Evasamara.ru

Авто журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Производство машинного масла

Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах

Как делают моторное масло

Много лет назад, в 1873 году, профессору Джону Эллису удалось впервые получить моторное масло. Он немало времени уделил изучению характеристик сырой нефти. Многочисленные опыты позволили ему сделать вывод, что она обладает прекрасными смазочными характеристиками.

Как делают моторное масло

Добавив изготовленную смазочную жидкость в клапанный механизм паровых двигателей, он заметил, что движение клапанов стало намного плавней. Уменьшился износ деталей, увеличилось время работы силовой установки. Джон зарегистрировал свое открытие и открыл первое в мире производство моторной смазки.

Технология изготовления

Начинается все с добычи сырой нефти. Она подвергается фильтрованию, где очищается от вредных компонентов. Все операции выполняются на специализированных предприятиях, имеющих соответствующее оборудование. Моторные масла делятся на несколько типов, каждый из которых отличается комплектующими и свойствами.

Самыми дешевыми считаются минеральные. Они изготавливаются из нефти, которую подвергают фильтрации и стандартной прогонке. Синтетические относятся к самому дорогому классу. В их основу включены вещества, полученные после сложных химических манипуляций с продуктами из газа и нефти. Гибрид вышеописанных составов стали называть полусинтетикой.

Как делают моторное масло: производственный процесс

Современный процесс изготовления смазочных продуктов для новейшей техники подразделяется на несколько этапов. Сначала проводится подготовка сырья, из которого получаются определенные масляные фракции. Для получения компонентов автомасел используются специальные технологические установки, выполняющие переработку нефти в соответствии с поточными схемами.

После перегонки нефти получаются дистиллятные фракции масла:

  • 350-420 градусов;
  • 420-500 градусов;
  • Более 500С.

Современная нефтеперерабатывающая промышленность открывает новые возможности перегонки, используя минимальный фракционный состав. В итоге получается намного больше базовых масел.

На следующем этапе все фракции проходят очистку на специальных маслоблочных установках. Причем очистка может выполняться различными способами. В основном проводится селективная очистка имеющихся масляных фракций. Для этого используется:

  1. Смесь трикрезола с фенолом;
  2. Деасфальтизат, входящий в состав пропана.

В результате получается остаточный рафинат масляной фракции. Его гидроочистка выполняется в постоянном катализаторе. Происходит выработка остаточного рафината при температуре более 500°С. На заключительном этапе происходит получения товарных масел путем компаундирования масляных составляющих и специальных присадок.

Ежедневно на дорогах появляется все больше автомобилей самого высокого класса. Безусловно, изготовители моторных масел учитывают этот фактор. Каждый производитель автомобиля создает особое техническое задание по изготовлению новейшей смазки, соответствующей характеристикам двигателя автомобиля. Она должна надежно защищать двигательную систему и продлять срок ее эксплуатации.

Разумеется, описанная выше технология имеет обобщенный характер. Каждый изготовитель смазочных продуктов старается держать в тайне технологию получения новейшего масла. Только так можно оставаться на плаву в век жесткой конкуренции.

Производство моторного масла: характеристики, технология и процесс изготовления

Производство моторного масла началось еще в конце 19-го века. Родоначальником данного процесса считается Джон Эллис, работавший над смазочными материалами для двигателя автомобиля. Сегодня различные присадки для производства моторных масел настолько расширили ассортимент, что разобраться в нем быстро не получится. Так как же производится данное сырье и в чем его ценность?

Сырье

Производство моторного масла, как и любого другого, не обходится без сырья – того вещества, из которого получается конечный продукт. Минеральное масло изготавливается из нефти. Но до того, как она попадает на завод смазочных материалов, ей необходимо пройти ряд очисток на нефтеперерабатывающих предприятиях. В первую очередь из нефти выпариваются самые легкие бензольные соединения — это спирт, керосин, бензин различного октанового числа. И вот когда нефть после многочисленных обработок превращается в мазут, она попадает на линию производства масла.

Казалось бы, мазут настолько густой, что является конечным продуктом переработки нефти, однако, пройдя вакуумную очистку, он расщепляется на минеральное масло и гудрон. Вот как раз гудрон и является остатком от переработки сырой нефти. Но и он не пропадает, а идет на производство асфальта по всей стране. Таким образом, производство моторных масел в России косвенно помогает развивать строительство автодорог.

Первый этап производства

На первом этапе производства моторного масла происходит процесс гидроконферсии с участием водорода. Частицы этого газа очищают базовое сырье от примесей азота и сернистых соединений. Масло, полученное таким способом, относится к 2-й группе. Это отличает моторное масло российского производства от других продуктов, ведь не все компании применяют в производстве гидроконферсию. Кстати, в ходе данного процесса масло приобретает свой цвет, прозрачность и специфический запах.

Второй этап производства

Производство моторного масла на втором этапе включает в себя добавление в продукт соответствующих присадок. Так как требования к нему предъявляются разные, в соответствии с устройством двигателей автомобилей, а также условий их эксплуатации, существует множество сортов. Например, в летний период рекомендуется применять масло большей вязкости, а в зимнее время, соответственно, с меньшей. Для дизельных двигателей требуется один тип моторного масла, для бензиновых — другой, а для автомобилей, работающих на газе, — третий.

Все эти сорта можно получить, добавив в базовое сырье соответствующие присадки. Для каждой присадки требуется своя температура растворения. Некоторым достаточно 0 градусов, другим 100, а третьи растворяются только при 120 или даже 150 градусах. Но при этом многие присадки разрушаются при экстремально высоких температурах. То есть пока растворяется присадка, требующая 120 градусов, другая может начать растворяться уже при 100 градусах. Это обстоятельство заставляет производителей добавлять присадки по одной, попеременно то нагревая, то остужая масло.

Устройства компаундирования

Современные заводы по производству моторного масла используют различные устройства компаундирования, то есть смешивания базового сырья с присадками, ведь обычного нагрева для этого недостаточно.

Смешивается масло в специальных баках. При этом используется либо медленная мешалка, либо быстрый вентилятор, либо воздух, подаваемый под давлением.

Читать еще:  Как проверить оригинальность масла motul

У каждого метода есть свои недостатки и достоинства, используемые для производства того или иного типа. Например, если в масло входит компонент, легко расщепляемый воздухом, вплоть до самовозгорания, то, естественно, применяется метод перемешивания с помощью вентилятора.

Также имеет значение, какая вязкость у получаемого масла, от этого зависит скорость перемешивания.

Компоненты присадок добавляются специальными дозаторами во избежание нарушения пропорций. На современных производствах моторного масла установки по компаундированию полностью автоматические. Заводы покупают их у известных производителей, таких как, например, SiemensandHalske. Или изготавливают их самостоятельно.

Виды присадок

Для каждого типа масла применяется тот или иной набор присадок. Их может быть не 2 и не 3, а гораздо больше. От количества зависят характеристики масла и его качество.

Например, в стандартное минеральное масло могут входить: H-парафин, циклопарафины, поликонденсированные нафтены, моноароматические и полиароматические соединения, изопарафин.

В состав высококачественного продукта включается изопарафин с разветвленными цепями. И это далеко не полный список ингредиентов, ведь многие из них являются коммерческим секретом производителя. В этом смысле технология производства моторного масла сродни, например, производству кока-колы — ее состав тоже известен единицам специалистов и тщательно охраняется.

Качества современных продуктов

Процесс производства моторного масла стал настолько технологичным, что получившийся продукт на порядок лучше того, что использовался в автомобилях еще 10 или 20 лет назад.

Современное масло обладает высокой окислительной стабильностью, что делает его долговечнее. И если раньше масло нужно было менять каждые 3-5 тысяч километров пробега, то теперь оно выдерживает и 7, и 10 тысяч.

Другое новшество – масло стало выдерживать более высокие температуры. Это приводит к тому, что в двигателе не образуется нагар и загрязнения. Вязкость стала стабильной, не зависящей от температуры окружающей среды и двигателя. Это дольше защищает движущиеся части двигателя и сказывается на экономии топлива.

Современное масло замерзает только при экстремально низких температурах. Поэтому двигатель, в который залит качественный продукт, легко запускается даже в самых суровых погодных условиях.

Производство моторного масла в России

Моторное масло, производимое в Российской Федерации, по своим характеристикам ничем не уступает своим аналогам в других странах. При этом оно на порядок дешевле. Это происходит по многим причинам. Во-первых, сырье для производства добывается Роснефтью по всей России и предоставляется для заводов по низким ценам. Специалисты для заводов готовятся в России, например, на Новокуйбышевском нефтеперерабатывающем комбинате работают выпускники Самарского государственного университета.

Недалеко от упомянутого завода располагается Средне-волжский научно-исследовательский институт по нефтепереработке, то есть процесс производства постоянно улучшается силами специалистов данного заведения.

В результате автомобильное масло «Роснефть» рекомендовано для продукции заводов АвтоВАЗ и Волжского автозавода. Данное масло способно не терять свои свойства на протяжении 15 000 пробега. При этом его цена гораздо ниже зарубежных аналогов. Ведь весь процесс производства проходит на одном заводе, а значит, нет дополнительных наценок. Даже пластиковые бутылки для упаковки готового масла производятся на том же самом заводе, а не покупаются у другого предприятия.

Отработанное масло и экология

С отработанным машинным маслом ситуация в России обстоит не очень хорошо. На сегодняшний день только 15 % отработанного масла попадает в переработку, остальное сливается в грунт. Это недопустимо для жизни всей биосферы планеты. Отработанное масло, попадая в почву, проникает в грунтовые воды и выходит в реки и озера. Рано или поздно, его присутствие окажет на людей, пьющих такую воду, смертельный эффект. Понимая это, например, в Германии, перерабатывают почти 55 % всего отработанного масла.

И если в быту можно использовать небольшое количество отработанного масла, например, для смазки велосипеда или бензопилы, то на больших производствах его используют в гидравлических системах, трансмиссиях сельхозтехники, для обработки деревянных шпал и консервации техники в армии. То есть способов применений много, но зачастую получается, что вторичная переработка обходится дороже нового товара. Отсюда и нежелание вторичного использования сырья. Человек, думая о своем обогащении, часто забывает обо всем другом.

Заключение

Если у пользователя накопилось слишком большое количество отработанного масла, его можно сдать в пункты приема именно такого масла, открытых по всей стране. Оттуда оно попадает на заводы, где после обработки и очистки из него могут сделать топливо, или оно находит другие применения.

К сведению, способами физической и химической очистки отработанного масла занимаются те же самые научно-исследовательские институты, что и занимались его производством. Так что для них в данной задаче нерешаемых вопросов нет.

Из чего делают моторное масло

Изначально моторное масло получили еще в 1873 году из сырой нефти, которой смазывались закисшие клапана парового двигателя. В дальнейшем, для улучшения свойств нефтяные масла смешивались с жирами животного происхождения, что давало температурную стабильность, но усиливало вязкость смазки. При появлении двигателей внутреннего сгорания использовать эту смазку стало невозможно.

На заре машиностроения для защиты двигателя применяли растительное (например, касторовое) масло, и смазочные материалы, получаемые путем перегонки нефти. Затем минеральное масло научились очищать и улучшать его свойство при помощи дополнительных компонентов – специальных присадок.

Но эти масла обладали многими недостатками, в частности, оставались нестойкими при тяжелой нагрузке в двигателях самолетов. Поэтому, во время Второй мировой войны в Германии для нужд авиации были получены синтетические моторные масла.

Из чего делают моторное масло в настоящее время? С минеральным маслом все достаточно просто – его по-прежнему получают путем перегонки нефтепродуктов, которые затем подвергаются дополнительной очистке. От степени очистки масла и наличия присадок зависят его эксплуатационные свойства. С синтетическим маслом все гораздо сложнее.

Читать еще:  Масло для форд фокус 2

Из чего делают синтетическое моторное масло

Базовое масло, которое служит основой для получения синтетических масел, производят путем химического синтеза из газа этилена, получаемого при пиролизе нефти и других низших углеводородов. Путем сложных реакций он превращается в децен, из которого синтезируют полиальфаолефины, имеющие различные свойства. Чтобы получить моторное масло, отбирают вещества, обладающие наиболее низкой вязкостью и другими подходящими характеристиками. Затем в базовое масло добавляются присадки, придающие ему необходимые свойства. Существуют базовые масла, производимые и из других продуктов перегонки нефти.

Кто производит базовые моторные масла

Базовые масла всех типов делятся на группы по способу их получения и итоговым свойствам.

  • 1 группа изготавливается путем селективной очистки нефтепродуктов.
  • 2 группа – дополнительная высококачественная очистка нефтепродуктов.
  • 3 группа – гидрокрекинг очищенных нефтепродуктов.
  • 4 группа – синтетическое масло на основе полиальфаолефинов.
  • 5 группа – масла из сложных эфиров органических кислот.
  • 4 группа наиболее часто используется как базовое масло для производства синтетики. Основные мировые производители базовых масел этой группы:
    ExxonMobil – производит более половины базовых масел в мире, Chevron Phillips, Chemtura, INEOS и Idemitsu Kosan Co также производят базовые синтетические масла.

Кто производит присадки для моторных масел

Для того, чтобы моторное масло приобрело все необходимые свойства, к нему добавляют специальные полимерные присадки, оказывающие противокоррозионное, антиокислительное действие, улучшающие вязкость и температурную устойчивость. Разработка пакета присадок под каждое конкретное масло и модель двигателя – сложная задача, требующая больших производственных и аналитических мощностей.

В связи с этим в мире существует пять основных производителей присадок ко всем моторным маслам. Это Lubrizol, Ethyl, Infineum (объединенная организация из компаний ExxonMobil и Royal Dutch Shell), а также Afton и Chevron. В странах СНГ имеется хорошая научная база по разработке присадок, но в настоящее время производство их на территории этих стран отсутствует.

Где производят моторные масла для России

Моторное масло играет важную роль в обеспечении функциональной работы двигателя. Различные предприятия, занимающиеся его разработкой и изготовлением, реализуют свою продукцию на территории РФ. Выделим основные компании, которые производят моторные масла для России.

Mobil

Именитый бренд Mobil является крупнейшим предприятием в мире, занимающийся производством нефтесодержащих продуктов и автохимии. Концерн реализует продукцию по всему миру, но наибольшим спросом пользуется у отечественных автомобилистов. Поэтому компания расширила торговые представительства на территории РФ. Стоит отметить, что Mobil не имеет предприятия, выпускающего моторную жидкость на территории РФ. Однако для российского рынка смазочные продукты Мобил производят на крупнейших предприятиях Франции, Швеции и Финляндии.

Согласно классификации API, моторная смазка Mobil относится к категории SN/SM и применяется для бензиновых двигателей. Для дизельных агрегатов, компания выпускает смазки категории API CF. Масло, производимое для российских потребителей, обладает высоким уровнем качества. Это доказано международными допусками и нормами производителей авто:

Моторные смазки, выпускаемые для российских потребителей, полностью соответствуют категории Low SAPS. То есть они характеризуются низким процентным составом фосфора, серы и сульфатной золы. Система фильтрации отработавших газов соответствует уровню Евро 4-5. Автомобильные масла Mobil также используются для силовых агрегатов с установленными сажевыми фильтрами. На территории России выпускаются смазки и для турбированных двигателей с прямым впрыском топлива. Согласно эксплуатационным характеристикам, автомасло может применяться для высоконагруженных двигателей, что особенно важно для условий российского климата.

На территории РФ пиковый рост продаж Mobil был зарегистрирован в 2016-2017 годах. Это масло является лидером у российских потребителей благодаря отличным характеристикам и температуре застывания -39°C. Также стоит отметить участившиеся случаи подделки. Поэтому масло лучше приобретать в специализированных магазинах и филиалах на территории РФ.

Shell

Британо-нидерландская компания Shell занимается производством смазочных продуктов и автохимии. Компания расширила сеть филиалов на территории РФ в связи с увеличившимся спросом на моторную жидкость. Одним из самых востребованных смазывающих компонентов считается масло Shell Helix Ultra 5w40. В его состав входят синтетические вещества, полученные на основе природного газа. В маслах Шелл не содержатся вредные примеси, за счет чего улучшаются эксплуатационные характеристики двигателя.

Для иностранных государств моторные смазки производятся на европейских заводах. Для российских потребителей их выпускают в Торжке, где расположен крупнейший завод Royal Dutch Shell. Это лучшие масла для дизельных агрегатов с установленными фильтрами DPF.

Масло Shell Helix Ultra сделано на основе технологии Pure Plus без использования нефти, а только на природном газе – этим обусловлена эксплуатационная устойчивость и длительный рабочий ресурс состава.

Компания Ferrari использует Шелл Хеликс Ультра 5w40 для спортивных автомобилей. Отметим, что другие производители масел не были удостоены такой чести. Смазка также отличается большим количество допусков от производителей авто:

Согласно мнению специалистов, моторное масло, произведенное не территории России для местных потребителей, не отличается по качеству от европейского оригинала, а в некоторых аспектах даже превосходит. По международной классификации API Shell соответствует уровню SN/CF. Европейские стандарты присвоили ему показатели A3/B4, A3/B3. Это говорит о том, что продукт создан для новых типов двигателей, работающих на дизеле и бензине. В 2016-2017 годах компания стала второй по реализации ГСМ на территории РФ, уступив пальму первенства корпорации Mobil.

Корейский производитель моторных смазок ZIC завоевал большую популярность у российских автовладельцев благодаря хорошему эксплуатационному ресурсу. Корейцы производят смазочные продукты для европейских и азиатских стран. С 1998 года компания Lubricats стала производить моторные жидкости для России.

Смазка ZIC 10w40 пользуется спросом у отечественных автолюбителей, поскольку ее степени вязкости превосходят синтетические продукты третьей категории по классификации API. Также стоит отметить, что ZIC позволяет запускать систему зажигания даже при -25°C. Поэтому смазка 10w40 от корейской компании подходит для российских регионов с умеренным климатом. Она не теряет уровень вязкости при высоких температурах. Поэтому для ЗИК 10w-40 характерен минимальный расход, за счет чего уменьшается формирование нагара.

Читать еще:  Давление масла газ 24

Согласно классификации SAE, индекс вязкости ZIC 10w40 относит моторную жидкость к категории SM/CF. Для россиян также предлагают модификации раннего производства категории SL для бензиновых двигателей. Согласно европейским стандартам, масло относится к группе A4/B4 A3/B3. Смазки ZIC отличаются свойствами:

1. очистки и промывки двигателя;

2. защиты от износа;

3. защиты от коррозии и окисления;

4. экономии топливного расхода.

Рабочий ресурс ЗИК находится на уровне синтетических продуктов. Допуски от производителей авто:

Esso Ultra 10w40

Моторная жидкость Esso также входит в число наиболее востребованных продуктов у отечественных потребителей. Для российского рынка Эссо производят в Финляндии. Фирменные масла обладают высокими свойствами антиокисления, за счет чего улучшается эксплуатационный ресурс силового агрегата. Защитные свойства автомасла также находятся на высоте, а в плане очистки двигателя оно уступает корейским конкурентам ZIC. После использования Ultra 10w40 было отмечено присутствие отложений в двигателе. Эссо Ультра 10w-40 характеризуется увеличенным интервалом замены и практически не выгорает.

Согласно эксплуатационным характеристикам, Esso относится к категории SJ/SL/CF с уровнем вязкости 10w40 по API. Универсальный масляный состав используется для бензиновых и дизельных агрегатов. По европейским стандартам относится к группе A3/B3.

В течение нескольких лет Esso входит в группу лидеров по продажам смазочных продуктов в России. Что касается допуска от производителей авто, то отметим только Фольксваген и Мерседес-Бенц.

Eneos

В переводе с греческого языка, Neos означает новый, а E – энергия. Таким образом, японские компании Nippon&Energy, слившиеся в единую корпорацию, разработали название бренда Eneos.

Японцы производят смазочные продукты на минеральной основе. Приоритетным рынком сбыта является Россия. На родине их используют для японских моделей Honda, Nissan, Mitsubishi.

Что касается внешних рынков сбыта, то для России и европейских стран моторные масла Eneos производят на южнокорейском заводе. В составе базовых жидкостей используют присадки, созданные в Японии. Отметим, что окончательный состав присадок несколько отличается от японских версий масла Энеос.

Японские специалисты делают это для того, чтобы скорректировать характеристики масла и увеличить его эксплуатационные характеристики в зависимости от условий применения: качества дорог, грязи, пыли, температурных условий. В России можно использовать масло Eneos корейского разлива без опасения, поскольку оно соответствует климатическим условиям регионов.

Не рекомендуется приобретать масло Энеос, если на канистре обозначен иной производитель. А не Южная Корея, поскольку японские заводы не выпускают смазочную продукцию для экспорта.

Idemitsu

Компания выпускает смазочные продукты для таких японских автогигантов, как Toyota, Nissan, Mazda, Mitsubishi. Отметим, что моторные жидкости Идемитсу используются не только для заливки в авто на сборочных конвейерах, но при замене. Японская корпорация Idemitsu Kousan входит в список крупнейших производителей смазочных продуктов.

Моторные жидкости Idemitsu премиум-класса Zepro, поставляемые для России, производятся исключительно на японском заводе города Чиба. Это дорогая линейка моторных смазок, реализуемая в жестяных канистрах. Такие канистры производится только в Японии. К другой линейке относятся бюджетные масла Идемитсу, производимые на территории Сингапура для Российской Федерации. Обе линейки масел практически не отличаются по качеству и эксплуатационным характеристикам.

Стоит отметить, что если российский владелец авто обнаружил на рынке моторную жидкость Idemitsu Zepro 5w40 в металлической канистре объемом 4 л и стоимостью около 3000 рублей, то, скорее всего, он попал на оригинальный продукт.

Поддельные масла Idemitsu чаще всего реализуют в пластиковой таре с идентичной этикеткой, на которой указана страна-производитель Япония. Кроме того, на упаковках очень часто указывают, что продукт сделан на синтетической основе.

Так как японская компания специализируется на создании только минеральных продуктов на базе гидрокрекинга, то дубликат в пластиковой таре, скорее всего, сделан китайскими производителями, не имеющим отношение к японской компании. Несмотря на то, что японцы сравнительно недавно стали производить масла для России, они оставила положительные впечатления у отечественных потребителей.

Mitasu

На протяжении 8 лет компания Mitasu выпускает моторную жидкость в качестве японского производителя. В 2010 году фирма под названием MG Trading Limited переформировалась в Mitasu Oil Corporation, одного из лидеров японских производителей смазочных продуктов.

Согласно заявленным целям новоиспеченной компании, моторные жидкости создавались на основе произведенных масел, а также готового сырья и дистрибьюции.

Представители компании говорят о том, что для создания моторных смазок Mitasu применяются базовое сырье от компании Mobil и целый комплект присадок: Lubrizol, Afton, Infineum. Исследовательские центры Mitasu разрабатывают инновационные формулы для создания новой автомобильной жидкости собственного производства.

Несмотря на то, что Митасу считается молодой компанией, под ее именем уже реализовывают поддельную продукцию. К примеру, российские автолюбители заметили, что на металлической канистре с маслом Mitasu указана страна-производитель Япония, штрих-код говорит о том, что жидкость сделана в Малайзии, а по анализу таможенной базы, представляла Сингапур. Тем не менее, владельцы авто по достоинству оценили оригинальную смазку Mitasu.

Компания наращивает обороты по поставкам масла в РФ. Отметим, что моторные смазки для России производятся на японских заводах, а по соотношению между качеством и ценой могут составить конкуренцию вышерассмотренным брендам. Однако, несмотря на положительные отзывы владельцев авто о качестве и рабочем ресурсе жидкости, около трети покупателей высказались негативно. Это связано с тем, что в смазке используются присадки с высоким содержанием фосфатов и серы, формирующих отложения в двигателе, что со временем приводит к его износу и деформации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector