкции, связанная в основном с герметизацией соединений, дорогостоящая технология изготовления герметичных оболочек и, наконец, небольшие промышленные партии выпуска.

Ключевые характеристики при выборе домкрата:

  1. Грузоподъемность — максимально возможная масса поднимаемого груза.
  2. Начальная высота подхвата — минимально возможное расстояние по вертикали между опорной поверхностью и опорной точкой механизма в нижнем рабочем положении.
  3. Высота подъема — предельное расстояние от опорной поверхности до максимальной рабочей точки, она должна позволять без труда снять любое колесо.
  4. Подхват — часть механизма, которая предназначена для упора в поднимаемый предмет. Многие реечные и винтовые домкраты имеют подхват, выполненный в виде откидного стержня (такой способ крепления подходит не для всех автомобилей, что ограничивает его сферу применения), тогда как подхват гидравлических, ромбических и других моделей выполнен в виде жестко закрепленного кронштейна (подъемной пяты).
  5. Рабочий ход — перемещение подхвата по вертикали от нижнего до верхнего положения.
  6. Вес домкрата.

Правила безопасности при работе с домкратами

Работая с домкратами, необходимо соблюдать основные правила техники безопасности при работе с домкратами.

При замене колеса и при производстве ремонтных работ с поднятием и вывешиванием автомобиля требуется:

  • зафиксировать колеса с противоположной домкрату стороны в обоих направлениях, чтобы избежать откатки автомобиля и падения его с домкрата или подставки. Для этого можно использовать специальные башмаки;
  • после поднятия кузова на необходимую высоту, независимо от конструкции домкрата, установить под несущие элементы кузова (пороги, лонжероны, раму и т.д.) надежную подставку. Категорически запрещается работать под автомобилем, если он стоит только на домкрате!
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector