Самодельный реечный домкрат своими руками
Как сделать реечный домкрат своими руками?
Домкрат – это незаменимый инструмент как для монтажников, так и для простых автомобилистов. Наиболее удобными в эксплуатации считаются реечные домкраты. Такой инструмент должен лежать в багажнике у каждого, особенно если учесть, что его можно без особого труда сделать своими руками.
Особенности
Все без исключения реечные домкраты работают по одному принципу. При взаимодействии храпового механизма с рейкой корпус домкрата начинает подниматься, а вместе с ним поднимается и поддетый предмет.
При этом реечные домкраты бывают двух видов: механические и электронные. Понятно, что электронные модели куда удобнее, так как непосредственное участие владельца сводится к минимуму. Однако при этом они ещё и довольно дорогие, а собрать подобное устройство дома весьма трудная задача, требующая от вас познаний не только в механике, но и в электронике.
Механические реечные домкраты, в свою очередь, делятся ещё на два подвида: зубчатые и рычажные. Поднятия корпуса в рычажном домкрате происходит за счёт нажатия на рычаг, а в зубчатом – благодаря рукоятке с шестерёнками.
Даже самые простые модели реечных домкратов могут поднимать вес до 8 тонн, чего вполне хватит для автомобиля. А также существуют и более продвинутые модели (для строительных работ), которые могут поднимать вес от 10 до 20 тонн.
Главным же минусом реечных домкратов считают их габариты. Всё те же простые модели весят около 40 килограммов, а вес строительных моделей может доходить до центнера.
Тем, кто решит сделать реечный домкрат своими руками, следует учесть несколько важных нюансов.
- Одной из главных частей реечного домкрата является его опорная площадка. Именно она влияет на устойчивость всей конструкции, что очень важно, учитывая, что речь идёт о поднятии грузов весом в несколько тонн.
- Ещё одним необходимым элементом является кронштейн. При его изготовлении и использовании нужно обязательно учитывать высоту подъёма.
- Чем ниже будет опускаться подхват, тем лучше. Системы с низким подхватом могут поднимать грузы даже с земли.
По факту сделать домкрат своими руками не так трудно. При наличии хотя бы минимального опыта вы наверняка справитесь и без посторонней помощи.
При этом создание домкрата своими руками всегда выходит дешевле его покупки.
Подготовка
Перед тем как приступить к созданию собственного домкрата, нужно немного подготовиться. Начать лучше с теоретической части и определиться, какой домкрат вам нужен: какая нужна грузоподъёмность (для поднятия машины или подойдёт вариант попроще), какой тип механизма предпочитаете и, вообще, продумать все нюансы.
После этого вам понадобится подходящая схема. А ещё нужно подготовить материалы и инструменты. Для отдельных моделей могут понадобиться дополнительные детали, но неизменными «ингредиентами» для создания реечного домкрата являются:
- швеллер (небольшой кусок 200-го размера);
- квадратная профильная труба с минимальной толщиной стенок в 2 миллиметра;
- полоса из 8-миллиметровой стали;
- различные гайки, болты, пружины и другие мелкие детали.
Список необходимых инструментов также невелик:
- дрель;
- гаечный ключ;
- болгарка;
- сварочный аппарат.
После того как все приготовления будут завершены, можно приступать к работе.
Все размеры, указанные для деталей, к слову, лишь приблизительные. Вы вполне можете брать как более, так и менее надёжные варианты.
Но помните, что от толщины и размеров деталей будет зависеть грузоподъёмность вашего домкрата.
Инструкция по изготовлению
В сети можно найти много разных инструкций по изготовлению реечных домкратов: есть как простые объяснения, где всё показывают «на пальцах», так и подробные разборы с чертежами и размерами.
Такой же широкий выбор предлагается и в плане исполнения. Здесь можно найти и механические домкраты, и электронные, и трёхступенчатые и, вообще, какие угодно. Разобрать их все мы, разумеется, не сможем.
Но всё же попробуем создать самый простой самодельный домкрат с рычажным механизмом. Выглядит этот процесс следующим образом:
- для начала берутся кусок швеллера шириной в 60 миллиметров и профильная труба;
- на швеллере по бокам размечаются, а затем и проделываются 2 отверстия, ширина которых должна быть на пару миллиметров больше, чем ширина профильной трубы;
- затем берём трубу (например, водопроводную) и отрезаем от неё кусок чуть длиннее, чем ширина швеллера;
- привариваем трубу к швеллеру примерно посередине (это не так важно);
- теперь берём стальную полосу и размечаем её так, чтобы получилось 3 отрезка – 2 по краям около 200 миллиметров, а между ними один шириной в 65-70 миллиметров;
- слегка надрезаем отмеченные места болгаркой, а затем сгибаем на 90 градусов по линии надреза и провариваем линию сгиба – в результате получится бука «П»;
- на концах получившейся детали делаем 2 отверстия диаметром чуть больше, чем обрезок трубы;
- берём ось диаметром чуть меньше, чем отверстие в трубе, и длиной в 65-70 миллиметров, соединяем все 3 детали и привариваем;
- делаем 2 отверстия диаметром в 12 миллиметров по бокам швеллера, берём пруток с соответствующим диаметром, вставляем и привариваем;
- делаем 2 фиксатора – небольшие прямоугольники с отверстиями под профильную трубу;
- берём 4 гайки и привариваем 2 из них к фиксатору, а 2 изнутри к швеллеру, засовываем фиксатор внутрь конструкции, и соединяем гайки пружинами;
- во втором фиксаторе делаем овальное отверстие;
- изготавливаем упор для фиксатора и привариваем его к швеллеру снизу, а сверху привариваем болт с той же стороны, где приваривали гайки;
- надеваем на болт пружину, соединяем все детали, и закрепляем второй фиксатор при помощи гайки;
- остаётся только приварить рычаг и опорную площадку – домкрат готов.
Инструкция может казаться немного трудной, однако на практике всё выходит намного проще. Перед тем как приступать к работе, лучше всего пару раз перечитать её, продумать в голове всю процедуру от начала до конца и уточнить непонятные моменты.
Получившееся в итоге приспособление вполне сможет удовлетворить нужды рядового потребителя и поднимет вверх любой легковой автомобиль.
Если вдруг захотите увеличить грузоподъёмность домкрата, нужно лишь выбрать более прочные детали.
О том, как сделать реечный домкрат своими руками, смотрите в следующем видео.
Реечный домкрат своими руками
Каждый из видов автомобильных домкратов имеет свой функционал, свои особенности и свои недостатки. Причём чаще всего имеет и определённую область работы, чего не скажешь о по-настоящему универсальном приспособлении, которое выпускает уже более ста лет компания Bloomfield Manufacturing Company, Индиана, США. Устройство разработал и запатентовал инженер Филипп Джон Харра, который позже основал компанию по выпуску этих волшебных и незаменимых домкратов.
Автомобильный реечный домкрат, что это
Изначально реечный домкрат использовался только как подъёмное устройство для железнодорожных вагонов, но позже, с развитием автомобильной промышленности, плотно поселился в среде автомобилистов и пока, с 1905 года, не знает себе равных. Его нечасто используют для простой замены колес. Для этого есть приспособления и покомпактнее и поудобнее в работе. Реечный домкрат — это официальное название устройства. А те, кто с ним знаком поближе, называют его хай джек.
Hi-Lift Jack может не только приподнять автомобиль, но умеет и толкать, тянуть, подпереть и переместить тяжёлый гружёный автомобиль, работать как ручная лебёдка, пресс или растяжка. Где это все может пригодиться? Да где угодно, начиная от гаража при ремонте ходовой или демонтаже балки, коробки, двигателя, заканчивая сложными внедорожными рейдами, где Hi-Lift Jack и прочно прописался.
Конструкция домкрата хай джек
Настоящий внедорожник отличается от пижонского кроссовера как раз тем, что у него на запаске или на экспедиционном багажнике в любом случае лежит реечный домкрат Своими руками конструировать Hi-Lift Jack не имеет смысла. Цена не оправдывает средства, да и требования к материалам слишком высокие. А вот знать как он устроен и представлять правила его использования полезно и даже необходимо, если у вас в гараже стоит внедорожник.
Конструкция универсального домкрата предельно проста. Он состоит из нескольких основных деталей:
Вот его схема на фото. Механизм подъёма. перемещается по перфорированной рейке, зацепляясь за отверстия.
Чугун или сталь?
Довольно просто, не так ли? Но весь фокус в том, что состав чугуна или стали для изготовления устройства жёстко регламентирован. В его составе нет никаких секретов, но именно удачная пропорция элементов материала, представленная в таблице, позволяет домкрату выдерживать высокие нагрузки и служить очень долго.
Компания Hi-Lift производит несколько модификаций домкратов, отличающихся между собой длиной перфорированной рейки и материалом, из которого изготовлены основные элементы конструкции. Грубо говоря, можно купить два вида Hi-Lift Jack — чёрного и ярко-красного цветов. Разница в том, что у чёрного хай-джека опорный башмак, механизм подъёма. и рукоятка выполнены методом штамповки из стали, а у красных приспособлений все отлито из чугуна особого состава.
Дополнительные аксессуары своими руками
Расширить функционал хай-джека помогает огромное количество аксессуаров, которые можно как купить, так и сделать своими руками. Их набор диктуется потребностями водителя и параметрами автомобиля. Фокус в том, что использовать устройство для подъёма. или перетаскивания автомобиля можно практически на любой поверхности. Если под ногами песок или раскисшая глина, пригодится дополнительная опора, которая идёт в комплекте с домкратом, но вместо неё можно использовать все, что есть под руками — бревно, камень, широкая доска.
Прелесть Hi-Jack в том, что он может работать с автомобилем любой высоты, даже с приподнятыми внедорожниками. Для этого также используются некоторые аксессуары, позволяющие поднять кузов и оторвать колесо от земли, зацепив Hi-Jack прямо за колёсный диск, металлический бампер, силовой обвес или отбойник. Аксессуар отлично крепится на силовой бампер и не занимает места в багажнике, также есть отдельно крепление домкрата на запасное колесо, на экспедиционный багажник, на борт пикапа.
Домкрат вместо лебёдки
Но и это не все возможности Hi-Jack. Устройство может спокойно заменить ручную лебёдку и вытащить автомобиль из любой грязной истории. Причём любой автомобиль, поскольку грузоподъёмность устройства, в зависимости от материала изготовления, может достигать трёх тонн. За один подход можно продвинуть машину на длину рейки. Правда, для этого все равно нужна цепь или трос, но те, кто отправляются бороздить бездорожье, запасаются и цепями и тросами.
Реечный домкрат не требует сложного ухода, после использования его достаточно промыть водой и смазать трущиеся детали. В продаже есть и канадские устройства, есть домкраты и китайского производства, есть и отечественные. Однако тест реечных домкратов показал преимущества и выносливость именно фирменного устройства Hi-Lift Jack. Цена чугунного домкрата — около 9 тысяч рублей, а стальной штампованный стоит на несколько тысяч меньше. Китайская копия при этом обойдётся в 5-6 тысяч. Рисковать нет никакого смысла. Удачных всем дорог и азартного бездорожья!
Как сделать своими руками реечный домкрат?
Домкраты принято использовать в процессе ремонта автомобилей, хотя такое устройство оказывается незаменимым и при сооружении мостов, а также прокладке электролиний. Чтобы такое оборудование оказалось максимально эффективным, следует отдать предпочтение реечной модели. При наличии базовых знаний и опыта ее можно сделать своими руками.
Виды и принцип работы
Все реечные домкраты могут быть электрическими или с ручным приводом. Несмотря на такое различие, принцип работы устройства сохраняется. Так, происходит взаимодействие храпового механизма с рейкой. Корпус поднимают и перемещают по рейке. Здесь предусмотрена опора и рычаг. Также есть механический кожух, защищающий все детали от возможного загрязнения.
Реечные модели делятся на две группы:
- зубчатые – здесь предусмотрена рукоятка с шестеренками;
- рычажные – такие домкраты приводят в движение благодаря рычагу.
Самое простое оборудование поднимает вес, не превышающий 8 т. В продаже встречаются особые модели, предназначенные для выполнения различных строительных работ. Благодаря сложной конструкции они способны выдерживать вес около 10 т. Этот показатель у одноступенчатых разновидностей составляет 15 т, а у трехступенчатых – 20 т. Причем удастся перемещать груз по горизонтали и вертикали.
Инструмент работает при приложении определенного усилия на соответствующий механизм. При необходимости удается даже поднимать груз непосредственно с земли. Этому способствует низкий подхват.
Главным недостатком всех реечных домкратов считаются их внушительные габариты. Так, оборудование, предназначенное для работы с грузами в 5 т, имеют вес около 40 кг. Соответственно, использовать их в бытовых условиях не всегда удобно.
Важные технические характеристики
Чтобы приобрести или сделать своими руками надежный домкрат, стоит учитывать несколько основных параметров. Именно они влияют на эффективность и безопасность выполнения различных работ.
Грузоподъемность принято указывать в кг либо т. Этот показатель определяется на основании веса груза, который переносят максимально часто.
- Соответствие опорной площадки всем принятым нормам. Такой элемент обеспечивает упор оборудования в землю. Площадка должна быть устойчивой и не двигаться во время выполнения работ. Это возможно благодаря правильной форме основания.
- Высота подхвата, то есть подъемного кронштейна, признана еще одним важным параметром. Стоит отметить, что такой элемент может иметь разную форму, однако это не влияет на его эффективность и качество.
- Важно всегда учитывать высоту подъема. Речь идет о расстоянии от подхвата до опорной площадки.
- Усилие, прикладываемое при подъеме любых грузов, зависит от максимально допустимой массы. Этот параметр может отличаться для разных механизмов.
- На устойчивость всей конструкции влияет качество и прочность фиксации опорной площадки. Если изделие будет аккуратно собрано своими руками, груз не будет съезжать.
Самостоятельное изготовление домкрата
Практически каждый человек может сделать своими руками домкрат при наличии соответствующего опыта и всех необходимых деталей. Стоит отметить, что самостоятельная сборка на практике всегда выходит дешевле покупки готового оборудования. При создании такого устройства можно использовать различные схемы, хотя в целом выполнение работ остается одинаковым.
Сначала необходимо сварить пару реечных труб так, чтобы они визуально напоминали усеченную пирамиду.
- После этого из листа стали толщиной в 5 мм создается верхнее и нижнее основание.
- В верхней части подготавливается отверстие, где будет впоследствии приварена гайка. Подобное отверстие делают и в нижнем основании, однако туда вставляют механический пруток, необходимый для вращения.
Стоит отметить, что для создания домкрата своими руками лучше брать детали, выполненные из закаленной стали. Если говорить о винте, то оптимальным решением станет изделие с трапецеидальной резьбой. Правильно изготовленное устройство можно смело применять при ремонте автомобилей и выполнении строительных работ. Если подсоединить сюда металлический трос, то домкрат сможет заменить собой лебедку. Подобное устройство поднимет груз весом в 5–20 т.
Особенности эксплуатации оборудования
Чтобы домкрат был эффективным, надежным и долговечным, нужно правильно его использовать. Так, в процессе разворачивания опорную «пятку» аккуратно задвигают вглубь. Благодаря этому устройство будет ровным и устойчивым. В противном случае оно немного наклонится, а значит, груз может сдвинуться или вовсе выпасть.
Как только устройство займет нужную позицию, следует переместить выключатель в верхнее положение, а затем потянуть рычаг вверх, чтобы «пятка» уперлась в груз. Только после этого этапа можно приступать к подъему.
Во время работы с домкратом следует помнить о технике безопасности. Стоит находиться по левую сторону от инструмента и держать рычаг правой рукой. Его дополнительно берут левой рукой, располагая сбоку большой палец. При этом следует убедиться, что пальцы не дотрагиваются до реек, а голова не находится между рычагом и рейкой. Если не соблюдать такие рекомендации, возможно травмирование пальцев и сотрясение мозга.
Сам рычаг аккуратно раскачивают вверх-вниз. Если в процессе работы кажется, что домкрат слегка перекосился, следует переустановить его и начать все заново. После поднятия груза рычаг фиксируют в соответствии со схемой.
Стоит отметить, что опускание груза считается более травмоопасной процедурой, потому ее выполняют очень аккуратно и медленно. К возможным повреждениям обычно приводит выход шпонки. Чтобы избежать этого, важно крепко держать рычаг до тех пор, пока груз не коснется земли.
Реечный домкрат незаменим для каждого автомобилиста. Такое оборудование несложно сделать своими руками, используя несколько стальных труб, листов и крепежей. Готовое изделие нужно периодически очищать от грязи, поливая водой из шланга. Такого простого ухода достаточно для правильного функционирования конструкции.
Пошаговая инструкция по изготовлению домкрата для гаража своими руками
Пожалуй, очень важное качество домкрата, сделанного своими руками, – это обеспечение должного уровня безопасности. Разновидностей инструментов для подъемов грузов очень много. Но на самом деле, они практически всегда отличаются относительной простотой. Связано это с тем, что надежность – важнейшее качество подъемного механизма. А чем он проще устроен, тем лучше работает.
Виды и сравнительные характеристики
Наверное, у каждого хорошего хозяина есть в наборе инструмента домкрат. А те, кому часто приходится поднимать грузы, ремонтировать автомобиль, менять колеса, знают, что, по технике безопасности, необходимо ставить несколько единиц подъемного инструмента для страховки.
Конечно, в качестве запасного варианта может применяться обычный твердый предмет. Например, всем знакомо подкладывание кирпичей. Но такой кустарный подход попросту не может внушать должной уверенности. Поэтому иногда можно подойти к вопросу безопасности основательнее и сделать для гаража самодельный домкрат. Тем более никаких особых сложностей эта работа не предполагает.
Сегодня популярны такие виды:
У каждого вида домкрата есть собственные преимущества и недостатки. Какие-то проще в устройстве (следовательно, их легче собрать своими руками), какие-то считаются самыми надежными и мощными.
Винтовые
Устройство винтового домкрата максимально простое и проверенное временем. По этой причине эти виды считаются самыми распространенными. Часто именно такими домкратами комплектуются стандартные наборы автомобилиста.
Но, несмотря на то, что они просты в сборке, воспроизвести механизм самостоятельно будет очень сложно, потому что потребуется повторить особый рисунок резьбы, которая наносится на подъемный рычаг и упор. Зубьям задается трапециевидная форма по таким причинам:
- такая резьба обладает функцией самозатухания (не раскручивается под действием груза);
- передающее усилие многократно увеличивается (ограничения использования: от 500 килограммов до 10 тонн), что обеспечивает простоту в эксплуатации.
Такие подъемные инструменты стоят не дороже остальных аналогов, поэтому большого смысла в создании самодельного винтового домкрата нет.
Реечные
Реечные конструкции используются преимущественно для подъема грузов на большую высоту. В них также оптимально рассчитано усилие.
Механизм также достаточно сложен. Технологичность заключается в том, что рычаг постепенно приводит в движение шестерню, которая движется по вертикальной рейке со специальными стопорными отверстиями.
Сделать реечную конструкцию своими руками сложно.
Пневматические
Пневматические или бутылочные домкраты работают по принципу перекачивания сжатого воздуха в специальную емкость, которая выдавливает шток и поднимает груз. У таких моделей хорошая грузоподъемность, а запас хода ограничивается лишь длиной подъемной рейки.
Сделать самодельную пневматическую конструкцию можно, купив только основной механизм со сжатым воздухом. А рычаги и дополнительные детали (колеса, упоры) вполне по силам сделать своими руками, предварительно все рассчитав.
Гидравлические
Пожалуй, самым оптимальным вариантом подъемного механизма, сделанного своими руками, можно назвать гидравлический. Как правило, конструкция подразумевает создание подкатного механизма на колесиках и легкость при подъеме.
Принцип работы гидравлического домкрата такой же, как у пневматического. Только поднимает шток не сжатый воздух, а масло, имеющее низкий коэффициент сжатия. По этой причине гидравлические домкраты применяются в профессиональных автомастерских (некоторые модели способны поднимать груз до 20 тонн).
И, конечно, если воспроизвести конструкцию в собственном гараже, то получится полезный и незаменимый инструмент.
Приобретается емкость с маслом и рычаг для работы. А все остальные элементы проектируются по мере необходимости.
Как сделать домкрат для гаража своими руками
Среди большого количества схем домашних самодельных устройств популярностью пользуются винтовой и гидравлический механизмы. И если в первом случае потребуются отличные навыки в нарезании резьбы (делается сложной формы), то гидравлический вариант сделать проще.
Построение схемы
Гидравлический самодельный домкрат отлично подходит для самостоятельного использования. А в его способности обеспечить безопасность сомневаться не приходится, потому что масло не может неожиданно потерять свойства и сорваться с удерживаемого уровня. Поэтому при работе важно обратить внимание, пожалуй, только на крепость рычагов и их надежность.
Популярная схема самодельного гидравлического домкрата
Выбор материала и подготовка инструментов
В самодельной конструкции важно позаботиться о прочности. Поэтому в качестве строительного материала выбирается металл. Для каркаса используют:
- швеллер 10 миллиметров;
- швеллер 12;
- пруты 12 миллиметров;
- колесики для перемещения;
- резиновая часть для устройства чашки;
- крепежный материал.
Для подгонки материала потребуется:
- сварочный аппарат;
- болгарка с кругами для резки металла и шлифовки;
- сверла по металлу;
- гаечные ключи и отвертки;
- мерный инструмент: рулетка, линейка, маркер.
Несущая часть закрепляется с помощью сварки, чтобы получилась капитальная и крепкая конструкция. Верхние поворотные детали крепятся на болты или прут.
Сбор конструкции
Сначала создается Г-образное основание из швеллера 12 миллиметров. К нему крепится гидравлический бутылочный домкрат. После, с помощью болтов, к основанию крепится верхняя губа, на которую будет воздействовать шток домкрата. Шток закрепляется с помощью поворотного прута.
Дополнительным оборудованием при изготовлении служат колесики (подойдут от старой бытовой техники). Они помогут перемещать габаритную конструкцию по гаражу.
Пример самодельного гидравлического домкрата
Проверяем правильность работы
Разумеется, после окончания сборки важно проверить получившийся самодельный домкрат в «боевых условиях». Гидравлика рассчитана для подъема даже тяжелого автомобиля. Поэтому проверяем работу под грузом. Лучше всего подойдет машина. Кстати, испытания покажут недоработки и ошибки конструкции.
И только после проверки (даже неоднократной) самодельный домкрат готов к работе полноценно.
Особенности эксплуатации самодельного домкрата
За работу самоделки отвечает тот человек, который ее делал. Поэтому, сколько бы ни было уверенности, что самодельный домкрат выдержит вес, используем страховку дополнительным домкратом, если работаем под автомобилем.
Но это правило распространяется даже на покупную модель, потому что давно известно: техника безопасности пишется на основе ошибок. К сожалению, часто смертельных.