Evasamara.ru

Авто журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

К подъемным машинам относятся домкраты

Подъемно-транспортное оборудование

В производстве широко используются подъемно-транспорт­ное оборудование и машины, которые являются наиболее ти­пичными источниками получения механических травм. Число видов и типов машин и устройств для подъемно-транспортных операций велико.

Подъемно-транспортные машины и устройства можно разде­лить на две большие группы: транспортирующие и грузоподъем­ные машины и устройства.

Транспортирующие машины предназначены для перемещения массовых грузов непрерывным способом. К ним относятся сред­ства горизонтального транспорта: ленточные и цепные конвейе­ры (транспортеры), винтовые конвейеры (шнеки), пневматиче­ские транспортные устройства для перемещения главным обра­зом пылевидных материалов. Кроме того, широко применяется трубопроводный транспорт. Горизонтальное перемещение материалов возможно также средствами периодически действующего транспорта с помощью подвесных дорог, рельсовым и безрель­совым транспортом (железнодорожными цистернами, вагонетка­ми, автомашинами, автокарами и т. п.).

Примером средств горизонтального транспорта являются ленточные и цепные конвейеры, которые широко применяются в промышленности. Анализ травматизма показывает, что 90 % не­счастных случаев на них происходит в момент устранения на ходу конвейера неполадок вследствие захвата частей тела и оде­жды набегающими движущимися частями оборудования. Поэто­му на работающем конвейере запрещается исправлять смешение (сбег) ленты и устранять ее пробуксовку, убирать просыпавший­ся и налипающий материал, подметать под конвейером.

К числу средств горизонтального непрерывного транспорта относятся винтовые конвейеры (шнеки). Их используют для транспортирования на относительно небольшие расстояния го­рячих, пылящих или выделяющих вредные испарения грузов, так как их конструкция может обеспечить достаточную герме­тичность.

К числу средств непрерывного транспорта без гибких тяго­вых органов относятся пневматические транспортные устройст­ва. Транспортирующим агентом являются дымовые газы, нефтя­ные пары, водяной пар, воздух. Недостаток этого способа транс­портирования — повышенный износ оборудования от эрозии, при этом даже небольшая негерметичность может привести к значительным выбросам пыли и газа.

В качестве периодически действующего транспорта применя­ют автомашины и такие подъемно-транспортные устройства, как вагонетки, электрокары, приводимые в действие электродвигате­лями постоянного тока от аккумуляторов, автокары с бензино­вым двигателем, самоходные электро- и бензопогрузчики для штабелирования штучных грузов, другие виды транспорта. Же­лезнодорожный и речной транспорт занимает большое место среди других видов транспортирования сырья и материалов, а также готовой продукции.

Грузоподъемными машинами являются подъемные устройства циклического действия с возвратно-поступательным движением грузозахватного органа в пространстве. Грузоподъемные маши­ны можно разделить на подъемники и краны.

Подъемники поднимают груз по определенной траектории, заданной жесткими направляющими. К подъемникам относятся домкраты, блоки, ручные лебедки, лифты (грузовые и для подъе­ма людей).

Кран — это грузоподъемная машина, предназначенная для подъема и перемещения груза, подвешенного с помощью грузо­вого крюка или другого грузозахватного органа.

Основные опасности, возникающие при эксплуатации подъем­но-транспортных машин и устройств:

• падение груза с высоты вследствие разрыва грузового ка­ната или неисправности грузозахватного устройства (ГЗУ);

• разрушение металлоконструкции крана (тягового органа — в конвейерных установках);

• потеря устойчивости и падение стреловых самоходных кранов;

• спадание каната или цепи с блока особенно при подъеме груза, кроме того при раскачке блока возможно соскаль­зывание каната или цепи с крюка;

• самопроизвольное опускание груза при использовании ручных лебедок, при этом может иметь место травмирова­ние как самим грузом, так и приводными рукоятками;

• срыв винтовых, реечных и гидравлических домкратов, если они установлены на неустойчивом и непрочном ос­новании или не вертикально (с наклоном), а также само­произвольное опускание;

• ручные безрельсовые тележки могут являться источником травм при погрузке и разгрузке крупногабаритного груза.

Подъемно-транспортные машины содержат большое количе­ство разнообразных механизмов, обладающих комплексом меха­нических опасностей, перечисленных выше.

Опасная зона подъемно-транспортной машины не является постоянной и перемешается в пространстве при перемещении всей машины или ее отдельных частей.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные источники и причины получения механических травм на производстве.

2. Какие движения и действия технологического оборудования и инстру­мента являются наиболее опасными?

3. Какой ручной и механизированный слесарный, столярный и монтаж­ный инструмент может являться источником механической травмы? Рассмотрите возможные причины получения травмы.

4. Какие виды подъемно-транспортного оборудования представляют наибольшую опасность?

5. Каковы основные опасности подъемно-транспортных машин и уст­ройств?

Грузоподъемные механизмы и машины

Грузоподъемные механизмы и машины

Строительные подъемники и погрузочно-разгрузочные машины

На строительстве горных предприятий широко применяются грузоподъемные машины при монтаже конструкций зданий, технологического оборудования и на погрузо-разгрузочных работах. Их структура включает основание, несущую систему, силовой механизм и приспособление для связи груза и несущей системы.

Различают 4 класса ГПП:

  1. Грузоподъемные механизмы для линейного перемещения груза
  2. Строительные и монтажные подъемники
  3. Погрузочно-разгрузочные машины
  4. Строительные и монтажные краны.

Кроме того, ГПП делятся на переносные, передвижные, стационарные и самоходные.

Характеристики ГПП: размер рабочей зоны, грузоподъемность, высота подъема, грузовой момент, мощность привода, скорость перемещенного груза.

К грузоподъемным механизмам относятся домкраты, тали, лебедки. Домкраты служат для подъема грузов на высоту до0,6 м, при монтажных работах для передвижения и выверки конструкций и представляет телескопическую раздвижную пару с приводным и тормозным устройствами. Имеются винтовые, гидравлические и реечные домкраты. Винтовой имеет рукоятку 1, при повороте которой винт 2 перемещается в гайке 3 корпуса вниз или вверх в зависимости от установки защелки 5 храповика 4. Поднятый груз удерживается самоторможением винта (рисунок 1 а).

Рисунок 1 – Домкраты:

а – винтовой; б – реечный; в – гидравлический; г – беспоршневой.

Масса груза поднимаемого домкратом

,

где Р – усилие на рукояти, Н (грузоподъемность 1 – 20 тн).

R, S, h – радиус рукояти, шаг винта, к.п.д. домкрата.

Реечный домкрат (рисунок 1 б) поднимает груз при вращении рукояти 1, передающий через колесо 6 крутящий момент на вал-шестерню, которая выдвигает рейку 7 с грузовой площадкой (грузоподъемность до 0,5-10 тн).

, Н

где i – передаточное число шестерни и рейки;

d – диаметр делительной окружности реечной шестерни.

В гидравлическом домкрате усилие подъема от рукояти 1 сообщает плунжеру 11 цилиндра 10 возвратно-поступательное движение, при этом Рабочая жидкость из резервуара 12 через клапаны 13 и 9 поступает под поршень 8. Груз удерживается клапаном (рисунок 1 в).

, Н

где D– передаточное число шестерни и рейки;

l – диаметр делительной окружности реечной шестерни.

Гидродомкраты надежны, компактны, грузоподъемность до 50-200 тн.

Читать еще:  Реечный домкрат своими руками чертежи

Грузовые тали используют для сборочных т монтажных работ в местах, где применение домкратов затруднительно. Груз крепится на крюке тали, крюк с обоймой подвешивается на петле грузовой цепи, которая перемещается при вращении приводной звездочки. Удерживается груз тормозом с храповым остановом. Грузоподъемность талей с зубчатыми и червячными передачами составляет 2,5-100 кН, высота подъема груза до3 м. Электротали имеют грузоподъемность 25-500 кН, скорость подъема 0,085-0,42 м/сек. Во взрывоопасных условиях тали оборудуют пневмоприводом, реже гидроприводом.

Строительные лебедки предназначены для подъема и перемещения грузов с помощью канатов, навиваемых на барабан. Лебедки общего назначения применяются как самостоятельные грузоподъемные машины, а специальные – как часть кранов, подъемников и других машин. Привод лебедок может быть ручным, электрическим и гидравлическим. Главные параметры – тяговое усилие, канатовместимость и скорость каната. Ручные лебедки используются при малых объемах монтажных работ, когда перемещение груза идет с малой скоростью. Тяговое усилие 5-100 кН, канатовместимость -20-300м. При вращении вручную вала 1 крутящий момент через шестерни 2 и 4 передается на вал 5. Тормоз 3 обеспечивает остановку груза и спуска при обратном вращении рукояти.

Электрореверсивная лебедка имеет связь между барабаном 5 и двигателем 8 через редуктор 6. Подъем и спуск груза производятся реверсированием двигателя. Тормоз 7 автоматически замыкается пружиной или грузом при отключении двигателя. Электролебедки являются основным силовым оборудованием многих строи тельных машин. По назначению различают тяговые и грузоподъемные лебедки (рисунок 2).

Рисунок 2 – Схемы лебедок:

а – реечная; б – электрореверсивная: в – зубчато-фрикционная

Подъемники для перемещения грузов имеют платформы, клети или коши, движущиеся в направляющих; применяются для подъема строительных материалов, подачи материалов в смесительные машины и грохоты. Они просты по конструкции и в монтаже. Особо целесообразно их применение при отделочных, ремонтных, электромонтажных работах, когда из-за малых грузопотоков можно высвободить краны.

Строительные подъемники (рисунок 3) делят на грузовые и грузопассажирские.

Мачтовый строительный подъемник имеет опорную раму 2 с пневмоколесами 1. Мачта 3 имеет направляющие для платформы 5 поднимаемой лебедкой 5 и канатом 7, проходящим через блок 7 мачты. Грузоподъемность до300 кг, высота подъема до20 м.

Грузопассажирские мачтовые подъемники дополнительно оборудуются ограничителями грузоподъемности и блокировкой кабины. Грузоподъемность до800 кггруза или до 10 человек, скорость подъема до 35 м/мин.

Шахтный подъемник для подъема бетона, сыпучих материалов на высоту до100 ми массой до 3 тн может устанавливаться снаружи и внутри здания. Ковш 3 с грузом размещается на площадке или в клети 2, которая поднимается лебедкой по направляющим мачты шахты

Ковшовый (скиповой) подъемник служит для подачи материалов в смесительные и дробильно-сортировочные машины. Ковш 1 емкостью в 1 м 3 загружается в углублении, поднимается канатом 2 и лебедкой по направляющим 3 и на заданной высоте опрокидывает груз в приемник.

Струнный подъемник имеет 2-4 направляющих каната между нижней рамой на почве и вершиной на здании. На платформе предусмотрен выдвижной монорельс для подачи материалов. Высота подъема до40 м, грузоподъемность 0,2 – 0,5 тн.

Монтажные подъемники выполняются в виде двухзвенной или телескопической стрелы. На верхнем конце имеется платформа для рабочих. Стрела монтируется на шасси автомобиля или на прицепе с выпосными опорами. Грузоподъемность 0,2-0,5 тн, радиус зоны 20-30 м.

Рисунок 3 – Строительные подъемники:

а – мачтовый; б – схема запасовки канатов; в – шахтный;

г – скитовый; д — гидроподъемник

При шахтном строительстве широко используются краны для монтажа сборных конструкций, зданий и технологического оборудования надшахьного комплекса (эстакад, галерей, копров, погрузочных бункеров, очистных сооружений, зданий административно-бытовых комбинатов). Краны подразделяют на самоходные, стационарные, переставные и приставные, а по конструкции делят на башенные, пролетные и стреловые.

Башенные краны с башнями решетчатого типа и трубчатого могут быть

с поворотной платформой и с поворотной стрелой. Башенный кран общего назначения с поворотной платформой имеет ходовую раму 1 с механизмом передвижения 2. Полноповоротная платформа 3 с контргрузом 4 устанавливается на опорно-поворотном устройстве 5. Башня 7 шарнирно соединена с платформой и удерживается стойкой 8, стрела 9 – канатным расчалом 10; вылет стрелы изменяется лебедкой 11 и полиспасом 12 (рисунок 4).

Рисунок 4 – Башенные краны:

а – общего назначения с поворотной платформой; б – с трубчатой башней

Пролетные краны делятся на козловые, мостовые и кабельные и используются на полигонах и складах железобетонных изделий, на площадках укрупненной сборки, строительства промышленных зданий и т.д.

Стреловые самоходные краны имеют применение на монтажных, подъемно-транспортных работах в строительстве, особенно при разбросанных объектах с малыми объемами работ (электроподстанции, здания вентиляционных и компрессорных установок и др.) По ходовому оборудованию они делятся на железнодорожные, гусеничные, пневмоколесные, тракторные и автомобильные. Грузоподъемность их от 4 до 200 тн.

Эксплуатационная сменная производительность кранов и подъемников

,

где Р – наибольшая грузоподъемность, тн;

Кг, Кв – коэффициенты использования грузоподъемности и времени

tц – продолжительность цикла, мин.

К подъемным машинам относятся домкраты

К простым грузоподъемным машинам относятся домкраты, лебедки, тали.

Домкраты широко используются при ремонтных и монтажных работах для подъема груза на небольшую высоту (до 1 м), однако ими можно поднимать груз и на значительную высоту, если операция подъема выполняется в несколько последовательных приемов.

В отличие от других грузоподъемных машин домкраты располагаются под поднимаемым грузом, поэтому не требуется применение громоздких грузозахватных устройств.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Домкраты могут быть реечными, винтовыми и гидравлическими, причем винтовые и гидравлические домкраты изготовляются как с ручным, так и с машинным приводом, а реечные — только с ручным.

Грузоподъемность реечных домкратов 2—6 тс, высота подъема груза до 0,6 м. Домкрат работает следующим образом. Внутри корпуса перемещается по направляющим стальная зубчатая рейка. В верхней части рейки закреплена поворотная головка, а нижняя часть отогнута под прямым углом и образует лапу для подъема низко расположенных грузов. Рейка перемещается реечной шестерней, приводимой в движение от рукоятки посредством одной или двух шестеренчатых передач.

Грузоподъемность винтовых домкратов до 50 т, высота подъема груза до 0,4 м. Дократ состоит из литого или сварного корпуса, бронзовой или чугунной гайки, закрепленной в верхней части корпуса, стального винта с прямоугольной или трапецеидальной одйозаходной резьбой, поворотной головки, рукоятки, храпового колеса, собачки, оси и стопора.

Читать еще:  Жидкость для подкатного гидравлического домкрата

Винт вращается рукояткой при. помощи храпового колеса, жестко соединенного с винтом. Собачка при помощи стопора фиксируется в положении, соответствующем вращению винта в сторону подъема или опускания груза.

Винтовые домкраты изготовляются также с поступательно движущимся винтом и вращающейся гайкой. Для компактности домкрата винт может быть телескопическим.

Барабан с выходным валом редуктора может соединяться различными способами.

Наиболее простое соединение получается при закреплении барабана на длинном трехопорном выходном валу редуктора, однако при такой конструкции усложняется монтаж, лебедка должна иметь жесткую раму и требуется редуктор специального изготовления.

Домкрат представляет собой простейший механизм, предназначенный для подъема тяжеловесного штучного груза на высоту 100 — 500 мм. По принципу работы домкраты бывают винтовые, гидравлические, клиновые и реечные.

Винтовые домкраты изготовляют грузоподъемностью до т. Они надежно удерживают поднятый груз в любом положении и могут плавно его опускать.

Винтовой домкрат состоит из стального или чугунного корпуса, в верхней части которого имеется гайка. В гайку входит винт с прямоугольной или трапецеидальной нарезкой, который при вывинчивании поднимает груз.

Угол подъема разьбы принимается равным — 5°, что обеспечивает самоторможение винта. Вращение винта производится при помощи рукоятки с трещоткой, надетой на квадратный конец верхней части винта.

В более простых домкратах рукоятки применяют без трещоток. Мощные домкраты оборудуют винтовыми салазками.

Гидравлические домкраты работают по принципу гидравлического пресса. При помощи насоса с малым диаметром поршня жидкость нагнетается в рабочий цилиндр с большим диаметром поршня. Воздействуя на большую площадь рабочего поршня, жидкость создает значительное усилие, используемое для подъема груза. Домкрат состоит из цилиндра с поршнем для подъема груза и резервуара для рабочей жидкости, в котором помещается насос. Жидкость подается насосом в цилиндр и поднимает поршень с грузом. Для опускания груза открывают кран и выпускают жидкость из-под поршня обратно в резервуар. В рабочем цилиндре создаются давления порядка 35,0 — 50,0 МПа, поэтому необходимо хорошо уплотнить поршень. Обычно это достигается применением специальных кожаных манжет, расположенных в выточке стенок рабочего цилиндра. По сравнению с винтовыми домкратами гидравлические отличаются большей грузоподъемностью, плавностью подъема и опускания груза и точностью остановки груза на заданном уровне. Однако они имеют и недостатки: более сложное устройство, большую массу и меньшую скорость подъема. В качестве рабочей жидкости применяют смесь из воды со спиртом и глицерином или веретенное масло. Во всех случаях жидкость должна быть незамерзающей.

Рис. 4. Винтовые домкраты:
а — винтовой домкрат с трещоткой; б — гидравлический домкрат обыкновенный; в — гидравлический домкрат телескопический

Гидравлические домкраты разделяют на обыкновенные и телескопические. Телескопические домкраты имеют два поршня, входящих один в другой. При работе насоса оба поршня поднимаются сначала вместе, затем заплечики наружного поршня упираются в буртики рабочего цилиндра, а дальше поднимается только один внутренний поршень. Этим достигается экономия объема рабочей жидкости, т. е. при той же подаче жидкости обеспечивается ускорение подъема груза и увеличение высоты подъема за счет уменьшения грузоподъемности домкрата.

Клиновые домкраты предназначены для точной центровки (по высоте) оборудования при производстве монтажных работ. Домкрат состоит из корпуса, в котором смонтированы скользящий и подъемный клинья. Скользящий клин приводится в движение ходовым винтом, вращаемым вручную специальным трещоточным ключом 5. Подъемный клин имеет в верхней части самоцентрирующуюся сферическую шайбу, на которую опирается центрируемый механизм или оборудование. В зависимости от массы устанавливаемого механизма при центровке могут применяться одновременно несколько домкратов. По окончании центровки устанавливают штатные клинья, а домкраты последовательно удаляют. Высота домкрата равна 35 мм, а наибольшая высота подъема мм, поэтому при зазорах, превышающих 40 мм, пользуются прокладками. Малые габарит и масса домкратов позволяют пользоваться ими в труднодоступных местах.

Реечные домкраты изготовляют грузоподъемностью до Ют с высотой подъема 0,3—0,4 м и имеют ручной привод.

Реечный домкрат состоит из корпуса, в котором перемещается стальная зубчатая рейка. Верхний конец рейки имеет вращающуюся головку, на которую опирается груз; нижний конец загнут и образует лапу для подъема низкорасположенных грузов. Грузоподъемность на лапе равна половине основной грузоподъемности домкрата. Рейка поднимается и опускается вращением рукоятки, которая связана с рейкой зубчатыми передачами. Для компактности передачи шестерни выполняются как одно целое с валами, количество зубьев минимальное — четыре. Зубья имеют корригированный профиль. На приводном валу реечного домкрата заделано храповое колесо, а на корпусе шарнирно — собачка, которая, упираясь в зубья храпового колеса, препятствует опусканию рейки. Поднимать груз реечным домкратом с откинутой собачкой запрещается.

Рис. 5. Клиновый домкрат

Рис. 6. Реечный домкрат

По правилам Госгортехнадзора рукоятка домкрата должна иметь грузоупорный тормоз, т. е. обеспечивать торможение домкрата при подъеме груза, а также мгновенную остановку его при внезапном освобождении рукоятки.

ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ МАШИНЫ

Грузоподъемные машины и механизмы являются одним из основных видов оборудования, применяемого в строительстве. Они широко используются для выполнения строительно-монтажных, погрузочно-разгрузочных, различных ремонтных и вспомогательных работ; обслуживают людей при подъеме и спуске в зданиях.

Грузоподъемные машины и механизмы можно подразделить на следующие группы: домкраты, лебедки и тали; подъемники; краны.

Главный параметр грузоподъемных машин — грузоподъемность — наибольшая допустимая масса груза, включая массу съемного грузозахватного приспособления. Грузоподъемность выражают в единицах массы (килограмм, тонна). В отличие от массы сила тяжести груза (вес тела) зависит от ускорения свободного падения и выражается в единицах силы (ньютон, килоньютон).

Грузоподъемные машины, как и значительная часть строительных машин, работают прерывно (циклично), т.е. периоды работы отдельных механизмов чередуются с периодами пауз. Одним из основных параметров грузоподъемных машин, оказывающих влияние на выбор основных характеристик двигателей, пути торможения, коэффициента запаса прочности и т.п., является интенсивность использования механизма, т.е. относительная продолжительность включения (%):

где /в — время работы механизма в течение цикла, c;t —время цикла машины, с.

Для электрооборудования грузоподъемных машин ПВ определяют для промежутка времени не более 10 мин, а для механизмов — не более 1 ч. За номинальные значения П В приняты 15, 25, 40 и 60%.

Читать еще:  Манжет для домкрата своими руками

ДОМКРАТЫ, ЛЕБЕДКИ И ТАЛИ

Домкраты применяют для подъема грузов на небольшую высоту при монтажных и ремонтных работах, в установках для бестраншейной прокладки коммуникаций, в строительных машинах (например, выносные опоры кранов) и т.д. Различают винтовые, реечные и гидравлические домкраты. Они могут иметь ручной, электрический или гидравлический привод.

Рис. 4.1. Домкраты

Винтовой домкрат (рис. 4.1, а) состоит из корпуса 5, стального винта 3 с прямоугольной или трапецеидальной резьбой, бронзовой или чугунной гайки 4 и приводной рукоятки 2. Груз опирается на рифленую головку 7, которая свободно вращается на верхней части винта. Вращением рукоятки винт выходит из гайки и поднимает груз.

При работе на слабом основании под корпус домкрата подкладывают доски. Для работы в стесненных условиях применяют рукоятки с трещотками. Состоит трещотка из храпового колеса 7и защелки

6. Для фиксации защелки в одном из крайних положений в корпусе рукоятки размещают стопор с пружиной.

Особенностью домкратов этого типа является свойство самоторможения, которое обеспечивается выбором угла подъема винтовой нарезки. Он должен быть меньше, чем угол трения в резьбе. КПД винтового домкрата 0,3. 0,4, грузоподъемность до 50 т при высоте подъема груза до 0,6 м.

Усилие, прилагаемое к рукоятке винтового домкрата, определяют по формуле (Н)

где 2 /D 2 , можно получить в гидравлическом домкрате большой выигрыш в силе.

Лебедки предназначены для подъема и перемещения груза с помощью стального каната или цепи, навиваемых на барабан. Различают лебедки с ручным и механическим (от двигателя) приводом, общего и специального назначения.

Главным параметром лебедок является тяговое усилие S. Также они характеризуются канатоемкостъю барабана и скоростью навивки каната.

Механические лебедки общего назначения изготовляют в большинстве случаев с электрическим приводом (обычно применяют асинхронные крановые электродвигатели, допускающие большие перегрузки). По виду кинематической связи между двигателем и грузоподъемным барабаном эти лебедки подразделяют на реверсивные и зубчато-фрикционные.

Реверсивная лебедка (рис. 4.2): вал электродвигателя 4 через соединительную муфту 3 постоянно соединен с редуктором 7, выходной вал которого, в свою очередь, соединен с грузоподъемным барабаном 5. Канат может навиваться на барабан в один или несколько слоев. В первом случае барабан нарезной, во втором — гладкий. Наружная поверхность соединительной муфты 3 используется в качестве тормозного шкива двухколодочного электромагнитного тормоза 2 (см. § 1.5).

Изменение направления вращения барабана (опускание или подъем груза) достигается реверсированием направления вращения вала электродвигателя с помощью специальной пусковой электроаппаратуры (барабанные контроллеры, магнитные пускатели, контакторы и т.п.).

Реверсивные лебедки общего назначения имеют тяговое усилие 3. 125 кН, грузоподъемность 0,3. 2,5 т, канатоемкость до 800 м при скорости навивки каната до 0,7 м/с.

Рис. 4.2. Кинематическая схема реверсивной лебедки с электроприводом

В настоящее время выпускают лебедки с барабаном, имеющим несколько частот вращения. Благодаря жесткой кинематической связи эти лебедки безопасны в работе и применяются во всех механизмах, связанных с подъемом людей.

Зубчато-фрикционные лебедки, в отличие от реверсивных, имеют нежесткую кинематическую связь между электродвигателем и грузоподъемным барабаном: фрикционное устройство позволяет при необходимости отключать барабан от двигателя. В настоящее время фрикционные лебедки применяют редко. Их недостатками являются сложность управления и необходимость регулирования муфт, тормозов и систем блокировки. По сравнению с реверсивными лебедками фрикционные менее безопасны в работе из-за отсутствия жесткой связи барабана с двигателем.

Лебедку с механическим приводом выбирают по тяговому усилию и канатоемкости барабана. Тяговое усилие лебедки равно натяжению в ветви каната, наматываемой на барабан [см. (1.31)].

Минимально допустимый диаметр барабана для легкого, среднего и тяжелого режимов работы выбирают по диаметру каната dK (см. § 1.5) из соотношения D = (16, 18, 20) dK.

Канатоемкость барабана зависит от высоты подъема груза Н и кратности полиспаста /пол. Кроме того, для ослабления натяжения каната в месте его крепления на барабане оставляют свободными 1,5. 2 витка каната. Тогда длина каната будет равна (м)

Скорость каната, навиваемого на барабан, м/с, при скорости подъема vr, м/с, равна

Необходимая мощность двигателя (кВт)

где Sk — усилие в канате, навиваемом на барабан, Н; Г| — КПД лебедки.

По полученному значению мощности подбирают крановый электродвигатель с продолжительностью включения, соответствующей режиму работы механизма. Редуктор подбирают по передаточному числу, режиму работы и мощности двигателя.

Передаточное число редуктора

где пдв — частота вращения двигателя, мин -1 ; п6 частота вращения барабана, мин -1 :

Здесь Dcp — средний диаметр навивки каната на барабан, м.

Тали — простые грузоподъемные механизмы, применяемые при монтаже и ремонте санитарно-технических устройств, трубопроводов и т.д. в недоступных для кранов местах. По типу привода тали бывают ручные и электрические. Тельферы — это тали с электроприводом, смонтированные на передвижных тележках. Их широко применяют на погрузочно-разгрузочных работах для подъема и перемещения грузов по подвесным путям.

Тельфер (рис. 4.3) состоит из асинхронного короткозамкнутого кранового электродвигателя 7, грузоподъемного барабана 8, на ко-

Рис. 4.3. Тельфер

тором подвешен грузовой полиспаст с крюковой обоймой 10. Крутящий момент от электродвигателя через вал 5 и зубчатые передачи, объединенные в редуктор 7, передается на грузоподъемный барабан. Груз на весу удерживают дисковым тормозом 6 закрытого типа, диски которого размыкаются только при пуске электродвигателя. Рычаг 9 связан с ограничителем высоты подъема, автоматически отключающим двигатель в случае достижения крюковой обоймой предельной высоты. Опускание груза осуществляется реверсированием электродвигателя.

Тележка 3, к которой подвешен тельфер, приводится в действие от самостоятельного электродвигателя и редуктора 2, с помощью которых передвигается по монорельсу 4. Тельферами управляют снизу при помощи легкого дистанционного пульта с кнопками.

Грузоподъемность тельферов колеблется в пределах 0,25. 10 т при высоте подъема до 35 м. Скорость подъема груза составляет порядка 8 м/мин, а передвижения — до 20 м/мин.

Благодаря компактности конструкции и простоте обслуживания тельферы находят широкое применение при выполнении подъемно-транспортных, монтажных и ремонтных работ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector